научная статья по теме СРАВНЕНИЕ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН» Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «СРАВНЕНИЕ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»»

АНАЛИЗ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Д. И. АЛЕКСАНДРОВА

Москва

Сравнение как способ создания художественного образа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Сравнение является одним из способов характеристики персонажей в художественном произведении. У Шолохова сравнение как художественный прием имеет ряд особенностей. Как известно, среди сравнений выделяются две группы: сравнения абстрагирующие (в них сравнивается конкретный предмет с абстрактным понятием; например: ночь— как сказка) и конкретизирующие (в них сопоставляются конкретные предметы; например: руки— когтистые, как у коршуна). В произведениях Шолохова преобладают конкретизирующие сравнения — с человеком, животным, явлениями природы и даже с артефактами. Эти сравнения выполняют изобразительно-конкретизирующую и эмоционально-оценочную функции. Другая особенность шолоховских сравнений заключается в том, что в них присутствуют традиционные, восходящие к фольклору образы (например, образы пригнувшейся травы, пшеницы, богатырей — по отношению к персонажам). Из более частных особенностей отметим преобладание визуальных характеристик и отсутствие устойчивой отрицательной коннотации в сравнениях людей с животными. При характеристике сравнений важны три фактора: с чем сравнивается (образ сравнения), кто сравнивает (автор, персонажи), что лежит в основе сравнения (т. е. что именно выделяется во внешнем облике, поведении, характере, судьбе персонажа).

Григорий Мелехов — центральный персонаж романа «Тихий Дон». С раз-

витием сюжета образ Григория приобретает трагические черты. В характере его сочетается множество положительных черт: душевная чуткость, мягкость и при этом мужество, решительность, а также честность, постоянное стремление к справедливости. Однако герой оказывается изгоем, не находит себе места ни среди белых, ни среди красных, ни среди зеленых; рушится его семейная жизнь, погибает любимая. Причины такого крушения и объективны, и субъективны: с одной стороны, суровые обстоятельства гражданской войны; с другой стороны, страстный, неукротимый характер самого героя.

Можно выделить несколько групп сравнений, предметом которых является Григорий: 1) зооморфические (сравнения с волком); 2) антропоморфические (сравнения с ребенком); 3) сравнения, характеризующие поведение Григория во время гражданской войны; 4) различные ситуативные одиночные сравнения.

Наиболее ярким из сравнений, характеризующих Григория Мелехова, является сравнение с волком. Все сопоставления, в которых присутствует волк, так или иначе относятся к Григорию. Они возникают в авторской речи:

Фомин и остальные уходили на восток, как преследуемые борзыми волки: изредка огрызаясь и почти не оглядываясь; (Григорий) так же неожиданно оборвал смех, по-волчьи ыац-нув зубами;

в речи персонажей:

[Прохор о Григории:) Как схватится он за маузер! Побелел весь, ощерился, как волк, а зубов у него полон рот, не меньше сотни...; [Дуняшка при встрече с братом:) Серый какой-то стал, как бирюк;

в речи самого Григория:

Ежели бы я пограмотнее был, может, и не сидел бы тут с вами на острове, как бирюк, отрезанный половодьем; Иду вот к чужой жене на побывку, без угла, без жилья, как волк буерачный.

В большинстве примеров сопоставление происходит на основании каких-то внешних признаков или действий героя и зверя. Сравнения, основанные на внешнем сходстве, в тексте достаточно часшшы. На фоне развивающегося сюжета, раскрывающего характер Григория, они перестают быть только изобразительной характеристикой героя и образным украшением языка. Читатель связывает их и с внутренней сущностью персонажа. Фольклорная основа образа оживает и начинает коротко, емко и цельно характеризовать главного героя. Фольклор представляет волка одновременно и жертвой (изгоем, преследуемым), и хищником (убийцей, преследователем). Кроме того, с волком связаны представления о вожде, причем чаше всего — вожде боевой дружины. Легко заметить сходство этих древних представлений с положением и судьбой героя романа «Тихий Дон».

Сравнения Григория с ребенком, чертом, бешеным (поддержанные аналогичными метафорами) встречаются реже, однако они очень важны:

От потери крови мутила тошнота, и он такал, как ребенок, грыз пресную в росе траву, чтобы не потерять сознания; Григорий дрожа,! больше, чем лошади, чувствовал, что на ногах он так же слаб сейчас, как грудной ребенок; [Кудинов:] — Ты бы на себя сейчас поглядел: на черта похож...; Из половни он [Григорий) на рысях вывел своего застоявшегося коня; до крови обрывая ногти, разрыл в кизяках седло и вылетел из ворот, как бешеный.

Эти основанные на внешнем сходстве сравнения образно указывают на двойственность характера Григория, который, подобно ребенку, глубоко переживает события, открыт миру (например, он часто любуется природой), честен и при этом необуздан в страстях.

Разрушительное начало и подчеркивает упоминание черта. Однако для характеристики Григория сравнения с ребенком и чертом имеют гораздо меньшее значение, чем сравнение с волком: первые используются автором для описания многих персонажей. Так, с детьми сопоставляются и Аксинья, и Кошевой, и Петр, и другие персонажи, а сравнения с чертом характеризуют, например, взбешенного Пантелея Прокофьевича. Однако другие персонажи сравниваются или только с ребенком, или только с чертом, а одновременные сравнения и с ребенком, и с чертом можно отнести лишь к Григорию.

Отдельную группу составляют сравнения, предметом которых является судьба Григория во время гражданской войны.

Вот авторская характеристика:

После этого Григорий еше двое суток подряд жил по ближним от Каргинской хуторам, пьяным кружалом пуская жизнь; Трудно на-щупывалась тропа, как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробшась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет...

и итог:

Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.

Эти сравнения, поэтичные и грустные, контрастируют с характеристиками, которые дают поведению Григория другие персонажи:

[Кудинов:) Ты — как бык: где жрешь, там инадворничаешь; [Копылов:) Дуришь, Григорий Пантелеевич! Как мальчишка ведешь себя!; [Изварин:) Ты, милый мой, будто новорожденный.

Григорий оценивается с позиции обыденного «здравого смысла»; сопоставления не раскрывают трагедии героя и сводят его метания к неровности и вздорности характера. Однако самые многочисленные характеристики героя Шолохов вкладывает в уста самого Григория. Как один из персонажей, Григорий принадлежит к той же языковой среде, что и остальные герои романа, но его оценки явно ближе к авторским — сложностью, экспрессивностью, разнообразием образов (это и человек, и стихия, и артефакты):

Блукаю я, как метель в степи; В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе; Иной раз, вспоминаючи всю свою жизнь, глянешь, — а она, как порожний карман, вывернутый наизнанку; У меня выбор, как в сказке про богатырей: налево поедешь — коня потеряешь, направо поедешь — убитым быть... И так — три дороги, и ни одной нету путевой.

Аналогии со стихией, сказочными героями придают образу Григория размах, эпическую силу. Но одновременно и этот размах, и эта эпическая сила гибельны дня героя, потому что неподвластны ему, неуправляемы.

Наиболее многочисленны и разнообразны сравнения, дающие внешнюю, яркую и зримую характеристику персонажа: сидел по-калмыцки; ты какой-то, как рыба, снулый; спал, завернув голову в полу, как птица под крыло. Эти и подобные сравнения выполняют прежде всего изобразительную функцию.

Очень колоритны сравнения, которые представляют Пантелея Прокофьсвича Мелехова. Все они характеризуют его внешний облик, поведение, т. е. являются, скорее, изобразительными: я как кремневое ружье; старик бьи похож на судака; раздулся, чисто паук; забегал, как худой щенок; по-котовски жмурился; торжественный, как ктитор у обедни и др. Самыми частотными являются сопоставления героя с петухом, кочетом: старик ходил гордый, как молодой петух; прыгнул молодым петухом; по-петушиному подпрыгивал; он поджал по-кочети-ному ногу; наскочил, как драчливый кочет. Этот образ вполне соотносится с вспыльчивым и гордым характером персонажа, и мы можем говорить об авторском приеме нагнетания однородных образов и превращения их из чисто внешней характеристики в более глубокую. сущностную характеристику героя. На те же особенности характера Пантелея Прокофьевича указывают и сравнения с явлениями природы: на пороге тучей буревой укрепился Панте-лей Прокофьевич; старик ворвался ураганом. Но автор не забывает и о других чертах персонажа, указывая на деловитость, практичность старшего Мелехова: коротко, по-хозяйски приказаа; хозяином прошел в амбар; Он и отступать готовился как настоящий хозяин: все, что могло понадобиться в поездке, было пре-

дусмотрительно приготовлено им. Суть жизни Пантелея Прокофьевича — в сохранении достатка, порядка, чести в казачьем доме. Именно он на протяжении романа вместе с женой поддерживает жизнь мелеховского куреня, в отсутствие воюющих сыновей служит опорой большой семьи.

По сравнению с образом Пантелея Прокофьевича образ Ильиничны неожиданно беден на сопоставления. Сравнения, связанные с ней, разрозненны и мало поддаются обобщению: Ильинична точила Пантелея Прокофьевича, как ржавь железо; гусыней проплыла Ильинична; Ильинична по-молодому проворно покрылось платком. Из немногих описаний самым пронзительным является эпизод, рисующий безграничное горе матери, которой не довелось перед смертью увидеть сына:

По коричневому лицу ее. по глубоким мор-шинам на шеках катились мелкие, как бисер, слезинки. Понурив голову, она вытирала их рукавом кофты, шершавой ладонью, а они все сбегали по лицу и, капая на завеску, пестрили ее, словно частый теплый дождь.

Характеризуя Петра Мелехова, автор использует всего несколько сравнений. В первых главах романа Шолохов указывает, что он пошел не в мелеховс-кую породу: во внешности Петра постоянно подчеркиваются пшеничные усы. Самые яркие сравнения появляются при описании эмоций Петра, выходящего из укрытия к красногвардейцам и в ужасе ожидающего расправы:

Петро вышел последним. В нем, как ребенок под

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком