научная статья по теме СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА АВТОРСКОГО ПРАВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА АВТОРСКОГО ПРАВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2015, том 85, № 1, с. 47-56

ОБОЗРЕНИЕ

Б01: 10.7868/80869587315010144

В условиях информационного общества многократно возрастает роль интеллектуальной деятельности, которая становится непосредственной производительной силой. Усложнение отношений в сфере интеллектуального труда требует всё более детального регулирования, в том числе на международном уровне. Истории возникновения и развития авторского права посвящена предлагаемая вниманию читателей статья.

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА АВТОРСКОГО ПРАВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Е.А. Салицкая

В настоящее время институт авторского права действует в подавляющем большинстве государств. В современном международном праве, как и в национальных законодательствах, сложилось достаточно единообразное понимание правовой природы авторского права и основополагающие принципы его регламентации.

В объективном смысле авторское право — это совокупность норм, регулирующих правоотношения, которые возникают по поводу результата творческой деятельности. В субъективном смысле оно обозначает возможности, которыми располагает автор по отношению к произведению, обладающему достаточной оригинальностью или индивидуальностью и подпадающему под действие защиты, предоставляемой авторским правом [1, с. 19].

Охраняются литературные, художественные, научные, музыкальные и другие произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Автору таких произведений принадлежат две категории прав: личные неимущественные права (моральные права) и имущественные права. Личные неимущественные права охраняют связь личности автора с его произведением и призваны обес-

САЛИЦКАЯ Елена Александровна — старший научный сотрудник Российского института экономики, политики и права в научно-технической сфере. salitskaya@gmail.com

печивать его нематериальные интересы [1, с. 14]. Моральные права охраняются бессрочно. К ним относятся:

• право авторства, то есть право признаваться автором произведения;

• право автора на имя, то есть возможность использовать или разрешать использование произведения под его именем или псевдонимом;

• право обнародовать произведение;

• право на неприкосновенность произведения, то есть его защиту от искажений и сохранение его целостности;

• право на отзыв, то есть возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения и изъять его из обращения.

Вторую категорию прав составляют имущественные права, которые носят срочный характер — их действие ограничено во времени. Имущественные права заключаются в возможности автора использовать произведение, в том числе с целью извлечения экономической выгоды, и распоряжаться произведением. Использование произведения возможно в различных формах, в частности путём:

• воспроизведения в материальной форме (изготовление экземпляров произведения, запись в память ЭВМ и др.);

• публичного исполнения (демонстрация на конференциях или выставках, живое исполнение, передача в эфир и др.);

• переработки, то есть модификации (перевод, музыкальная аранжировка и др.).

Деление прав автора на личные неимущественные и имущественные является общепринятым в современной юриспруденции и позволяет предоставлять различные режимы их охраны. Однако признание и охрана права на результат

творческого труда существовали не всегда. Тем более долго не была очевидной необходимость выделения авторского права в отдельную категорию: предпринимались попытки свести это новое для своего времени правовое явление к уже известным (в частности, распространить на него принципы вещного права), что принято называть законом конструкционной экономии [2, с. 697]. Однако с течением времени стало очевидным, что права, принадлежащие авторам, не подпадают ни под одну из известных правовых категорий и нуждаются в обособлении и самостоятельном регулировании.

Сегодня, в условиях формирования информационного общества, право интеллектуальной собственности, авторское право в частности, — это одна из важнейших и непрерывно развивающихся областей юриспруденции. Обеспечение надлежащего регулирования правоотношений в этой сфере предполагает анализ и доработку действующих правовых норм. Вместе с тем глубокое понимание правовой природы авторского права невозможно вне изучения истории возникновения и развития этого юридического института.

ЗАРОЖДЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ АВТОРА

В настоящее время авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства, но следует отметить, что "наиболее раннее развитие и признание в положительных законодательствах получило право на литературные произведения" [3, с. 1].

Первые примеры использования прав, ныне называемых авторскими, встречаются ещё в Древней Греции и Риме в период расцвета искусств, когда получил применение имущественный аспект авторского права. «Мари-Клод Док упоминает комедию Публия Теренция "Евнух", которая, по признанию Доната, имела столь большой успех, что была продана второй раз и представлена в качестве новой; таким образом, предметом первой продажи было якобы право показа пьесы более чем один раз» [цит. по: 1, с. 27]. Интересно, что уже в то время авторами осознавалось и наличие личных неимущественных прав. М.-К. Док пишет: "Автору предоставлялась возможность принимать решение относительно обнародования своего произведения, а плагиат резко осуждался общественным мнением" [там же].

Таким образом, речь идёт о попытках охраны таких моральных прав автора, как право авторства и право на опубликование произведения, являющихся основополагающими личными правами в современной доктрине авторского права. По словам Г. Михаелидес-Нуарос, есть свидетельства того, что уже 2300 лет назад в Афинской

республике выделялось право на защиту целостности произведения и запрещалось подвергать его изменениям. В 330 г. до н.э. даже был издан закон, в соответствии с которым оригиналы произведений трёх крупных классиков подлежали хранению в официальном архиве, а актёры должны были придерживаться официального текста.

Следует отметить, что точка зрения, в соответствии с которой уже в древнем мире существовали зачатки регулирования прав, сегодня называемых авторскими, разделяется не всеми. Так, по мнению Я.А. Канторовича, древнему миру было совершенно чуждо понятие литературной собственности. "Воззрения древних на авторский труд носили идеальный характер и исключали всякие представления о каком-либо материальном вознаграждении за эстетическое удовольствие, доставляемое произведениями литературы и искусства" [3, с. 3]. Об отсутствии свидетельств использования авторского права в древности говорил и Г.Ф. Шершеневич: "Если греки охотно награждали своих певцов гостеприимным приёмом, то это отношение не даёт ещё основания видеть в нём авторское право, во-первых, потому, что вознаграждение не всегда совпадало с принадлежностью песни самому певцу, наконец потому, что здесь не было исключительного права распространения" [4, с. 75]. По мнению Шерше-невича, несмотря на процветание книжной торговли и широкое распространение произведений древних авторов, никаких указаний на авторское право в том значении, которое оно приобрело к концу XIX в., не встречается. Обосновывая свою позицию, Шершеневич пишет, что материальное положение авторов в основном обеспечивалось унаследованными средствами или покровительством представителей богатых и влиятельных кругов.

Точка зрения Шершеневича об отсутствии указаний на существование в древности авторского право наглядно подтверждается приводимым им отрывком из Марциала: "Слух идёт, Фи-дентин, будто ты, читая мои стихи, выдаёшь их за свои; если ты хочешь оставить их за мной, я пришлю тебе даром; если же ты хочешь, чтобы они были твоими, купи их — они уже не будут моими" [4, с. 76]. Из приведённой цитаты очевидно, что представления Марциала о правах на произведение вступают в прямое противоречие с основополагающими принципами современного авторского права. Если сегодня право авторства безоговорочно считается личным неимущественным правом, в отношении которого невозможна передача или отчуждение, то в представлении римского поэта продажа произведения влечёт за собой признание приобретателя его автором и лишение действительного автора каких бы то ни было прав на него.

В эпоху древности не было предпринято серьёзных попыток закрепить за авторами определённые права или выявить природу этих прав. Однако тот факт, что сложившиеся в то время общественные отношения потребовали использования отдельных механизмов авторского права и заставили самих творцов задуматься о своих правах в отношении произведений, уже свидетельствует о наличии предпосылок для развития соответствующей правовой области. Шершеневич, указывая на несостоятельность попыток некоторых учёных доказать существование авторского права у римлян, в то же время говорит о невозможности отвергать то обстоятельство, что "в римском быту было много условий, благоприятных для возникновения авторского права" [4, с. 77].

В Средние века, когда европейское общество было поголовно безграмотным, средоточием письменной литературы становятся монастыри. К монашескому званию принадлежали такие известные авторы философских произведений, как Фома Аквинский, Герберт Гросвита, Роджер Бэкон и другие. Нужно сказать, что монахам и немногим просвещённым людям эпохи Средневековья была чужда мысль об обладании автором монополии в отношении создаваемых им произведений. Копирование трудов воспринималось как признание их ценности, и авторы не стремились извлекать выгоду из их распространения: "Автор был счастлив тем, что его сочинение переписывали, и был далёк от мысли отстаивать своё исключительное право; в переписывании он видел скорее честь, оказываемую его произведению" [4, с. 82]. Что касается материального обеспечения певцов, то они получали содержание от феодалов и правителей, которые иногда выплачивали весьма щедрое вознаграждение за воспевание их добродетелей. Можно утверждать, что в средневековой Европе, в отличие от Древней Греции и Рима, отсутствовали предпосылки становления института авторского права: авторы не заявляли требований по выплате вознаграждени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком