научная статья по теме СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЖАНР СУММЫ И "БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ Языкознание

Текст научной статьи на тему «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЖАНР СУММЫ И "БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2014, том 73, № 3, с. 69-76

_ МАТЕРИАЛЫ _

И СООБЩЕНИЯ

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЖАНР СУММЫ И "БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ © 2014 г. А. В. Топорова

В статье рассматриваются средневековые суммы как особый литературный жанр, обладающий определенными содержательными и формальными характеристиками, такими как "коллекционирование знаний" по заданной теме, строгая классификация материала, ссылка на авторитеты, цель не только практическая, но и нравственная. Возникнув в рамках схоластического метода, сумма, первоначально претендовавшая на "научное" представление материала, постепенно стала расширять сферу своего функционирования, ориентироваться на более широкие круги читателей и даже проникать в область художественного творчества. "Божественная комедия" Данте рассматривается как особая трансформация жанра суммы.

The present article studies medieval summa as a literary genre in its own right with well-defined content and formal characteristics such as "collection of knowledge" on a given subject, strict classification of material, references to authorities, and both practical and moral aims. Originating in the scholastic method, the summa gradually expanded its range of applications, catering to broader categories of readers and even making its way into literature. The "Divina Commedia" of Dante Alighieri is considered as a special transformation of the genre of summa.

Ключевые слова: средневековая западноевропейская литература, поэтика жанра, сумма, схоластический метод, "Божественная комедия" Данте Алигьери.

Key words: Western medieval literature, poetics of genre, summa, scholastic method, "Divina Commedia" of Dante Alighieri.

Возникновение и повсеместное распространение схоластического метода в Средние века с его стремлением к обобщению и классификации обширного материала в разных областях знания стало непосредственной причиной появления нового жанра - так называемой суммы1. Новые европейские народы, пройдя различные стадии отношения к античному наследию, постепенно пришли к убеждению в необходимости использования его достижений и соединения их с христианским вероучением. Согласование античной науки (философии, в первую очередь) с церковным

1 В западном литературоведении принято использовать обозначение "энциклопедии" с добавлением эпитетов "досо-временные" или "средневековые", во избежание путаницы с аналогичным понятием Нового времени. Мы предпочитаем говорить о суммах как типично средневековом жанре, по сути дела, принципиально отличающемся от современного энциклопедического жанра, возникшего в XVIII в. (наиболее яркий пример - Энциклопедия Дидро и д'Аламбера). Кроме того, сами средневековые авторы никогда не употребляли слова "энциклопедия" применительно к своим произведениям; они называли их суммами, компендиумами, компиляциями, зерцалами, сокровищем; часто использовали названия De natura rerum ("О природе вещей") или De proprietatibus rerum ("О свойствах вещей"), ставшее почти жанровым обозначением. См. об этом [1; 2].

учением стало непосредственной задачей схоластики, пытавшейся создать синтез христианского богословия и аристотелевской логики. Одним из ее существенных аспектов являлась проблема соотношения общего и единичного, проблема универсалий. Более частной задачей, скорее, не столько теоретической, сколько практической, была попытка привести к некоему единству все многообразие знаний, доставшихся как от античности, так и от раннего христианского периода.

Наиболее яркий выразитель схоластического метода мышления Фома Аквинский пишет в "Сумме теологии" (Сумма богословия, ч. I, вопрос 11, раздел 1): "Ведь каждое сущее может быть простым или составным. То, что просто, неделимо как актуально, так и потенциально, в то время, как составное [обретает бытие] лишь тогда, когда его части сходятся и составляют это самое составное, пока же его части разделены, оно лишено бытия. Отсюда понятно, что бытие всякой вещи заключается в ее целостности, т.е. пока она сохраняет единство, она сохраняет и бытие" [3, с. 106]. Единство, совокупность понятий, представлений, знаний в той или иной области неизбежно предполагает наличие некоей класси-

фикации, при которой каждое положение занимает свое, определенное место в общей структуре, гармонично сочетаясь с другими ее элементами. Недаром понятие пропорции играет столь существенную роль в эстетической системе Фомы. Характерной особенностью схоластического метода является особое внимание к форме, стремление создать систему формальных выводов, обобщающих богатейший практический материал. Именно такая задача и стояла перед средневековыми философами и богословами, видевшими свою цель в систематизации огромного материала, дошедшего до них из античности и требовавшего своего осмысления с точки зрения христианского вероучения.

Осуществление этой задачи связано с жанром суммы. Как литературный жанр сумма формировалась постепенно. Прототипом этого жанра принято считать "Этимологии" Исидора Севиль-ского (VI-VII вв.), сыгравшие исключительно важную роль в передаче античного культурного наследия. В своем труде Исидор дает целостную картину мироздания, раскрывающуюся через названия отдельных предметов. Анализируя название, Исидор раскрывает свойства вещи, а затем подтверждает их примерами. Если относительно "Этимологий" еще нельзя говорить о системности подхода к материалу, то во всяком случае, стремление к связности сведений из отдельных областей знания (богословия, космологии, географии, искусства, культуры) и попытки их упорядочить, выстроить определенный ordo rerum, несомненно, присутствуют. Исидор рассматривает классы вещей и явлений как низшей природы (животные, растения, минералы), так и связанных с человеком и его деятельностью (предметы тривиума: грамматика, риторика, диалектика, и квадривиу-ма: арифметика, геометрия, музыка, астрономия, а также механика, или ремесла). Важной особенностью его подхода является то, что он не просто составляет компиляцию, т.е. собирает сведения из различных источников и соединяет их или даже систематизирует, но пытается упростить их, сделать доступными широкому читателю, осуществляет, по словам французского исследователя Б. Рибемона, переход от "ученого знания" к более широкому знанию [2, с. 51; 4, с. 22]. Сам Исидор в прологе к своему произведению уподоблял компилятора торговцу москательными товарами, смешивающему различные вещества и получающему в результате новую субстанцию.

В ранний период существования схоластики (IX-XII вв.) можно говорить не столько о суммах в общепринятом понимании этого термина, сколько о компендиумах, компиляциях по отдель-

ным темам, не претендующих на всестороннее освещение вопроса. В этот период происходит ряд важных изменений в культурной жизни европейских городов. Главное из них - преобразование школ в университеты и появление интеллектуальной прослойки горожан, заинтересованных в знаниях. Появляются переводы с арабского и греческого, вновь открывают философию Аристотеля, знакомятся с арабской математикой и астрономией. Приобретает актуальность некогда высказанная Августином мысль о необходимости изучения наук для лучшего понимания Священного Писания. В связи с этим возрастает потребность освоения знаний, накопленных предыдущими поколениями, и, соответственно, его обобщения и организации. В университетах того времени существовало три приема работы с текстом - чтение (lectio), вопрошание (quaestio), подведение итогов (summa). Последний из них предполагал системность, краткость и полноту выводов [5, с. 23-45]. Все эти свойства перешли и к сумме как литературному жанру.

XIII в. принято, вслед за Ле Гоффом [6, с. 25], называть веком энциклопедизма. Именно тогда было создано подавляющее большинство средневековых сумм, выработался характерный "энциклопедический" стиль, сформировались критерии жанра (постоянные характеристики, присутствующие во всех сочинениях этого типа, хотя и не фиксируемые их авторами как таковые). Вместе с тем средневековые суммы весьма разнообразны по объему, содержанию, целям, которые ставит автор, форме, названиям [7, с. 281]. В первой половине XIII в. появляется "Сумма богословия" Александра Галеса, главное отличие которой от предшествующих работ с аналогичным названием заключается в существенном расширении рассматриваемого материала: автор дает обоснование церковным догматам, используя всю философию Аристотеля, а не только его логику, как это делалось ранее. Французский богослов того же времени, Филипп Канцлер, в своей "Сумме о благе" ("Summa de bono", 1225-1228 гг.) опирается не только на Аристотеля и Боэция, но и на малоизвестные тогда имена современных ему философов. Постепенно переход от фрагментарности к целостности, стремление к энциклопе-дичности и научности становятся фундаментальными характеристиками средневековых сумм. Наряду с богословскими, философскими, логическими суммами ("Сумма теологии" Альберта Великого, "Сумма против язычников" и "Сумма теологии" Фомы Аквинского, "Сумма логики" Оккама) появляется огромное количество сумм о природе. Альберт Великий пишет "Сумму о тва-

рях". Александр Неккам сочиняет стихотворную "Хвалу божественной мудрости", описывающую в десяти книгах небо, воздух, море, землю, недра, растения, животных и человека, а затем создает ее краткий вариант "О природе вещей". С таким же названием появляется сочинение Фомы из Кантимпре. Варфоломей Английский пишет труд "О свойствах вещей", а Жан Корбешон переводит его на французский язык. Винсент из Бове сочиняет "Зерцало великое", Брунетто Латини создает на французском свое "Сокровище", которое сразу же переводится на итальянский. И это далеко не полный перечень того, что было создано в жанре суммы в XIII в.

Рассмотрим несколько наиболее ярких образцов этого жанра с точки зрения их содержания и формальной структуры. В 40-60-е годы XIII в. был написан впечатляющий по своему объему и замыслу труд - "Зерцало великое" ("Speculum majus"). Его автор - доминиканский монах Винсент из Бове, бывший библиотекарем и капелланом при дворе Людовика IX. "Зерцало" состоит из 80 кни

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком