научная статья по теме Становление нравственной культуры будущнго офицера. Пограничника: философско-культурологический аспект Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Становление нравственной культуры будущнго офицера. Пограничника: философско-культурологический аспект»

СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-ПОГРАНИЧНИКА: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А. С. Кривенкова, адъюнкт Хабаровского пограничного института ФСБ России

Сегодня, в ситуации, когда в стране уровень свобод вырос, при низкой культуре, в том числе и нравственной, при низком законопослушании происходит всплеск недисциплинированности, безответственности и преступности. Все это создает принципиально новую педагогическую ситуацию в вузах, когда особо актуальной становится задача еще раз критически проанализировать действенность выбранных путей и направлений совершенствования образования курсантов.

Отечественные мыслители и ученые И. А. Ильин, М. М. Бахтин, В. В. Зень-ковский и другие рассматривали образование как процесс приобщения личности к высшим ценностям отечественной духовной и нравственной культуры. В. И. Андреев, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков научно обосновали необходимость движения современной педагогической науки в направлении восстановления понимания целостности личности во всех пространствах бытия, в том числе духовном и нравственном. Именно поэтому наше внимание обращено к нравственной культуре и ее становлению в вузе пограничной направленности.

Жизнь ставит перед человеком множество вопросов, среди них есть такие, которые затрагивают самую основу человеческого бытия, человеческого существования. Ответы на них, пропущенные через призму личностного восприятия, и в этом смысле глубоко субъективные, образуют нравственную, человеческую сущность каждого. Человеком надо стать, «присвоить самого себя» (Б. С. Братусь). Обретая себя в мучительной работе и сомнениях, человек не может опереться ни на кого, кроме себя самого, на свое «духовно-нравственное ядро», он действует самостоятельно, вырабатывая собственное понимание всего происходящего. Подчиняясь или нет нормам морали, нравственности и таким образом изменяясь, человек выбирает для себя свою «стратегию собственного самостоятельного изменения» (Л. Н. Куликова). Разрываясь между полюсами «внутреннего определения, напряжения, смысла», вне которых личности нет [1, с. 83], находясь в поиске своего пути, человек совершает важнейшую духовную работу, духовную борьбу, без которой, как утверждал В. А. Сухомлинский, невозможно становление его

нравственного облика. Как нравственную культуру невозможно отделить от личности, так и процесс становления нравственной культуры будущего специалиста, будущего офицера-пограничника неразрывно связан с процессом становления его личности.

В современном общепринятом научном понимании становление — философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явления — их непрерывный переход, превращение в другое. Педагогический словарь определяет этот феномен как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию.

Мы же при определении понятия становления личности придерживаемся позиции Л. Н. Куликовой, А. Ф. Лосева и В. М. Розина и других относительно того, что становление — это авторский процесс «выделывания» себя, «постоянный сознательный «отказ» от себя-наличного,... и постоянное самовоскрешение ...себя-нового» [2, с. 52—53]. Каждый момент жизни, каждый этап становления личности «есть порождение нового и тут же пожирание этого нового» (А. Ф. Лосев) ради следующего обновления.

Нравственное становление является важнейшей интегральной частью целостного процесса развития личности, поэтому, на наш взгляд, оно представлено в единстве трех процессов: развития духовно-нравственной сферы личности, ее саморазвития как «усилия быть» (М. К. Мамардашвили) и педагогического содействия этим процессам.

Рассматривая развитие личности как процесс всех изменений, происходящих в человеке, нельзя не отметить, что этот целенаправленный процесс духовно-практического, творческого самопреобразования имеет своей целью полноту индивидуального самовыражения и служения обществу (М. М. Бахтин, М. К. Мамардашвили и др.). Этот процесс является не просто результатом взаимодействия различных внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим.

Развитие личности как постоянное возвышение к абсолютному, неустанный труд души, восхождение к «себе лучшему» (М. И. Бахтин, Н. И. Бердяев, М. К. Ма-мардашвили и др.) позволяет нам говорить о незаконченности процесса развития личности, о направленности этого процесса в бесконечность. Так, на основе экзистенциального восприятия развития личности можно сказать, труд человека над собой, т. е. создание себя как личности, духовное, нравственное восхождение к трансцендентным (выходящим за грани личности, сверхличностным) целям саморазвития, — это его главное предназначение.

Идею развития личности как продвижение человека по пути жизненного самостроительства мы нашли у М. К. Мамардашвили. Ее развитие является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим миром. Такая личность, постоянно обменивающаяся с другими информацией, энергией, смыслами, является «открытой системой», согласно «философии нестабильнос-

ти», и развивается она, шагая по «точкам бифуркации» (И. Пригожин), ситуациям экзистенциального выбора, в которых перед человеком развертывается целый веер возможностей: от возврата назад, на предыдущий уровень, до достижения личностью качественно нового уровня развития. Этим утверждается решающая роль самой личности в ее развитии и, следовательно, ее ответственность за свои действия.

Становление личности предполагает формирование человека как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно и сознательно определяет свое поведение и отвечает за него (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). Таким субъектом, способным к самосознанию и самоопределению, человек становится через осознание своих отношений с другими людьми, которые объективно выражаются в нормах права и морали.

Анализ понятия «мораль», проведенный в рамках нашего исследования, дает возможность представить ее как духовное образование, сложившееся в обществе на основе опыта взаимодействия людей и представляющее собой императивную систему идеалов, принципов и критериев оценок поступков людей, формирующих морально-психологические установки людей на добро и запреты на проявление ими зла. Мораль, «проходя» через «призму» личности человека, проявляется в его нравственности, т. е. нравственность, так же как и мораль, представляет собой духовное образование, в котором объективно сложившиеся в обществе образы предпочитаемых норм поведения корректируются индивидуальным представлением о ней каждым из людей.

Иначе можно сказать, что становление личности управляется внешними и внутренними регуляторами. К внешним можно отнести юридические нормы, правила поведения, инструкции, моду и т. п., а основными внутренними регуляторами, на наш взгляд, являются нравственные ценности личности и совесть. На последних остановимся подробнее.

В своем исследовании мы исходили из понимания ценностей как наиболее общих регуляторов жизнедеятельности человека. Так, например, Н. А. Асташова утверждает, что «ценностные ориентации являются базальным психосоциальным образованием, являющимся субстратом всей жизнедеятельности человека» [3, с. 102]. Во всех сферах своих взаимоотношений с обществом, коллективом, другими значимыми и незначимыми людьми человек руководствуется нравственными принципами, нормами, идеалами, оценками. Это помогает ему выработать определенный способ отношения к миру, обрести прочные ориентиры в оценке своих действий и общественных явлений с точки зрения добра и зла, нравственного и безнравственного, добродетели и порока.

Нравственные ценности, в овладении которыми и состоит процесс становления нравственной культуры личности, с одной стороны, просты и очевидны — доброта и человечность, долг и совесть, честность и порядочность, свобода и независимость, с другой стороны — всегда были предметом острейших дискуссий и нравственных исканий. Отсюда стремление человека понять природу нравс-

твенных ценностей, научиться ориентироваться в жизненных ситуациях и обрести устойчивые жизненные цели, которые отражали бы внутренний настрой и установку человека, а не были навязаны извне.

Ценности включают в себя «элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе» [4, с. 25]. Нравственные ценности являются системообразующим началом, душой нравственной культуры. Наше время провозглашает в качестве своих главных ценностей гуманизм и диалог (М. Бубер, М. М. Бахтин, В. С. Библер). Только в диалоге отношений возможен компромисс, добровольное соглашение на основе права каждого на взаимные уступки, когда обе стороны равнозначно участвуют в общении, стараются пробиться к пониманию друг друга.

Сталкиваясь с различными жизненными коллизиями, человек выбирает систему ценностей, которые выступают ориентиром его личностного развития. Совершая этот выбор, человек останавливается на одном из возможных вариантов действия, например, таких как «жить или умереть» (А. Камю), «иметь или быть» (Э. Фромм). Каждый человек, решая эти проблемы, в качестве целевого ориентира выбирает одну из стратегических задач: обладание собственностью, властью, стремление к наслаждению, полному удовлетворению своих потребностей, стремление к славе, популярности, стремление к личностному самоутверждению и реализации всех своих сущностных сил и своего предназначения и т. д. Гуманистическая педагогика особо выделяет необходимость в реализации человеком своего предназначения в мире, в полном развертывании своих возможностей и способностей, в стремлении к истине, добру, красоте, благу и т. д., понимает высший смысл жизни человека в самой жизни (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).

В социологической концепции ценностного пространства, разработанной И.А. Суриной [5, с. 11], также находим подтверждение тому, что ценности являются элементом к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком