научная статья по теме СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА ПОВТОРА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АНГЛИЙСКОЙ ГРУППЫ THE BEATLES Языкознание

Текст научной статьи на тему «СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА ПОВТОРА НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АНГЛИЙСКОЙ ГРУППЫ THE BEATLES»



-Q-

od... I played right into their hands... I was so overcome by anger and disgust that I completely lost my temper.

Then I went upstairs and sat in the library, the only place where I could be alone for a little while. I felt sick at heart, because it seemed that this latest act, above all others, was intended to display their utter disrespect for me. They seemed to have no sense of decency, these children; everything they said or did was coloured by an ugly viciousness, as if their minds were forever rooting after filth. 'Why, oh why,' I asked myself, 'did they behave like that? What was wrong with them?'

Notes

1. Кунин А. В. Англо-русский фразеологический словарь. Изд. 4. М.: «Русский язык», 1984.

2. Alexander L. G. English Grammar. Harlow -New York: Longman, 1997.

3. Beardsley M. C. Aesthetics: Problems in the Philosophy of Criticism. 2nd ed Indianopolis -Cambridge: Hackett Publishing Co., 1985.

4. Brogan T. V. F. Narrative Poetry // The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1993.

5. Dictionary of English Literature. General Editor M. Wynne-Davies. L.: Bloomsbury Publ., 1997. (See the entries on narrative or text, narra-tology, narrator, implied author, implied reader etc. The bold type and/or italics are mine - N. E.).

6. Longman Dictionary of Contemporary English, 3rd ed, 2001 (Abbr. to LDOCE. The quoted dictionary definitions of the text units under analysis follow the original's typesetting).

7. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. 6th ed. Oxford - New York: Oxford UP, 2003 (Abbr. to OALD).

8. The Compact Oxford English Dictionary. 2nd ed. Oxford - New York: Oxford University Press Inc., 1996.

9. Webster's New Dictionary of Synonyms. Springfield, Mass.: Merriam-Webster Inc., 1984.

Н.Н. Есаулов,

доцент кафедры английского языка факультета иностр. языков, ВГПУ, г. Владимир.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ

ФИГУРА ПОВТОРА

НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АНГЛИЙСКОЙ ГРУППЫ

"THE BEATLES"

Как известно, поэзия - более древний вид искусства, чем проза. У своих истоков она тесным образом связана с пением и музыкой. Одна из отличительных черт поэзии - ее ритмическая организованность, наличие которой нередко обеспечивается использованием такой стилистической фигуры, как повтор. В качестве материала для рассмотрения стилистических возможностей повтора мы выбрали поэзию английской группы "The Beatles", как наиболее полно отразившую в себе идеи и мировосприятие молодежи 60-х годов XX в. и последующих поколений.

Место искусства бардов в мире европейской поэзии (V - XX в.)

В начале было слово

Развитие поэзии, как, впрочем, и любого другого вида искусства, происходило двумя путями: поэзия народная возникла из фольклора и развивалась в былинах, эпосе, обрядовых песнях. Поэзия как литературный жанр зародилась в церкви и долгое время народу не принадлежала. Первые известные авторы в английской литературе -Saint Bede the Venerable и Saint Aldhelm.

Однако уже в VI-VII в. существовал и другой пласт литературы. Большая часть

-е-

староанглийской поэзии (450-1066) исполнялась под аккомпанемент арфы народными бродячими музыкантами, менестрелями (их также называли трубадурами, менезин-герами или бардами - scops, bards). Творчество этих бродячих певцов само по себе фольклором не являлось, однако существовало как связующее звено между народной поэзией и литературой. Возможно, именно оно послужило началом жанру, называемому сегодня «авторской песней».

В среднеанглийском периоде (10661485) определяющими темами в литературе становятся любовь, героические подвиги, служение рыцаря Даме (влияние привнесенной на Британские острова нормандской культуры), популярность приобретают лирические баллады, романсы и басни. Следует заметить также, что практически до конца Средних веков значительная часть литературы все еще предназначалась скорее для прослушивания, чем для чтения. Книги в то время были очень дорогими. Большинство людей знание поэзии получали или из пения менестрелей, или от самих поэтов, декламировавших свои стихи.

Городские школы в то время являлись очагами свободомыслия. Своеобразным рупором таких настроений была латинская поэзия бродячих школяров - их называли ва-гантами (от лат. vadare - бродить) или го-лиардами. Поэзия вагантов была очень дерзкой, осуждающей церковь и духовенство и воспевающей радости земной вольной жизни. В их поэзии переплетались две основные темы: любовная и сатирическая. Церковь, однако, продолжала занимать доминирующую позицию в управлении государством и определяла основные литературные жанры. Главным из них оставалась религиозная поэзия. Более того, к церковному, официальному пласту культуры, находившему свое выражение главным образом в философии и богословии, относилась вся письменная книжная традиция. Придя из церкви, поэзия как жанр литературы стала достоянием богатого сословия, правящего класса.

В конце XIX - начале XX века в условиях демократизации общества поэзия выплеснулась на улицу. Под влиянием многочисленных молодежных движений в Великобритании появляются непрофессиональные поэты и музыканты, впитавшие в себя американскую культуру (во многом близ-

кую европейской) и противопоставившие свое искусство искусству профессионалов.

Однако, несмотря на это противопоставление, хочется отметить, что жанр авторской песни определяется в первую очередь стихотворным текстом. Основной круг тем так и остался неизменным: любовная лирика и социально-политическая сатира, а это значит, что, возможно, впервые за многие века произведения бардов так сильно приблизились к профессиональной поэзии, оставшись вместе с этим истинно народным достоянием.

Возникновение английской «бит-музыки» как нового музыкального жанра в середине 60-х годов ХХ в. не случайно. Ее появлению предшествовал целый ряд музыкальных течений, берущих свое начало из афро-американского фольклора. В 1950-е годы как симбиоз двух музыкальных культур развился рок-н-ролл. Именно этот стиль во главе с его основателем Элвисом Пресли точно соответствовал психологическому настрою молодежи. Он помогал разрядить накопленное напряжение и недовольство в крике и движениях.

Развитие песенной лирики «Битлз»

Битлз», будучи воспитанными на американском рок-н-ролле, начинали как группа, исполнявшая танцевальную музыку, поэтому песни, принадлежащие к их раннему периоду творчества (до 1965 г.), не отличаются большим смысловым разнообразием. Однако в самых примитивных текстах порой ясно прослеживается дар видеть красоту и поэзию в самых обыденных и примелькавшихся вещах и профессиях. По сравнению с поэтической неискренностью, звучавшей в английской поп-музыке предшествующего поколения, тексты песен «Битлз» были близки и понятны подросткам. Они говорили тем языком, которым говорит молодежь: сленг, неправильные фразы, уличное произношение.

Вместе с творческим ростом коллектива происходило и развитие тем песенной лирики. Одним из импульсов к этому развитию послужило знакомство «Битлз» с музыкантом Бобом Диланом, известным как «поэт рок-н-ролла», творчество которого было отмечено влиянием Уильяма Блейка. Именно благодаря Дилану они стали осознавать, что песенная лирика тоже является поэзией.

-Q-

Новый этап их творчества приходится на 1965 г. В их песнях звучат темы одиночества человека в современном мире, разрыва связи поколений, социальных проблем. В позднем творчестве «Битлз» все чаще комментируют в своих песнях социальные и политические проблемы общества, причем их ирония приближается в ряде случаев к довольно злой сатире. Многие песенные сюжеты были взяты из новостей, напечатанных в газетах. Одна из таких песен, "She's Leaving Home", стала гимном хиппи. В ней речь шла о девушке, которая имела все, но ушла из дома. В 1967 г. таких сообщений было очень много: юноши и девушки уходили из своих часто обеспеченных семей. Для многих это была попытка выйти из-под опеки взрослых, почувствовать себя самостоятельными, кто-то таким образом заявлял свой протест против социальной несправедливости, расизма, войны во Вьетнаме, высказывался за социальные реформы и мир. Увлечение индийской философией и эксперименты с наркотиками (в 1966 - 1967 г.) наложили своеобразный отпечаток на песенную лирику «Битлз». Песни этого периода призывают к философскому переосмыслению мира, а творчество группы как никогда приближается к сюрреализму.

Влияние «Битлз» как на молодежь 1960-х годов, так и на последующие поколения очень велико и подчас его не могут объяснить и сами участники группы. Суть поэзии «Битлз» очень тонко подметил В. Скоро-денко: «Битлз» творили, играя. Или играли, творя. Умные люди ломали головы, выискивая в их песнях аллегории, подтекст, пятые и десятые смыслы, а все куда проще: как всегда, поэзия и здесь возникает из сора жизни - в высоком, разумеется, понимании. («Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...» - Анна Ахматова)»

Понятие повтора как стилистической фигуры.

Виды и функции повтора

Повтором, или репризой, называется фигура речи, которая состоит в повторении звуков, слов, морфем, синонимов или синтаксических конструкций в условиях достаточной тесноты ряда.

Совершенно другое значение имеют повторы отдельных слов и выражений в на-

родно-поэтическом творчестве. Известно, что устная народная поэзия широко пользуется повторением слов в целях замедления повествования, придания песенного характера сказу и часто вызывается требованиями ритма.

Функции повтора и та дополнительная информация, которую он несет, могут быть весьма разнообразными. И.Р. Гальперин выделяет в целом четыре основные функции повтора:

- функция усиления;

- функция последовательности;

- функция модальности;

- функция нарастания.

Многообразие функций повтора особенно сильно представлено в поэзии, поскольку «стихосложение основано на повторнос-ти конструктивных элементов. В речевых характеристиках персонажей повторы редко выполняют только одну какую-нибудь функцию. Они почти всегда сочетают экспрессивность и эмоциональность, экспрессивность и функцию связи между предложениями» (И.В. Арнольд).

Одна из особенносте

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком