научная статья по теме СТИХОТВОРНЫЕ ЦИКЛЫ В КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СТИХОТВОРНЫЕ ЦИКЛЫ В КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Стихотворные циклы в китайской литературе

© 2014 Е. Митькина

На протяжении длительного времени в китайском литературоведении не было современного термина «цикл» (цзуши). В разные эпохи данную форму стихосложения называли по-разному. В Китае циклы стихотворений как особая форма стихосложения распространились еще до эпохи Цинь, окончательно закрепились в поэзии в эпоху Тан, а своего расцвета достигли в период правления династий Сун, Юань, Мин и Цин. Несмотря на то, что на протяжении такого длительного времени стихотворные циклы были широко распространены, исследований, посвященных им, немного. В данной статье рассматриваются разные этапы в развитии циклической поэзии, когда появлялись новые сюжеты и изменялись формы циклов.

Ключевые слова: китайская литература, поэзия, поэтические циклы

В китайском литературоведении на протяжении долгого времени не было современного термина «цикл» (цзуши). В разные эпохи данную форму (будем называть это так, не вдаваясь в споры о жанровой принадлежности цикла) стихосложения называли по-разному, о чем будет сказано ниже.

Для дальнейших рассуждений о поэтических циклах в литературе Китая следует, прежде всего, определить, что же является характерным признаком циклической поэзии и какие совокупности стихов можно отнести к циклу. И.В. Фоменко в своей диссертации «Поэтика лирического цикла» предлагает следующее определение цикла: «Цикл в узком, терминологическом значении, (в противоположность «широкому значению — как синоним понятий «ряд», группа», «круг» произведений) — жанровое образование, созданный автором ансамбль стихотворений, главный признак которого — особые отношения между стихотворением и контекстом, позволяющие воплотить в системе определенным образом организованных стихотворений целостную и как угодно сложную систему авторских взглядов»1. Другой исследователь, М.Н. Дарвин, считает, что «целостность цикла находится в прямой зависимости от степени структурной автономности составляющих его элементов, а его единство следует рассматривать как единство противоположностей, характеризующееся действием как центростремительных, так и центробежных сил. Поэтому известная «извлекаемость» отдельного произведения из контекста цикла — не менее важный его признак, чем целостность или "неделимость"»2.

В более систематичном виде Л.Е. Ляпина в своей работе «Проблема целостности лирического цикла» выделяет те общие черты, которые, по ее мнению, присущи данной форме:

«1. Авторская заданность композиции.

2. Самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений.

3. «Одноцентренность», центростремительность композиции лирического цикла.

Митькина Евгения Иосифовна, старший преподаватель Восточного факультета СПбГУ. E-mail: yevgeshamit@yandex.ru тел.+79213321806.

4. Лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле.

5. Лирический принцип изображения»3.

Следует отметить, что циклы стихотворений стали предметом рассмотрения филологов из разных стран сравнительно недавно — всего сто лет назад, в 20-30-х годах 20 века (Ю.Н. Тынянов, Б.В.Томашевский, Б.М. Эйхенбаум). Более того, сами выдающиеся литераторы (Б. Брюсов, А. Белый, А. Блок) пытались осмыслить природу циклической поэзии. Следует отметить, что последние не создали академических трудов, посвященных данной проблеме, однако их взгляды ясно прослеживаются в предисловиях к сборникам поэзии.

В настоящее время (с 90-х годов прошлого века) также ведутся исследования лирических циклов. Основополагающие работы принадлежат таким ученым, как В. А. Сапогов («Поэтика лирического цикла А.Блока»), М.Н. Дарвин («Русский лирический цикл», «Художественная циклизация лирических произведений»), Л.Е. Ляпина («Циклизация в русской литературе XIX века», «Русские литературные циклы (18401860 гг.)»), И.В. Фоменко («О поэтике лирического цикла») и т.д. «Во второй половине 1990-х гг. проблема лирической циклизации стала приобретать фундаментальный характер в науке. В современных исследованиях решаются вопросы, связанные с теорией жанровой природы цикла, категорией авторства и целостности циклической формы. Цикловеды стремятся выделить основные критерии разграничения собственно циклов от других циклических явлений в лирике (поэтических сборников, книг стихов и т. п.), а также от поэмы. Большинство работ касается общих теоретических вопросов приро-

4

ды лирического цикла» .

В Китае циклы стихотворений как особая форма стихосложения распространились еще в доциньское время (до III в. до н. э.), развивались в период Шести династий, окончательно закрепились в поэзии в эпоху Тан, а своего расцвета достигли в период правления династий Сун, Юань, Мин и Цин. Несмотря на то, что на протяжении такого длительного времени стихотворные циклы были широко распространены, исследований, посвященных им, немного. Знаменитые древние трактаты по поэтике, такие как, например, «Резной дракон литературной мысли» Лю Се (Вэнь синь дяо лун), не затрагивали понятия стихотворного цикла. Современные исследования также не уделяют им должного внимания, это такие известные работы как «Поэтика китайского языка»5, «Обзор древних литературных стилей Китая»6, «Введение в различные стихотворные стили древности в Китае»7, «Введение в изучение литературных стилей»8. В настоящее время стали появляться статьи и книги, посвященные лирическим циклам. В основном, в них затрагивается циклическая поэзия эпохи Тан — «К вопросу об определении понятия цикл стихов в классической китайской литературе»9, «О структурированном искусстве циклических произведений Ду Фу»10, «К вопросу об исторических циклах стихов в период Поздней Тан»11, «Теория изучения исторических циклов стихов тан-ского периода»12. Однако эти немногочисленные работы либо сконцентрированы на творчестве небольшого количества наиболее известных поэтов, либо упор делается на определенной тематике самих произведений; таким образом, цельного исследования циклов стихотворений в китайской литературной традиции практически нет. В 2011 году была издана книга «Исследование танских циклов стихотворений»13, автор которой (Ли Чжэнчунь) пытается восполнить существующую лакуну, рассмотрев эволюцию данной формы стихов, причины их популярности в танское время, типы циклов, их структуру, заголовки, а также дает лингвистический анализ, выявляет его значимость для других литературных форм и стилей.

Древняя литература (до эпохи Западная и Восточная Хань)

Начиная с доциньского времени и по эпоху Западной и Восточной Хань, было создано лишь небольшое количество поэтических циклов. Примерно 10, принадлежащих перу авторов, имена которых не дошли до наших дней, два цикла — Сыма Сянжу (179117 до н.э.), по одному циклу Лю Цюя (?—70 г.до н.э.), госпожи Таншань (III в. до н.э.), Чжан Хэна (78-139), Тан Цзоу (I в. н.э.), Ли Яня (150-178), Цинь Цзя (I в.н.э.), Кун Жуна (153 - 208), Цай Янь (172-220), Чжун Чантуна (179-220), Ли Лина (? — 74 до н.э.). В этот перечень не включены «Книга Песен» — «Шицзин», «Чуские строфы» и поздние ханьские подражания им, а также песни юэфу, положенные на одну мелодию. Это несоизмеримо с количеством стихотворных циклов, создававшихся в более поздние эпохи.

Одним из первых примеров циклической поэзии можно считать знаменитый памятник китайской литературы — «Шицзин», который стал неисчерпаемым источником для последующей литературной традиции. Хотя формально произведения, входящие в «Шицзин», не относятся к «циклическим», однако, можно сказать, что они стали прообразами последующих поэтических циклов, ибо структура стихов, входивших в канон, тяготела именно к циклической форме.

Настоящим поэтическим циклом в Древнем Китае стали «Девять песен» (Цзю гэ), которые представляют собой либо народные песни, обработанные и переработанные Цюй Юанем, либо авторские произведения последнего. Несмотря на название, в цикл, тем не менее, входят одиннадцать произведений, посвященных, в основном, различным божествам (лишь два из одиннадцати стихотворений являются воспеванием погибших в боях за Родину воинов и описанием жертвоприношения). Кравцова М. Е. отмечает в данном цикле «настойчивое звучание любовных мотивов (тема «божественной любви»)»14, он проникнут, по словам Серебрякова Е.А. «ощущением прелести жизни, что проявилось и в светлых картинах природы, предстающей в песнях всегда цветущей, полной света, красок и движения»15.

К циклической поэзии следует отнести и другое произведение, написанное Цюй Юанем, — «Девять элегий» (Цзю чжан), состоящее из девяти стихотворений, основным мотивом которых стали думы поэта о судьбе страны и о своей собственной судьбе.

Под влиянием Цюй Юаня в начале правления династии Хань появились «Девять наставлений» (Цзю цзянь) Дунфан Шо и «Девять чувств» (Цзю хуай) Ван Бао.

Форма циклических стихов еще не была стандартизирована, размер стихотворений, количество иероглифов — все это отличалось, а также не везде выдерживался ритм. Циклы поэзии еще находились на этапе становления.

Периоды правления династий Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий

Следующим, важным этапом в развитии циклических стихов стала поэзия периода правления Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий. По сравнению с предыдущим периодом количество поэтических циклов невероятно выросло, все большее число литераторов уделяло внимание этой форме.

Согласно сведениям, представленным Дай Циньли в книге «Поэзия Цинь, Хань, Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий», за четыреста лет правления Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий было создано более пятисот (автор приводит цифру 525) поэтических циклов, в состав которых входило 3413 стихотворений (эта цифра включает и народные песни)16. Среди поэтов, написавших более двадцати циклов, — Цао Чжи (33 цикла), Жуань Цзи (97), Лу Цзи (63), Го Пу (38), Сунь Чо (91), Тао Юаньмин (134), Бао Чжао (94), Се Тяо (90) и другие. В их поэтические циклы входило от двух до нескольких десятков стихотворений. Тематика также была разнообразной — лирическая поэзия, вос-

певание древности, путевые стихи, скорбь по умершей жене, застольные стихи, воспевание бессмертных и жизнь среди садов и полей и т.д. Более того, в цикл могл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком