научная статья по теме СПОРТ И КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СПОРТ И КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

© ЭО, 2004 г., № 5

С. А. Абдулкаримов

СПОРТ И КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Одним из конструктов культурной идентичности новейшего времени, наряду с музыкой, изобразительным искусством, архитектурой, живописью, кинематографией, стал выступать спорт. Столь высокая популярность спорта, его престижность и вездесущность стали возможными благодаря как формированию единого общемирового финансово-информационного пространства, так и стремительному росту этнической самоидентификации в современном мире. Со вступлением человечества в постиндустриальную эпоху спорт в массовом сознании людей стал все больше выражать социальную и культурно-историческую солидарность народов. Начиная с 1950-1970-х годов спортивная культура на Западе стала предметом исследования представителей многих гуманитарных наук, а понятие "большой спорт" стало частью понятия "большая политика"1.

Традиционный спорт и идентичность в доиндустриальный период

Истоки развития современного спорта восходят к глубокой древности, к тому периоду, когда занятия физическими упражнениями были необходимы для выживания в условиях суровой окружающей природы. Они были связаны с трудовой деятельностью людей и потребностью обороняться от врагов. В разные исторические периоды в культуре народов мира традиционные виды спорта выполняли различные социальные функции, включая оздоровительные, воспитательные, коммуникативные, развлекательные, военно-прикладные, обрядовые и т.д.2

С древних времен спортивные состязания, являясь частью календарных и религиозных праздников и обрядов, имели ритуально-магическое значение. Концептуально дополняя обрядовые церемонии, они символизировали ритуальное противоборство человека с природой. Согласно народным поверьям, коллективные состязания в силе, ловкости и выносливости, в цикле календарных праздников, придавали земле силу, плодородие и высокую урожайность3, а в похоронно-поминальной обрядности - символизировали сакральную связь с умершими и служили своего рода данью уважения

4

и преданности предкам .

В традиционных доклассовых обществах не существовало культа спортивных достижений в современном его понимании. Первоначально спортивные победы воспринимались не столько как достижения отдельных участников соревнований, сколько как проявление долга победителей перед общиной, племенем, родом. Традиционные состязания вызывали глубокое сопереживание у сородичей и соплеменников, что порождало у них религиозные чувства и внутригрупповую солидарность. Победители соревнований в представлениях окружающих рассматривались как избранники богов и пользовались большим уважением и авторитетом в обществе.

В эпоху военной демократии занятия физическими упражнениями были составной частью деятельности таких социальных институтов, как мужские союзы, одна из главных функций которых - воспитание и подготовка молодежи к полноценной деятельности в коллективе в мирное и военное время. Сегодня мужские союзы имеют широкое распространение во многих доиндустриальных обществах Азии, Африки и Океании. Еще в недавнем прошлом, а в некоторых случаях и в новейшее время, данный феномен можно было наблюдать среди народов бывшего СССР, в Центральной

Азии, на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке5. В начале XX в. специфические мужские объединения существовали и у некоторых европейских народов - у эстонцев, западных украинцев, русских казаков, румын, молдован, черногорцев и т.д.

В доиндустриальный период традиционные спортивные занятия у многих европейских народов, являясь частью этнической культуры, имели многофункциональный характер и порою отражали реалии повседневной жизни. Так, например, в Нидерландах и Франции среди традиционных видов спорта были широко распространены состязания на ходулях, в Шотландии и Ирландии - бросание жерди, в Голландии -скоростной бег на коньках, в Англии и Германии - игры в мяч, в Скандинавских странах - лыжные гонки и т.д.

В России у русских в этот период большой популярностью пользовались кулачные бои, борьба, взятие снежных городков, лапта; у татар и башкир, как и у многих тюркских, а также монголоязычных народов - национальная борьба, верховая езда, бег; у народов Кавказа - различные виды единоборств, бег, верховая езда; у народов Сибири и Дальнего Востока - состязания на байдарках, гонки на оленьих и собачьих упряжках, борьба и стрельба из лука и т.д.

Будучи неотъемлемой частью народной культуры, традиционный спорт стимулировал самоорганизацию и консолидацию общества, способствовал сохранению его социально-культурных связей с прошлым. В конечном счете, в процессе активного внутриэтнического общения, соревновательные игры способствовали осознанию своей культурной идентичности, формированию чувства коллективизма среди членов этнических образований.

Спортивный национализм как явление эпохи модернизации

С переходом к новому времени меняется система социально-культурных ориента-ций в обществе. Первоначальные ценности спортивной культуры, основанные на идеях гуманизма, красоты и здорового образа жизни, постепенно уступают место материальным, утилитарным потребностям и зрелищности. Если прежде достижения в спортивных соревнованиях были обусловлены ростом социального престижа, то с индустриализацией общества основным стимулом спортивных побед становится материальная выгода.

Англия, стоявшая у истоков промышленной революции, была организатором и законодателем первых международных спортивных соревнований и современного спорта, основным критерием которого стали универсальные ценности, проповедующие индивидуалистские и прагматические начала.

В условиях становления и кристаллизации новых социально-культурных связей, основанных на экономических интересах, через спорт происходит приобщение традиционных обществ к ценностям западной цивилизации. Такие соревновательные игры как футбол, крикет, бокс и другие виды английского спорта постепенно в процессе модернизации становятся национальным достоянием колониальных народов Британской империи и в дальнейшем включаются в программы международных спортивных соревнований.

В промышленно развитых европейских странах, прежде всего, в крупных городах, происходит постепенное вытеснение прежних культурных традиций из жизни общества6. Традиционные игры и развлечения теряют свою значимость - отдельные виды спортивных соревнований трансформируются в классические виды современного спорта, а некоторые из них под влиянием рыночной экономики приобретают прагматическую основу и становятся коммерческими и профессиональными.

Процессы экономической модернизации, охватившие европейские страны в XIX в., вызвали значительные социально-политические изменения в жизни общества и,

прежде всего, рост политического и культурного национализма. Как отмечает Анд-реас Каппелер, европейские многонациональные государства в XIX в. были потрясены национальными движениями. Новое понятие нации стало основным объектом идентичности и лояльности, принципом устройства современного мира7. В условиях бурного развития капиталистической экономики в XIX-XX вв., политического передела мира и трансформации династических империй в национальные государства спорт становится транслятором национальных идей - через спорт активно пропагандируются идеи национальной солидарности, единства и сплочения нации. В этот период многие спортивные общества в Европе становятся ядром будущих этнонацио-нальных движений и организаций. Появляются многочисленные гимнастические общества, клубы фехтования и гольф-клубы, первые объединения альпинистов и любителей гребли, парусного и других видов спорта. Именно на этот период приходится активная деятельность национальных гимнастических обществ в Германии, Франции, Швейцарии, Швеции, Дании, Финляндии, Австро-Венгрии и других странах, ставших предвестниками спортивного национализма в Западной Европе. На рубеже XIX-XX вв. в странах Восточной Европы - в Чехии, Словении, Польше, Хорватии, Болгарии - появляется патриотическое движение спортивных объединений "Сокол", консолидировавших славянские народы в борьбе за создание национальных независимых государств на территории Габсбургской и Османской империй.

В начале XX в. сокольские клубы организуются и в России. Позднее они объединяются в "Союз русского сокольства"8. Идеи консолидации и сплочения нации через спорт в критические и переломные периоды истории получают активную поддержку со стороны государств. Так было в Германии в периоды патриотических войн на протяжении XIX-XX столетий, во Франции - после поражения во франко-прусской войне 1871 г., в России после крымской и русско-японской войн. В XIX-XX вв. в России, как и в Германии, Франции и других европейских странах, среди патриотически настроенной части интеллектуалов и средних слоев городского населения занятия физическими упражнениями и традиционными видами спорта рассматривались как неотъемлемая часть выражения культурной самобытности и национального менталитета в противоположность универсалистским ценностям английского игрового спорта.

Глубокий экономический кризис, потрясший Европу в 1920-1930-е годы, и Вторая мировая война, в итоге приведшая к крушению мировой колониальной системы и образованию стран социалистического лагеря, привели к разделу мира на две полярные общественно-политические системы и утверждению нового двухполюсного миропорядка. Если в период новой истории ведущей тенденцией в развитии общества было стремление формировать новые государства, то в период новейшей истории усиливаются межнациональные (межгосударственные) интеграционные связи. В спорте окончательно утверждаются игровые виды спортивных соревнований, которые становятся национальным достоянием многих народов и государств. Глубинная человеческая потребность в культурной идентификации в индустриальном обществе (особенно в период его расцвета. - С.А.) заметно меняется - человек начинает "...идентифицировать себя с нацией вместо деревни"9, гомогенность традиционного общества сменяется гетерогенностью социальных и профессиональных субкультур10, которые в различной степени начинают зависеть от профессионализирова

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком