научная статья по теме СТАРОВЕРЫ НИЖНЕЙ ВОЛГИ И ДОНА В КОНЦЕ ХIХ-ХХ ВЕКЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СТАРОВЕРЫ НИЖНЕЙ ВОЛГИ И ДОНА В КОНЦЕ ХIХ-ХХ ВЕКЕ»

65 ПСЗ-11. Т. XXXVII. Отд. 1. СПб., 1865. № 38326. С. 499.

66 РГИА, ф. 866, оп. 1, д. 27, л. 9.

67 ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 5, д. 8, л. 1-10 об.

68 РГИА, ф. 866, оп. 1, д. 27, л. 9 об.-10.

69 ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 1, д. 427, л. 107-109 об.

70 ПСЗ-11. Т. XXXIX. Отд. 1. СПб., 1867. № 40908. С. 456-458.

71 ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 1, д. 427, л. 109 об.

72 ПСЗ-11. Т. XXXVII. Отд. 1. С. 500-501.

73 Там же. Т. ^Ш. Отд. 1. СПб., 1873. № 45655. С. 315-316; Т. XLIV. Отд. 2. № 47848. С. 415-416.

74 Там же. Т. XLV. Отд. 2. СПб., 1874. № 48968. С. 541-543.

75 Там же. Т. LI. Отд. 1. СПб., 1878. № 55651. С. 165-166.

76 Там же. Т. XLIV. Отд. 2. № 47848. С. 416.

77 Временные правила для горских словесных судов Кубанской и Терской областей // Кубанская справочная книжка на 1891 г. Екатеринодар, 1891; ПСЗ-П. Т. ХLIV. Отд. 2. № 47848. С. 416; Рейнке Н.М. Горские и народные суды Кавказского края. СПб., 1912. С. 8.

78 Рейнке Н.М. Указ. соч. С. 27, 28; Всеподданнейший отчет Начальника Терской области и Наказного Атамана Терского казачьего войска о состоянии области и войска за 1891 год. Владикавказ, 1992. С. 85.

79 ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 5, д. 319, л. 18-18 об.

80 Агишев Н.М., Бушен В.Д., Рейнке Н.М. Материалы по обозрению Горского и народного судов Кавказского края. СПб., 1912. С. 141-142.

81 См.: РГИА, ф. 1149, оп. 8, т. 8, д. 60; ф. 1405, оп. 542, д. 229, л. 9.

82 Рейнке Н.М. Указ. соч. С. 10.

83 Иваненко В. Разлад между уголовным законом и народным обычаем на Кавказе и его влияние на преступность // Русская мысль. 1904. № 5-6. С. 123.

84 Всеподданнейший отчет Главнокомандующего Кавказскою Армиею по военно-народному управлению за 1863-1869 гг. С. 115.

85 Там же. С. 117.

86 См., например: РГИА, ф. 821, оп. 8, д. 712.

87 ЦГА РСО-А, ф. 11, оп. 6, д. 105, л. 2.

88 РГИА, ф. 821, оп. 8, д. 712, л. 12.

89 Там же, л. 14-14 об.; Всеподданнейший отчет Начальника Терской области... за 1891 год. С. 86.

90 Всеподданнейший отчет Начальника Терской области... за 1891 год. С. 87.

91 Там же. С. 88.

92 Евангулов Г.Г. Местная реформа на Кавказе. Тифлис, 1914. С. 53.

© 2012 г. О. Ю. РЕДЬКИНА*

СТАРОВЕРЫ НИЖНЕЙ ВОЛГИ И ДОНА В КОНЦЕ Х1Х-ХХ ВЕКЕ

На протяжении ряда столетий старообрядцы были крупнейшей религиозной группой Нижней Волги и Дона. В современных исследованиях всесторонне изучен их вклад в социально-экономическое, культурное развитие Саратовско-Самарского Поволжья, взаимоотношения с местными церковными и гражданскими властями в конце XVII -начале XX в.1 В то же время практически отсутствуют обобщающие труды по истории

* Редькина Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, декан факультета философии, истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского государственного университета.

староверия Нижневолжского края и Царицынской губ. (Сталинградской, затем Волгоградской обл.).

В начале XX в. Донская епархия являлась одной из первых в Российской империи по распространению на ее территории старообрядчества. В 1903 г. казаков-старообрядцев различных толков и согласий здесь насчитывалось около 130 тыс. На страницах «Донских епархиальных ведомостей» упоминались такие старообрядческие толки и согласия, как поповцы - приемлющие священство, преходящее от православной Церкви (беглопоповцы), и приемлющие Белокриницкую иерархию, беспоповцы - поморцы (старопоморцы), средники. При этом больше было беглопоповцев и последователей Белокриницкой иерархии (46 036 и 47 377 человек соответственно), беспоповцами являлись 30 683 человека2. В 1909 г. в Донской епархии проживало 2.5 млн православных и от 129 тыс. до 140 тыс. старообрядцев3. В 1912 г. численность последних выросла до 145 127 человек. Впрочем, к этому времени по их числу Донская епархия уступила первенство Пермской4.

В Области Войска Донского чаще всего на территории одного населенного пункта проживали старообрядцы, принадлежавшие к различным толкам и согласиям. Бегло-поповцы и приемлющие Белокриницкую иерархию расселились в основном по рекам Чир и Медведица, а представители беспоповских согласий - по р. Калитва. Как свидетельствует исследование клировых ведомостей православных церквей Донской епархии, в Хоперском округе старообрядчество было распространено слабее, чем во 2-м Донском и Усть-Медведицком округах. Так, в Урюпинском и Филоновском благо-чиниях приходские священники в конце XIX - начале XX в. не сообщали о наличии старообрядцев. В Глазуновском благочинии в начале XX в. насчитывалось 7 958 старообрядцев, проживавших в 13 приходах из 26 (12 из них находились на территории Усть-Медведицкого и 1 - на территории Хоперского округа). Больше всего среди них было беглопоповцев и приемлющих Белокриницкую иерархию, несколько меньше -беспоповцев5. Особенно широко было развито старообрядчество в Усть-Медведицком округе (в станицах Арчединской, Островской с хуторами) и во 2-м Донском округе (станицы Пятиизбянская с хуторами, Верхне-Чирская, Нижне-Чирская и Клетская, хутор Калач-на-Дону и др.). Из донских казаков происходили и архиепископы Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) - Иоанн и Меле-тий Картушины.

В Саратовской губ. численность староверов также была значительной, составляя в 1886 г. 126 036 человек обоего пола (32 025 - поморцев, 26 959 - беглопоповцев, 26 261 - приверженцев Белокриницкой иерархии, 23 578 - спасовцев, 5 915 - федосеевцев, 629 - странников, 235 - филипповцев)6. По мнению С.А. Обухович, местные староверы селились преимущественно в Хвалынске, Саратове и Вольске с их уездами, а также в Аткарском, Балашевском, Сердобском и Царицынском уездах7. В Камышин-ском уезде они жили в селах Лапоть (641 человек), Меловое (38 спасовцев, 48 беглопоповцев, 44 поморца), Суворово (717 поморцев), Трубино (26 поморцев), на хуторах Носов (13 поморцев и спасовцев) и Серовых (31 поморец), в деревне Ушаковка (из 804 жителей треть - раскольники разных толков)8. В Самарской губ. старообрядцев больше всего было в Николаевском уезде: в г. Николаевске, селах Грачёвый Куст, Журавлиха и Каменка. В г. Новоузенск проживали поморцы. Спасово согласие преобладало в с. Иловатый Ерик Новоузенского уезда9.

В 1913 г. в Царицыне действовали 4 группы староверов: 200 беглопоповцев, 195 последователей Белокриницкой иерархии, 350 поморцев брачного согласия, 85 духовных христиан Воскресенской церкви. В посаде Дубовка Царицынского уезда их было больше: в Никольской общине Белокриницкой иерархии - 324 человека, в общине беглопоповцев - 463, в общине спасовского согласия - 203 человека10. В Царицынском уезде они также встречались в с. Ежевка (11 беглопоповцев), на хуторах НовоНикольском (34 человека) и Купоросном (поморцы)11.

В 1878 г. в Астраханской губ. было 3 714 старообрядцев (524 сторонника Бело-криницкой иерархии, 222 поморца брачного толка и 2 968 старопоморцев)12. В самой

Астрахани в 1880-х гг. насчитывалось 808 староверов, действовали моленная Белокри-ницкой иерархии (Шульгинская) и 2 молитвенных дома беспоповцев13. Федосеевцы и филипповцы селились в Астраханском (деревни Беспутная, Хмелевка, Яшкино, села Икряное, Харбай, поселки Оля и Житное-Досадное) и Красноярском уездах14. Кроме того, старообрядцами были волжские казаки в селах Черноярского (с. Ступино) и Ца-ревского (с. Пришиб, пос. Субботин и др.) уездов15.

Положение старообрядческих общин после реформ 1905-1906 гг. было облегчено: открывались молитвенные дома, учебные заведения, в 1906-1912 гг. в Саратове выходил журнал «Щит веры». Однако отношения с местными властями и православным духовенством оставались напряженными16.

Февральская революция 1917 г. стимулировала политическую и социально-экономическую активность староверов и ускорила создание межконфессиональных старообрядческих организаций. Летом 1917 г. было создано Саратовское кооперативное общество потребителей, в которое вошли старообрядцы всех толков и согласий горо-да17. В июле возникла Саратовская губернская Русско-демократическая партия христиан-старообрядцев (далее - РДПХС)18. Печатным органом Саратовского губернского комитета РДПХС стал «Голос старообрядческого Поволжья», издававшийся на пожертвования верующих. 29 августа 1917 г. в Саратове открылся съезд старообрядцев всех согласий, в котором приняли участие представители общин Саратова, Самары, Астрахани, Царицына и Дона. Главной задачей съезда провозглашалась подготовка к самостоятельному выступлению на выборах в Учредительное собрание. Саратовский комитет РДПХС призвал староверов страны созвать Всероссийский съезд старообрядцев всех согласий для решения социально-экономических (создание старообрядческих кооперативов) и политических проблем19. Политическая программа старообрядцев была близка к программе кадетов, но на выборы в Учредительное собрание они планировали выдвинуть собственный список депутатов. Самостоятельные списки на выборы кандидатов в Учредительное собрание выставили и староверы Московской, Нижегородской, Алтайской, Калужской, Пермской, Уфимской, Херсонской, Черниговской, Самарской, Рязанской, Томской губерний и Области Войска Донского20.

На страницах «Голоса старообрядчества Поволжья» регулярно публиковались материалы, посвященные основным политическим партиям и их отношению к религии. При этом особое внимание уделялось социализму, который осуждался как учение, отрицающее религию и призывающее к насильственному социально-политическому переустройству. Ему противопоставлялось христианство, стремящееся к духовному изменению человека и общества, отрицающее насилие и классовую борьбу в процессе созидания новой жизни21. В последних декабрьских номерах журнала ничего не говорилось об Октябрьском перевороте. Появившаяся в № 10 передовица «Что же делать?» свидетельствовала скорее о растерянности: «События переплелись в такой узел, такие получили невозможные комбинации, что положительно недоумеваешь, как поступить и что предпринять... По долгу христиан, старообрядцы не могут и не должны умывать рук и спокойно смотреть на царящее зло. Наша обязанность бороться с этим злом, умалять его, проводить в жизнь лучшее, полезное»22. Единственным способом защиты св

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»