научная статья по теме СТАРОЖИЛЫ ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СТАРОЖИЛЫ ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ»

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ДЕРЕВНИ

Ю.Я. Вин

СТАРОЖИЛЫ ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ

Старожилъ - Тот, кто живет где-либо с давнего времени и потому часто привлекается в качестве свидетеля при решении спорных земельных дел (особенно межевых).

Словарь русского языка Х1-ХУП вв.

Старикъ - обычно мн. Авторитетные свидетели из числа пожилых людей, давно живущих в данной местности, привлекаемые к опросу при решении, главным образом, спорных земельных дел.

Словарь русского языка Х1-ХУП вв.

На современном уровне развития исторической науки исследование средневекового села нельзя считать полноценным и всесторонним без уяснения его социокультурного облика и особенностей группового сознания обитателей деревни. Правомерное решение названных проблем, в свою очередь, безусловно целесообразно проводить, исходя из широкого понимания «культуры». Оно подразумевает и взаимодействие человека с «окружающей средой», и взаимоотношения человеческих индивидов друг с другом: системы коммуникации, морали и права, равно и все остальное, что объединяет людей в общество, что объективируется в орудиях и предметах труда, его продуктах, обычаях, исторически обусловленных воззрениях, нравственных и духовных ценностях. Наглядным примером тому служит интерпретация средневековой культуры, которую в свое время предложил А.Я. Гуревич. Исходя из его позиций, культура охватывает не только сферу философии, литературы и искусства. В эпоху Средневековья культура, следуя по стезе исчерпывающего единства, интегрирует и хозяйство, и

право, и отношения собственности, и многое другое. Согласно мнению А.Я. Гуревича, культуру любой эпохи можно рассматривать как всеобъемлющую знаковую систему1.

Такой подход к культуре позволяет не просто охватывать все области человеческой деятельности, но и ставить в качестве главной задачи исследования изучение места и роли социальных традиций поздневизантийской деревни с учетом социокультурного развития и историко-психологических особенностей ее населения. Одной из них правомерно считать старожильство. Оно берет свое название, как показывает И.И. Срезневский на примере понятия «старожильць», от обозначения коренного жителя, давно обитающего в каком-либо месте2. Правда, в средневековом греческом языке нет адекватного приведенному старославянскому понятию эквивалента. Не случайно дореволюционные российские византиноведы, если и говорили в своих трудах о «старожилах» в византийском селе, то эти суждения следует рассматривать в свете воззрений на старожильство в отечественной истории. Равным образом византийские источники не позволяют судить о правовом оформлении подобного явления в социальной традиции византийской деревни. Именно поэтому старожильство оказалось вне поля зрения большинства зарубежных византинистов, в особенности современных, для которых убедительным доводом, как правило, становится только юридически выверенная аргументация. Тем не менее содержание некоторых византийских актов позволяет предполагать, что подобное явление имело место в жизни поздневизантийской деревни.

Как бы не обозначалось старожильство в византийской деревне, его безусловно надлежит рассматривать в связи с положением наиболее старых ее жителей, которых называли «старцами» (yepovтsq). Скажем сразу же, независимо от контекста употребления, в любом случае понятие «старец» указывает и на возрастные, и на социальные признаки обладателя этого титула. К примеру, иеромонах Феодосий на закате своей жизни в последней четверти XIII в. назвал себя «смиренным и жалким старцем», призывая в качестве свидетелей всех жителей хоры (округи) подтвердить, что

1 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984; То же см.: Гуре-вич А.Я. Избранные труды. М.; СПб., 1999. Т. 2. С. 32. Критическую оценку научных взглядов А.Я. Гуревича см.: Семенов Ю.И. Философия истории: Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М., 2003. С. 10, 94, 133-134, 223, 397 и далее.

2 Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. III, ч. 1. С. 495.

он на протяжении сорока лет подвизается в монастыре3. Иначе говоря, речь идет действительно о старом или, по крайней мере, очень пожилом человеке, который, очевидно, был почитаемым во всей округе монахом. Нельзя пренебречь и более ранними по времени происхождения сведениями ивирского практика (налогового реестра) 1152 г. о том, что изъятие выморочных земель сел Контарату и Лесковицы было произведено под непосредственным наблюдением их жителей. Главную отличительную черту поименованных в документе свидетелей составлял их почтенный возраст, на что указывали приложенные к селянам эпитеты: «и более старые, и более почитаемые»4.

Без всякого сомнения, в Византии старость человека расценивалась как важнейшее из его достоинств. Скажем, фемный судья Николай, который своим решением 995 г. упорядочивал на территории Арсеникеи поземельные отношения между монастырем Колобу и хорионом (селом) Сидерокавситов, опирался на периорисм, составленный, по-видимому, еще в начале столетия спафарокадидатом и эпоптом Николаем, который назван «неким старым мужем»5. А настоятеля святогорского Пантелеймонова монастыря Митрофана, возглавившего в 1057 г. крестный ход по случаю размежевания спорных землевладений, составленный тогда акт характеризует как «мужа в глубочайшей седине (т.е. старости. - Ю.В.) и около семидесяти лет удостоенного в монашеской жизни». За Митрофаном же следовали два других «старца», «"внушающих благоговение" с сединой и [исполненных] добродетели»6. Достоинства украшали и старость монаха Никона Зига, давшего в 1071 г. показания о границах владений Лавры Афанасия. Это был «с детства здесь воспитанный, муж старый и честной - "полностью седой" (иначе говоря, старый. - Ю.В.) и освидетельствованный перед всем [собранием]»7. Примерно десятилетием позднее непрестанные споры между монахами двух

3 Miklosich F., Muller J. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vindobonae, 1871. Vol. 4, т. 1. (Далее: MM. IV.) P. 429.

4 Actes d'Iviron. Texte / Ed. dipl. par J. Lefort et al. P., 1994. Vol. III. (Далее: Ivir. III.) N 56. 145-146 etc.

5 См.: Actes d'Iviron. Texte / Ed. dipl. par J. Lefort et al. P., 1985. Vol. I. N 9. 7-8. О титулатуре и должности эпопта Николая см.: The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. (Далее: ODB.). Vol. I. P. 725; Vol. III. P. 1936.

6 См.: Actes de Saint-Pantéléèmôn. Texte / Éd. dipl. par P. Lemerle et al. P., 1982. (Далее: Pantél.) N 5. 23-24 etc.

7 Actes de Lavra. Texte / Ed. dipl. par P. Lemerle et al. P., 1970. Vol. I. (Далее: Lavra. I.). N 35. 22-24.

монастырей разрешили с помощью «принадлежащих старости мужей». Из них выделялся Димитрий Макрин, который, будучи «мужем разумным и хорошему образу жизни приверженным», подписал в качестве свидетеля акт размежевания8.

В последние столетия византийской истории наилучшим образом характеризуется настоятель Лемвиотисского монастыря иеромонах Герасим. Он отмечен рядом положительных качеств, среди которых отнюдь не последнее место отдано «старости»9. Очевидно подобный портрет можно было бы нарисовать и со «старца»-иерея Константина из хоры Властус, внушавшего уважение и веру «по возрасту», как и троих других стариков, описанных вместе с ним Димитрием Хоматианом10. И уже не приходится сомневаться в возрастных данных Михаила Варихи-ра, принимавшего участие в тяжбе Лемвиотисского монастыря с Михаилом Комниным Враной относительно пашенных полей и выпасов в окрестностях Палатиев. Хотя Михаил Варихир и не был назван прямо «стариком», когда он был избран властями из числа других местных мужей, «послушных и любящих истину», принести присягу, он явно стяжал доверие благодаря своему «почти» восьмидесятилетнему возрасту11. Впрочем, процедура разрешения поземельных споров названных собственников совершалась вместе с другими «местными мужами», прямо назваными «старыми»12. Особо выделяется роль жителей села Комитисса, выступавших в качестве свидетелей в деле размежевания землевладений Хиландарского и Ватопедского монастырей13. Согласно акту 1297 г., в ряду наиболее социально активной части селян, четверо достигли семидесятилетнего возраста14.

8 См.: Lavra. I. N 40. 8-11 etc., 32 etc.

9 См.: MM. IV. 260.

10 Chomatianus Demetrius, archiep. Bulgariae. Varia tractata // Analecta sacra et classica Spicilegio Solesmensi parata / Ed. J. Pitra Baptista. Parisiis: Roger et Chernowitz; Romae: Philippi Cuggiani, 1891. (Далее: Chom.). N 72. 316-317. К сожалению, издание сочинений Димитрия Хоматиана, подготовленное Г. Принцигом, нам недоступно.

11 MM. IV. 180.

12 MM. IV. 280.

13 Об истории села Комитиса подробнее см.: Острогорски Г. Комитиса и све-тогорски манастири // ЗРВИ. 1971. Т. 13. С. 221-256. О роли свидетелей см.: Там же. С. 224; Он же. Серска област после Душанове смрти. Београд, 1965. С. 82.

14 Actes de Vatopédi. Texte / Ed. dipl. par J. Bompaire et al. P., 2001. (Далее: Vatop. I.) N 26. 27-37.

Также надо сказать о примерах привлечения в качестве «достойных веры» свидетелей наиболее старых монахов. Судебное решение конца XIII в. по тяжбе Ивирского монастыря с одним из его арендаторов, иереем Николаем Платискалити, опиралось на показания явившихся в суд представлять интересы своей обители наряду с «наипочтеннейшим» настоятелем двух престарелых мо-нахов15. При этом на суде выяснилось, что выступавшему истцом Николаю Платискалити сначала удалось добиться у занимавшего ранее высокое место в церковной иерархии монаха выгодных для себя условий аренды, хитроумно воспользовавшись его «наивностью из-за старости и простодушием»16. В свою очередь, решение спора между монахами Дохиарского и Ксенофонтского монастырей о приоритете одного в отношении другого выносили афонские «старцы», среди которых акт 1361 г. прота (главы свя-тогорцев) Дорофея выделяет особо не просто «достойных веры», но и «старцев более древних»17.

Во многих отношениях показательным представляется раздел пахотного поля, вокруг которого в 1430 г. спор вели монахи афонского Пантелеймонова и Кутлумушского монастырей. Эту тяжбу завершила процедура принятия

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком