научная статья по теме США КАК ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИМПЕРИЯ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «США КАК ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИМПЕРИЯ»

УДК 97(73)

США КАК ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИМПЕРИЯ

© 2015 г. В.В. Согрин

Институт всеобщей истории РАН, Москва

Автор, характеризуя внешнюю политику США как имперскую, указывает на важное отличие Соединённых Штатов от всех империй прошлого. Американский имперский мессианизм во все времена был освящён идеалами демократии и либерализма. В статье показано, как органичный, но глубоко противоречивый синтез империи, либерализма и демократии влиял и продолжает влиять на внутреннюю и внешнюю политику США.

Ключевые слова: либерально-демократическая империя, «империя по приглашению», идеализм и реализм, неоконсерватизм, современный миропорядок.

Являются ли Соединённые Штаты Америки империей? Этот вопрос всегда был остро дискуссионным. Разногласия в существенной мере проистекают из различий в трактовке понятия империя. Приведём современные определения, которые не дают возможности назвать США империей. Известный российский обществовед Е.Г. Ясин пишет: «Империя - это государство, в котором один народ (государствообразующий) устанавливает господство или доминирование над другим или другими народами, обычно с присоединением территории их расселения, и удерживает их под своей властью силой или угрозой силы» [15, с. 7]. США под такое определение на протяжении большей части своей истории не подходят. Многие современные исследователи, в отличие от Е.Г. Ясина, полагают, что «государствообразующего народа» в империях вообще нет. Как пишет американский историк и этнолог Р. Суни, «право на власть в империи исходит от господствующего института, а не от согласия управляемых» [13, с. 39-40]. Следуя данному определению, США также нельзя назвать империей, поскольку в них власть делегируется волеизъявлением большинства, и если оно не одобряет внутренней или внешней политики государственных институтов, то меняет или обновляет власть. Если следовать пониманию империи, разделяемому Р. Суни и многими современными исследователями, то надлежит заключить, что демократия и империя вообще несовместимы.

Большинство американских авторов разделяют именно то мнение, что империя может быть творением только авторитарного (деспотического, монархического и т.д.) или тоталитарного (правого или левого) режимов. «Отождествлять Соединённые Штаты с имперской властью, как это делали историки* СОГРИН Владимир Викторович - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра Североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН, председатель Российской ассоциации историков-американистов, главный редактор журналов «Новая и новейшая история» и «Общественные науки и современность». E-mail: ons@naukaran.ru

ревизионисты, - высказывает мнение большинства А. Перлмуттер, - ошибочно. Америка утверждала своё влияние посредством современных инновационных идей, технологических достижений, развития рынков, создания и распространения общества потребления, нежели посредством господства над народами... Империализм, очевидно, являлся фундаментальной принадлежностью коммунистической и нацистской политических систем» [25, р. Х-Х1]. Американский леворадикальный политолог М. Паренти посетовал: «Студенты факультетов политических наук большинства университетов этой страны не получат возможность проводить исследования проблем американского империализма по причине того, что сам "империализм" не является предметом академического образования. В самих США людей, рассуждающих об американском империализме, считают напыщенными идеологическими болтунами» [6, с. 13].

Но из приведённого выше суждения А. Перлмуттера всё же явствует, что в Америке есть исследователи, которые считают свою страну империей. Принадлежащие к ним авторы известны как историки-ревизионисты. Они заявили о себе во весь голос ещё в 1960-е годы, а впоследствии некоторые занимали профессорские должности в престижных университетах, издавали не только фундаментальные монографии, но и учебники [20; 21], которые свободно изучались поколениями студентов. При этом среди ревизионистов есть те, кто считает американскую внешнюю политику имперской изначально, приводя в качестве примеров экспроприацию территорий у индейских племён, присоединение к США Луизианы и Флориды (которые принадлежали до того Франции и Испании), отнятие у Мексики в 1846-1848 гг. Техаса, Нью-Мексико и Калифорнии. Они также считают, что американскому империализму были присущи классические формы, включающие территориальные завоевания, к которым наряду с названными добавляют отвоевание у Испании на рубеже Х1Х-ХХ веков Пуэрто-Рико и Филиппин, а также аннексию королевства Гавайи. Но часть ревизионистов делает упор на нетрадиционный характер американской империи, означавший фактически утверждение экономического, политического и культурного преобладания в той или иной стране или группе стран без территориального завоевания и без непосредственного политического управления.

Эта нетрадиционная форма империализма (по сути, она являлась аналогом той формы, которую многие исследователи «левых» школ обозначали как неоимпериализм) выкристаллизовалась на рубеже Х1Х-ХХ веков. Тогда США поднялись до статуса великой державы и попытались потеснить старые великие державы в их сферах влияния не с помощью военной силы (её тогда у Соединённых Штатов хватало только для побед над Испанией, которая уже выпала из разряда великих держав), а иными способами. И главным среди этих способов оказался экономический либерализм, который США предложили миру в качестве ценности универсальной. Их девизом было утверждение в мире полной экономической свободы, или открытых дверей, как тогда предпочитали говорить американские политики и дипломаты. Утвердив превосходство в мировом промышленном производстве и не удовлетворяясь более внутренним рынком, американские корпорации были способны в режиме свободной конкуренции вытеснять предпринимателей из других держав на самых разных иностранных рынках. Это, согласно историкам-ревизионистам, обусловило трансформацию внешней политики американского государства в импер-

скую [21; 22; 30; 31; 32]. Так на рубеже XIX-XX веков США стали превращаться в империю, но не традиционного типа, к каковому относились, например, Британская, Французская или Османская империи.

Не искажает ли нетрадиционный характер американской империи семантической и исторической чистоты этого понятия? На мой взгляд, нет, поскольку понятие империя в свой родовой - древнеримский - период приобретало разные значения, в том числе и такое, которое по признакам близко к американской империи XX-XXI веков. Изначально оно определяло высшую власть, которую в чрезвычайных обстоятельствах народное собрание передавало консулам или временным диктаторам. Затем появились новые его смыслы, среди которых главным был тот, который обозначал Рим со всеми его владениями как Pax Romana. Как пишет современный исследователь античности, римскую имперскую политику «нельзя рассматривать только как жажду приобретения новых территорий и новых богатств». Римская империя превращалась в многозначное и противоречивое явление, при этом на первый план всё более явственно выходило «её главное стремление... превратить свои владения в "мир", в расширяющуюся сферу политической и цивилизационной экспансии» [14, с. 5, 10]. У Pax Romana и Pax Americana есть не только серьёзные отличия (уже отмеченное - невключение американской империей экономических, политических и культурно-цивилизационных территорий своего влияния в собственную государственность), но и принципиальное сущностное сходство. У Америки то же главное стремление, что и у Римской империи - создать и расширять до максимума «мир» своего экономического, политического и куль-турно-цивилизационного влияния и господства. И в этом главном стремлении она превзошла не только Древний Рим, но и все иные империи прошлого.

Но у американской империи есть, кроме уже отмеченного, ещё одно принципиальное отличие уже от всех империй прошлого. Американский имперский мессианизм во все времена был освящён идеалами демократии и либерализма. В период образования США у американцев не было того негативного отношения к понятию империя, которое возникло позднее. Американские отцы-основатели мечтали, что Америка станет империей, но особенной, радикально отличной от европейских монархий и деспотий. Т. Джефферсон, рассуждая в духе Просвещения, самой передовой идеологии той эпохи, мечтал о создании и распространении его родиной империи разума — особого, неизвестного истории универсума, обустроенного в соответствии с принципами Ф. Вольтера, Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. Во времена отцов-основателей мессианская идея не могла получить практической реализации, поскольку США оставались слабым государством. Уверовав уже достаточно прочно в исключительность своей страны и её избранность для высокой мировой миссии, американцы, их духовные и политические лидеры делали упор на то, что Америка являет собою образец для подражания, подает всем другим пример идеального общественно-политического устройства.

Ситуация меняется в следующем столетии. Президенты-демократы Т. Джефферсон и Э. Джексон обосновывали необходимость широкой экспансии на Североамериканском континенте, при этом особо подчёркивали, что такая экспансия оправдана необходимостью распространения американского демократического эксперимента и способствует укреплению демократии среди на-

селения самих штатов, поскольку тысячи и тысячи неимущих американцев превращаются благодаря территориальной экспансии в фермеров - главную опору демократической республики. То есть территориальная экспансия рассматривалась как основа упрочения и развития демократии. Так сплавлялись идеи демократии и экспансии, заключавшей в себе имперский ген. В 1823 г. в послании президента США Дж. Монро национальному Конгрессу уже оба американских континента (то есть включая и Южную Америку) определялись как избранные для воплощения принципов свободы и демократии, а Соединённые Штаты наделялись миссией гаранта этих принципов. В 1845 г. во время войны с Мексикой, завершившейся присоединением к США Техаса, Калифорнии и Нью-Мексико, была сформулирована одна из самых извес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком