научная статья по теме СТАРЕЙШИЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РОССИИ Науковедение

Текст научной статьи на тему «СТАРЕЙШИЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РОССИИ»

СТАРЕЙШИЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РОССИИ

Наталья ГОРБУНОВА, ученый секретарь Государственного Дома-музея П.И. Чайковского (г. Клин, Московская область)

«Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался...», — писал композитор Петр Чайковский (1840-1893) о городе, где он прожил последние полтора года своей жизни. Здесь в доме на окраине он поселился 5 мая 1892 г. И в этом тихом подмосковном уголке нашел идеальные условия для творчества: закончил корректуру партитур оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик», написал вокальный квартет «Ночь», пьесы для фортепиано,

романсы и Третий фортепианный концерт. А теперь в этом доме его мемориальный музей.

«СОХРАНИТЬ ВСЕ КАК ЕСТЬ»

В Клину написана Шестая симфония, которую Чайковский считал «наилучшей и в особенности наиискреннейшей» из всех своих произведений. Отсюда 7 октября 1893 г. он отправился в свою последнюю концертную поездку в Петербург для того, чтобы впервые ее исполнить. Но, к сожалению, заболел и скончался. В Клин Чайковский не вернулся. А эскизы Шестой симфонии теперь хранятся в его Доме.

Счастливая мысль — «сохранить в доме все как есть» — принадлежит младшему брату великого музыканта — Модесту (1850—1916), довольно известному в то время драматургу, переводчику и либреттисту. Именно он основал первый в России музыкальный мемориальный музей. Помогли ему в этом его племянник Владимир Давыдов, наследник авторских прав Чайковского, и Алексей Софронов, слуга композитора и последний владелец его имущества.

Дом в Клину, в котором Петр Чайковский жил с мая 1892 г. по октябрь 1893 г.

Ныне — Государственный Дом-музей П. И. Чайковского.

П.И. Чайковский в мантии доктора музыки Кембриджского университета. Фотограф А. Мейтланд. Июнь 1893 г. Кембридж.

Днем открытия музея считается 9 декабря 1894 г. — дата первой записи в книге регистрации посетителей. А за более чем столетнюю историю его гостями исписаны десятки книг. И если в первое время они только расписывались, то затем стали оставлять свои отзывы, слова благодарности.

В самом же Клину Модест Ильич и Владимир Давыдов обосновались в 1897 г. Желая сохранить личные комнаты композитора в неприкосновенности, они сделали к дому пристройку и поселились там. Не имея специальных материальных средств, затем двадцать лет формировали облик музея как центра Чайковского. Здесь они создали архив Петра Ильича, собрали его личные вещи, библиотеку, материалы к биографии, документы, дающие представление об исполнении музыки композитора в России и за ее пределами. Большую помощь оказали ближайшие друзья композитора и его ученики: Герман Ларош, Николай Кашкин и Сергей Танеев.

Сам Модест Ильич заложил практически все направления деятельности музея, и прежде всего такие, как хранение, собирание, научная работа и их пропаганда. В 1915 г. он завещал музей Московскому отделению Русского музыкального общества с условием, что его сохранят в дальнейшем по примеру домов Моцарта в Зальцбурге и Бетховена в Бонне, подарив таким образом России и миру один из уникальнейших памятников мировой музыкальной культуры.

СУДЬБА МУЗЕЯ ПОСЛЕ 1916 г.

С 1916 г. ответственность за сохранение и приумножение раритетов клинского центра по рекомендации Модеста Ильича взял Николай Тимофеевич Жегин, человек удивительной жизненной стойкости и верности выбранному делу, первый его директор. Неимоверными усилиями ему удалось отстоять дом от всяких покушений в бурные дни начала Революции. Осенью же 1917 г., обеспокоенный сложностью обстановки в стране, он перевез архив композитора и наиболее ценные предметы его обихода на сохранение в библиотеку Московской консерватории. Все эти раритеты вернулись на свое место в Клин только в 1924 г. Еще ранее, в 1918 г., Жегин добился в музейном отделе Наркомпроса охранной грамоты для этого уникального учреждения. Его же стараниями оно пополнилось коллекциями и архивами многих известных современников знаменитого музыканта. Ему также удалось пополнить музей большим количеством обнаруженных им в то время личных вещей, писем, рукописей, фотографий, документов самого композитора.

В 1920 г. Жегин организовал «Общество друзей Дома-музея П.И. Чайковского». Необыкновенно радушный, Жегин принимал их в комнатах пристройки и на первом этаже дома. Позже для них построили домик на территории усадьбы в двух шагах от Дома-музея. Среди гостей были известные певцы

Концерт грамзаписи в кабинете-гостиной мемориального дома. Лето 1944 г.

Леонид Собинов и Антонина Нежданова, композитор Юрий Шапорин, дирижер Николай Голованов, видный музыковед доктор искусствоведения Василий Яковлев.

Музей также посещали член-корреспондент Петербургской АН с 1890 г., член Британского королевского общества (с 1911г.), физиолог Климент Тимирязев, видный московский архитектор Федор Шехтель, скульптор Михаил Аникушин, позднее — летчики-космонавты Герман Титов, Валентина Терешкова, Виталий Севастьянов и многие другие.

«Общество друзей Дома-музея П.И. Чайковского» быстро приобрело популярность. Уже в первый год существования в него вступило 275 человек. Среди них было много выдающихся деятелей искусства Анатолий Брандуков, Константин Станиславский, пианисты Александр Гольденвейзер и Константин Игумнов, актриса Ольга Книппер-Чехова, скульптор Вера Мухина и др. Возглавлял это общество, ставившее целью сохранение памятного места, пополнение

его фондов новыми материалами и пропаганду творчества Чайковского, композитор Михаил Ипполитов-Иванов. Но ранее, в мае 1921 г., Жегина назначили хранителем музея. В том же году постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР Дом-музей П.И. Чайковского был объявлен государственной собственностью.

Средства на содержание музея складывались из бюджетных ассигнований и процентов отчисления с авторского гонорара, получаемого от исполнения произведений Чайковского, от постановок пьес его брата-драматурга. Немалым вкладом были и средства «Общества друзей Дома-музея П.И. Чайковского», которые шли на приобретение новых материалов для фондов музея, на научную разработку архива композитора, реставрацию дома, организацию концертов и выставок.

В 1930-е годы, накануне столетия со дня рождения Чайковского, которое широко отмечали в 1940 г., начинается систематическая работа по изучению

Вид Дома-музея П.И. Чайковского из парка.

Кабинет-гостиная в мемориальном доме.

Концерт в Доме-музее, посвященный 50-летию со дня смерти Чайковского. Поет A.B. Нежданова, у рояля — Н.С. Голованов. 21 ноября 1943 г.

творческого наследия композитора. Издается летопись его жизни и творчества, публикуется переписка.

ЭВАКУАЦИЯ ЭКСПОНАТОВ В ВОТКИ НС К

В начале Великой Отечественной войны все основные ценности вывезли на родину Чайковского — в Удмуртию, в г. Воткинск. В августе 1941 г. из Клина по железной дороге отправили два товарных вагона с бесценным грузом: рояль, личные вещи и уникальные рукописи Чайковского, его библиотека, предметы мемориальных интерьеров — все самое ценное из музейного собрания.

Так музей временно разделился. В Воткинске его сотрудники быстро развернули экспозицию и начали свою привычную работу. А в Клину готовили к отправке научно-вспомогательные фонды — фотокопии, макеты, книги, оставшуюся часть мебели Модеста Чайковского, но осуществить это, к сожалению, не удалось: 22—23 ноября 1941 г. в город ворвались немецкие захватчики. Они заняли и дом композитора — на первом этаже устроили гараж для мотоциклов и сапожную мастерскую, на втором расположились солдаты — более 100 человек. А15 декабря 1941 г. сюда с боями вошли части Красной армии. И Клин был первым городом, а музей Чайковского — первым памятником культуры, освобожденными от фашистских захватчиков. Уже 19 дека-

Стол, за которым Чайковский работал последние годы жизни. За этим столом написаны его последние произведения, в том числе Шестая симфония.

бря в Клин прибыла дипломатическая миссия во главе с тогдашним министром иностранных дел Великобритании Энтони Иденом, послом Советского Союза в Великобритании, академиком АН СССР историком Иваном Майским, а также более двадцати иностранных корреспондентов. И 1 марта 1942 г. музей открыли для посетителей. Работали выставки, проводились экскурсии, концерты, научные сессии и конференции, действовал музыкальный кружок. В это трудное время обязанности директора были возложены на сотрудника Музея — музыковеда, кандидата искусствоведения Маргариту Риттих.

В конце 1944 г. эвакуированные в Воткинск музейные ценности были возвращены в Клин, и 6 мая 1945 г., накануне дня рождения композитора, полностью отреставрированный Дом-музей снова открыл двери для посетителей. Это было его второе рождение.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ

Отметим: в настоящее время Государственный Дом-музей П.И. Чайковского в Клину — один из самых ценных памятников отечественной культуры мирового значения. Ежегодно он принимает огромное число посетителей, приезжающих в «гости к Чайковскому» из разных стран мира. По объему и ценности хранимых коллекций (около 200 ООО единиц хранения), научно-исследовательской деятельности и положению в мире он является, по сути, Национальным центром Чайковского.

Мемориальный дом, в котором жил и работал композитор, с полностью сохранившейся обстановкой, окружающий его парк с усадебными постройками, личный архив самого Петра Ильича (прежде всего его музыкальные автографы), являющийся вместе с другими коллекциями ценнейшим музейным собранием — все это составляет уникальный памятник-комплекс, благодаря старанию сотрудников и помощи почитателей композитора дошедший до наших дней в полном объеме.

Обладая таким обширным документальным фондом, Дом-музей в настоящее время организует и проводит выставки как в России, так и за рубежом, пропагандируя творчество великого русского композитора и в целом нашу отечественную культуру.

Иллюстрации предоставлены автором

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком