научная статья по теме СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ»

------------------2006------------------

Коблева С.Я. Коблева Д. Г. Коблев Р.М., соискатель (Адыгейский государственный университет)

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Долгое время ценности человеческой культуры рассматривались в свете религии. В эпоху Возрождения центральным пунктом системы ценностей становится человек, в один ряд с истиной, добром, красотой. Следующий шаг - провозглашение идеалов равенства, свободы личности, справедливости. Это ценности социально-политического порядка, на этой основе формируются основные философские направления. Необходимо отметить различие подходов в обсуждении этой проблемы в философии, социологии и психологии. Философия идет по пути определения самой категории и формулировки ее номинативного содержания. Это очень большая и важная работа, так как сформулированная и таким образом обозначенная философами ценность становилась впоследствии знанием и достоянием широких масс. В.В. Гречаный отмечал, что ряд областей научного знания связываются с представлениями о ценностях (теория принятий решений, теория игр, семиотика, формальная логика, теория информации, кибернетика и т. п.). Проблема ценности не может считаться областью компетенции всецело какой-либо отдельной науки или даже направления, а возникает всякий раз, когда речь заходит о причинах выбора того или иного поступка человеческой деятельности (3).

Понятие ценности в современных философских работах определялась с использованием слов: значение, значимость, релевантность, долженствование, идеал, цель, эмоциональное сознание, намерение, стремление, потребность, интерес, желание, выбор, мотивация, отношение, предпочтение, принцип, символ, реальность, целое, совершенство и т.д. «Ценности сознания -пишет О.Г. Дробницкий - нормативно-оценочные представления, содержат в себе готовое решение, жизненное пристрастие, формулу жизни, для воли и чувств. В них укрыт и проступает явно громадный исторический опыт, логико-последовательного размышления и они позволяют человеку ориентироваться в общественном и природном мире без лишних рассуждений» (4).

В работе отечественного философа О.М. Панфилова (6), говорится о развитии ценностных отношений в первобытную эпоху. Автор утверждает, что в это время ценностные отношения находили свое отражение в различных формах мифа, и именно миф является исторически первичной формой интеграции ценностных ориентаций. Ценностные ориентации первично складываются как безотчетно должные регулятивы социально-значимого поведения, как формы фиксации стереотипов этого поведения, превращаясь в нормативно-ценностную форму регуляции. «Безотчетно должная» ценностная регуляция - не просто фиксирование стереотипов социально-значимого поведения, а форма сознания общественных потребностей. Становление личности завершается становлением ее самосознания, которое в сущности имеет аксиологическую природу. Ценностная ориентация систематизирует индивидуальные потребности, выделяя более или менее значимые. «Ценность личности, ее устойчивость в социальном плане выступает как устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы» - отмечает Е.В. Шорохова (7). Определяя ценностное, как ядро личностной определенности индивида, О.М. Панфилов трактует историю развития ценностных отношений как историю развития личности (6).

Подход к проблемам ценностей в сегодняшней психологии, хотя и отличается от философского, но не отрывается от него. Исследование А.П. Вардомацкого (2) рассматривает ценности как феномен культуры, как процесс духовного производства, хранения и трансляции ценностей. В качестве механизмов передачи ценности называются следующие механизмы: ассимилятивный механизм - представляющий процесс взаимного проникновения и

------------------2006------------------

принятия ценностей различными формами общественного сознания; интеграция и дифференциация ценностей - срастание сходных установок и обратный процесс - дробление ценностных представлений на частные положения под влиянием конкретики жизненной практики. Аккумуляция ценностей, которая необходима в силу очевидной невозможности самостоятельной выработки новым поколением всей совокупности ценностных номинаций и их трансляция, не является чисто когнитивным и информативным актом.

Психологический подход сегодня - это понимание того, что имеется множество ценностей, которые существуют в сознании индивида. Психология пытается изучать предпочтения отдельных ценностных установок. Изучение ценностной иерархии может производиться как анализ механизмов социальной деятельности человека или как исследование механизмов трансформации индивидуального поведения. Приступая к решению любой научной проблемы, исследователю необходимо ввести определения основных понятий, которыми оперируют в данном исследовании. Одно из определений ценности было сделано М. Рокичем, (8) заявившем, что концепции ценности принадлежит центральное место во всех науках, изучающих поведение человека. В работе А.Г. Маслоу (5) имеется также понятие конечных ценностей и инструментальных, о которых также упоминал М. Рокич (8). Конечные ценности - это фактические цели, к которым стремится индивид. Инструментальные ценности - это модели поведения. В исследовании Рокича были также выявлены восемь отчетливых мотивационных типов ценностей, которые были выведены из значимых, универсальных человеческих требований. Они звучали примерно так: ограничение комфортности, радость, достижение, зрелость, самостоятельность, безопасность и власть.

Развитие цивилизации привело человечество к осознанию того, что неудачи в понимании остальных, которые отличаются от них в поведении, только приведут к жизненно угрожающему спору, как, например, неудачи в защите окружающей среды приводят к разрушению ресурсов, от которых зависит жизнь. Наличие общих ценностей или их совпадение позволяет людям общаться, а, кроме того, помогает контролировать их поведение, отмечала М.И. Бобнева (1).

В последние десятилетия в отечественной науке усилился интерес к проблемам личности, формированию ее самосознания и к одной из наиболее значимых ее характеристик - к ценностным ориентациям.

Ценностные ориентации, т.е. нормы, оценки, идеалы, заданные обществом и выступающие в качестве регуляторов общественной деятельности, определяют развитие ценностей личности. Интерес формирует и направляет общественную жизнь личности, придает ей предметность и нацеленность. Он выступает в качестве реальной причины действий человека как социального субъекта. Ценности в качестве содержательной стороны интереса регламентируют, конкретизируют, согласовывают интересы личности, выполняя вторичную по отношению к интересу функцию, являясь производными от интереса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности / М.И. Бобнева // Вестник РГН. - 1996.

2. Вардомацкий А.П. Ценности социальной группы и личности: автореф. дис. д-ра пед. наук / А.П. Вардомацкий. - Минск, 1992. - 36 с.

3. Гречаный В.В. Аксиологический аспект философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук / В В. Гречаный. - Л., 1989. - 23 с.

4. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов / О.Г. Дробницкий. - М.: ИПЛ, 1967. - 110 с.

5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ. Т Гутман, Н. Мухина. -3-е изд. - СПб.: Питер, 2003 - 351 с.

6. Панфилов О.М. Система ценностей и структура личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О М. Панфилов. - Л., 1979. - 23 с.

------------------2006------------------

7. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности / Е.В. Шорохова // Теоретические проблемы личности. - М., 1976. - С. 44 -51.

8. Rokeach M. The nature of human Values / M. Rokeach. - NY: Free Press, 1973.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком