научная статья по теме СТИХОТВОРЕНИЕ ИННОКЕНТИЯ АННЕНСКОГО «ГАРМОНИЯ» Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «СТИХОТВОРЕНИЕ ИННОКЕНТИЯ АННЕНСКОГО «ГАРМОНИЯ»»

Л. Л. ШЕСТАКОВА

Москва

Стихотворение Иннокентия Анненского «Гармония»

Лирика Иннокентия Анненского — одного из ведущих поэтов Серебряного века — уместилась в трех небольших сборниках: «Тихие песни» (1904), «Кипарисовый ларец» (1910) и «Посмертные стихи» (1923). Психологизм, «сумеречность» настроения, камерность звучания характеризуют многие произведения поэта. В небольшом лирическом стихотворении «Гармония» ясно проступает главное начало поэзии Анненского — связь душевных процессов и явлений внешнего мира, выраженное в оригинальной композиционно-смысловой форме, в особом типе отношений между заглавием и текстом:

Гармония

В тумане волн и брызги серебра, И стертые эмалевые краски... Я так люблю осенние утра За нежную невозвратимость ласки!

И пену я люблю на берегу, Когда она белеет беспокойно... Я жадно здесь, покуда небо знойно. Остаток дней туманных берегу.

А где-то там мятутся средь огня Такие ж я, без счета и названья. И чье-то молодое за меня Кончается в тоске существованье1.

Стихотворение «Гармония» не имеет точной датировки. Хорошо известно, что к изданию лирики Анненского хронологический принцип не применим: у исследователей слишком мало сведений о времени создания большинства стихотворений, но главное — поэт и в прижизненном сборнике «Тихие песни», и в вышедшей уже после его смерти (но подготавливавшейся еще при его участии) второй книге стихов «Кипарисовый ларец» ставил себе определенные цели и придавал большое значе-

1 Цит. по изд.: Анненский И. Ф. Стихотво-

рения и трагедии / Вступит, статья, сост., под-

гот. текста, примеч. А. В. Федорова. — Л., 1990

(Б-ка поэта. Большая серия).

ние циклизации стихов. «Гармония» входит в раздел «Разметанные листы» книги «Кипарисовый ларец», которая «в своей архитектонике подчинена своеобразной логике соответствий и взаимосоответствий, сопоставлений и противопоставлений»2.

Следует сказать, что в поэзии Анненского, в частности в стихах «Кипарисового ларца», особенно значима семантика заглавий. Заглавие «Гармония», взятое вне связи с текстом стихотворения, естественно соотносится читателем с позитивными смыслами, свойственными этому слову в русском языке: «согласованность, стройность в сочетании чего-либо». Обратим внимание на то, сколь полной предстает семантическая структура существительного гармония в Словаре В. И. Даля: «соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозву-чие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука о созвучиях». По общеязыковой семантике заглавие «Гармония» можно определить как не вполне типичное для Анненского (впрочем, само слово относится к числу редких, лишь единожды употребленных им). Более характерны для поэта названия произведения, по смыслу и эмоциональному ореолу связанные с идеей неблагополучия бытия, зыбкости и обманчивости счастья. Показательны в этом смысле многочисленные стихотворения, в заглавия которых входит частотное у Анненского слово тоска: в первом сборнике это — «Тоска возврата», «Тоска» («По бледно-розовым овалам...»), во втором — создающие единый контекст книги стихотворение

7 Федоров А. В. Иннокентий Анненский: Личность и творчество. — Л., 1984. — С. 155.

«Тоска мимолетности», цикл-триптих «Трилистник тоски» (в который входят «Тоска отшумевшей грозы», «Тоска припоминания», «Тоска белого камня»), далее — «Тоска вокзала», «Тоска маятника», «Моя тоска», в посмертно изданных стихах — «Тоска кануна», «Тоска синевы», «Тоска миража». С заглавиями, объединенными повтором слова тоска, перекликаются такие, как «Третий мучительный сонет», «Трилистник обреченности», «Трилистник кошмарный», «Трилистник проклятья», «Трилистник траурный», «Трилистник одиночества», «Сумрачные слова». Заметим также, что в разделе «Разметанные листы» из 22 стихотворений значительная часть имеет заглавия с «нерадостной» семантикой («Невозможно», «Тоска медленных капель», «Нервы», «Второй мучительный сонет» и Др.).

Как видно, в общей системе стихотворных заглавий Анненского «Гармония» выделяется своей положительной семантикой и окраской. Однако рассмотрение данного заглавия в связи с содержанием самого стихотворения, т. е. как модели темы и се реализации, пре-текста в связи с текстом вносит в это представление существенные уточнения.

Стихотворение-монолог «Гармония» состоит из трех строф, причем идейно-композиционная граница проходит между второй и третьей строфами: первая и вторая объединены повествова-тельно-смысловым и эмоциональным началами. Тема, заданная заглавием, раскрывается в первых двух строфах через восприятие осеннего дня лирическим героем, находящимся на морском берегу (в этом, возможно, отразились впечатления поэта от крымской осени 1904 г.): Я так люблю осенние утра... И пену я люблю на берегу. Пространственно-временная ситуация представляется вполне определенной, субъект повествования обозначен личным местоимением я, повторяющимся и дважды выступающим в сильной позиции начала строки. Гармония, которая может возникать в природе из сочетания самых разных и неожиданных ее проявлений, способна вызвать в человеке со-

звучное ей состояние. Отклик героя на видимое, наблюдаемое в природе, ощущаемое при встрече с ней передается глаголами 1-го лица настоящего времени люблю (автор акцентирует это состояние, используя глагол дважды), берегу («сохраняю как что-то ценное»). Вторая глагольная форма, через рифмующуюся с ней омоформу на берегу, заметнее сближается с первой. Причем значения обоих глаголов усилены — частицей так и наречием жадно. Выражению полноты чувств героя способствует и пунктуация: восклицательный знак в конце первой строфы, многоточия в конце вторых строк, обозначающие паузу именно перед фразами с усилением.

Первая и вторая строфы стихотворения заметно метафоризированы: туман волн, рождаемые волнами брызги серебра, стертые эмалевые краски, одухшви-ренные осенние утра с их нежной невоз-вратимостью ласки и пена, которая белеет беспокойно. В строфах доминирует светлое настроение, что подчеркнуто использованием лексики с положительной окраской: люблю, нежную, ласки, берегу. Грустную ногу привносит мысль о преходяшссти, недолговечности в природе того, что дает человеку наслаждение. Здесь проявляется характерное для Анненского представление о мире в его как бы «конечных стадиях», в безвозвратности, краткости прекрасных мгновений5. Вспомним строки из стихотворения «Май»:

Так нежно небо зацвело,

А майский день уж тихо тает...

Интересно, что первые две строфы стихотворения «Гармония» носят в совокупности вполне завершенный характер: тема гармонии как согласия, взаимного соответствия человека и природы прозвучала; начальные строфы соотнесены: вторая не просто развивает линию первой, но ее последняя строка напрямую связана корневым повтором с началом первой строфы: В тумане волн — Остаток дней туманных берегу.

5 См.: История русской литературы: XX век. Серебряный век. - М., 1995. - С. 173.

В книге «Кипарисовый ларец» отразилась, по мысли В. Брюсова, способность Аиненского как поэта «к каждому явлению, к каждому чувству подходить с неожиданной стороны. <...> Впечатление чего-то неожиданного и получается, прежде всего, от стихов И. Аннснского. У него почти никогда нельзя угадать но двум первым стихам строфы двух следующих и по началу стихотворения его конец, и в этом с ним могут соперничать лишь немногие из современных поэтов»4. На эффекте неожиданности строится и стихотворение «Гармония». В третьей строфе возникает явный контраст по отношению к первым двум. Здесь «осенние утра» сменяет сфера тревожного бытия человека; лирического героя, пребывающего в состоянии душевного подъема, сменяет рефлексирующий, страдающий человек, гармонию сменяет дисгармония. Именно последняя строфа содержательно и стилистически типична для поэзии Анненского, и своеобразным сигналом этого служит существительное тоска. А. В. Федоров, говоря о наполненности значительной части лирики поэта чувством глубокой, неподдельной тревоги за то, что совершается вокруг (не только тревоги, но и, добавим, вины), в качестве одного из примеров приводит третью строфу стихотворения «Гармония». С ней перекликаются строки некоторых стихотворений того же раздела; ср.:

Но... бывают такие минуты. Когда страшно и пусто в груди... Я тяжел — и немой и согнутый... Я хочу быть один... уходи! («Сапсопе»); Ну, а те, что терпят боль, У кого как нитки руки... Люди! Братья! Не за то ль И покой наш только в муке... («Дети») [в обоих примерах приведены последние строфы|.

Контрастность третьей строфы стихотворения «Гармония» обозначается сразу и резко — противительным союзом А и наречием там, характерно символистски противопоставленным наречию здесь (третья строка второй строфы). Сочетание слова там с неопределенным наречием где-то задает общую нсопределен-

4 Брюсов В. Я. Далекие и близкие. — М., 1912.-С. 159.

ность, размытость границ пространства, в котором протекает действие. Семантика неопределенности заключена также в словах чье-то... существованье; значение неопределенной множественности, безымянности — в образе такие ж я, без счета и названья. Местоимение я этой строфы объединяется с троекратным я предыдущих строф, но и отделяется от него, что Анненский подчеркивает курсивным написанием. «Но это собственное «я», — замечает исследователь, — вместе с тем одно из многих «я», существующих вокруг и за которые поэт чувствует себя ответственным. И нет при этом никакого эгоцентризма, прикованности к самому себе, тем более — самолюбования или противопоставления себя другим»5.

Неопределенность «я» в неопределенном пространстве как будто расширяет рамки дисгармонии, темная, разрушительная суть которой подчеркивается лексически: мятутся средь огня (глагол мятутся, по современной норме — мечутся, означает «беспокойно и беспорядочно двигаются, находятся в состоянии смятения»; слово-образ огонь здесь не связано с традиционно-поэтическим любовь; это, скорее, символ мучений, страданий, печали, невзгод), молодо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком