научная статья по теме Страхование как социальный институт и анализ его этической составляющей Науковедение

Текст научной статьи на тему «Страхование как социальный институт и анализ его этической составляющей»

Егоров И.Н., аспирант Московского государственного индустриального университета

СТРАХОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И АНАЛИЗ ЕГО ЭТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Необходимость исследования такого социального института как страхование, определяется потребностями развития современного социально-философского знания, призванного выдвинуть и обосновать определенные идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития, выстроить смыслы различных видов деятельности. Прежде всего необходимо изучить этическую составляющую страховой деятельности.

Условием существования общества является производство материальных благ, которое по своей сути - непрерывное повторение и возобновление производственных процессов. Без этого (непрерывности и возобновляемости) не представляется возможным удовлетворение растущих потребностей современного человечества. Удовлетворение, развитие и совершенствование этих потребностей, а так же механизмов их удовлетворения это постоянный и непрерывно возобновляемый социально-исторический процесс, обуславливающий существование и развитие общества, прогресс цивилизации.

Перед современными хозяйствующими субъектами в настоящее время стоят сложные задачи повышения эффективности деятельности, достижения финансовой устойчивости, стабильности, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В условиях современной экономики это может быть достигнуто при повышении качества корпоративного управления и требует использования самых современных инструментов, одним из которых является управление рисками (утраты основных фондов и материальных активов, и как следствие прекращения или перерыва в деятельности, техногенными, операционными, возникновения ответственности перед третьими лицами, клиентами и т. п.), которое неразрывно связано со страхованием (передача рисков специализирующимся на этом организациям).

Все вышесказанное имеет свою актуальность не только как один из инструментов корпоративного управления, но и в повседневной жизни рядовых обывателей. В условиях сокращения уровня государственных социальных выплат, в том числе и пенсионного обеспечения, важную социальную роль начинает играть личное страхование: страхование жизни, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, болезней и др. Правда, у большинства населения еще сильна инерция мышления, так одни считают, что государство должно решить проблему их пенсионного обеспечения, другие - что дети обязаны их содержать, третьи надеются, что они будут работать до конца своей жизни... К сожалению, последствия такого беспечного отношения к собственному будущему люди смогут оценить только спустя много лет, когда что-либо исправить будет весьма затруднительно.

У А. Маслоу, в его «Теории мотивации», в основе поведения и деятельности людей лежат потребности. Смысл иерархического построения потребностей заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней, а затем по мере их удовлетворения становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Таким образом, если производство материальных благ в основном служит для удовлетворения физиологических потребностей, то предоставление страховых услуг - это удовлетворение потребности уверенности в будущем, которая, как и физиологические потребности является первичной.

В Советском союзе полностью отсутствовал класс частных собственников (собственность на орудия производства) и предпринимателей, интересы которых нуждались

бы в защите механизмами страхования. К тому же экономика сверхдержавы, выстроенная по плановым принципам, позволяла без серьезных трудностей справляться с практически любыми последствиями проявления стихии и форс-мажора.

На протяжении нескольких десятков лет страховой деятельностью в СССР занимались только две государственные страховые организации: «ИНГОССТРАХ», обеспечивающий защиту интересов государственных предприятий, работающих за пределами страны и «ГОССТРАХ», который по сути своей удовлетворял не всегда добровольные желания населения по защите личного имущества, жизни и здоровья населения. В нерыночной экономике возмещение ущерба осуществлялось государством за счет бюджетных средств. Уверенность людей в том, что «государство - благодетель» и неизбежно придет на помощь, сформировала особый менталитет, характеризующийся низким уровнем потребности в страховой защите.

Однако совершенное отсутствие состязательности и конкурентности в страховании, наблюдавшееся в советские годы, привело к тому, что рынок страховых услуг находится сегодня на стадии первоначального становления, по сравнению с европейским и американским рынками, имеющими многовековую историю.

Все вышесказанное говорит о необходимости системного и всестороннего исследования закономерностей развития мирового страхового рынка, изучении процессов глобализации международной системы страхования в целях глубокого понимания принципов коммерческого страхования, создания экономических и правовых условий для эффективного развития национального страхового рынка, выработки сбалансированного подхода, позволяющего сочетать национальные интересы и реальности современного периода развития мирового страхового рынка.

Современное социально-философское знание развивается на основе междисциплинарного подхода, используя эмпирические данные новейших исследований общества и опираясь на теоретический базис современной философии, социологии, культурологии, что существенно увеличивает познавательные возможности самой социальной философии. Это становится более очевидным, когда исследованию подвергаются новые тенденции современного общества, и в частности, процессы становления рыночных отношений в странах, ступивших на путь демократических преобразований. Изменения в деятельности социальных институтов модернизирующихся обществ, социальных структур, в общественном сознании требуют осмысления и изучения.

Развитие и усложнение видов страховой деятельности в России (активная фаза современного развития в конце ХХ начале ХХ1 вв.) нуждается в философском осмыслении самой сущности института страхования, причем именно не только как использование методологии для познания существа одного из направлений предпринимательской деятельности, но и в целях социально-философского осмысления практики социума и анализа результатов деятельности преследующего свои цели человека.

Выявление общих характеристик этики страхового бизнеса, как специфического вида деятельности, в рамках общефилософского и социально-философского знания предполагает использование работ по истории развития отрасли в разных странах, исследований социологов, психологов, культурологов, что рождает немалые трудности, связанные со спецификой интерпретации и со стыковкой различных точек зрения на исследуемую проблематику.

Исследование этики страхового бизнеса как специфического социокультурного феномена осуществляется на фоне анализа различных исследований, в которых выявлялись: национальный, социальный и индивидуальный характер, специфика страховой деятельности в различных странах в наши дни.

В самом общем виде именно этно-национальные - ментальные, социокультурные и индивидуально-личностные факторы определяли и определяют как общие черты

предпринимателя, так и его наиболее типичные морально-этические установки и стандарты поведения, которые, реализуясь в социальной практике, позволяют исследователям на основе сущностных характеристик описывать разные социокультурные типы предпринимательской деятельности и менеджмента конкретного общества.

С точки зрения современных авторов, существенными различиями обладают западноевропейский, американский и азиатский страховые рынки, хотя с точки зрения их правовой базы и условиям страховых продуктов характеристик, они могут быть отнесены к одному типу, т.к. представляют собой разные модификации рыночной экономики постиндустриального общества.

Отметим, что западно-европейская социально-гуманитарная традиция еще с XVIII в. внимательно анализировала европейскую экономику, типы и формы предпринимательства, оставив в наследство последующим поколениям трудовую теорию стоимости английских экономистов А. Смита и Д. Рикардо, «Капитал» К. Маркса, работы Р. Люксембург, К. Каутского, А.Бабеля и других марксистов-экономистов, которые показали не только существо капиталистического способа производства, но и выявили специфику морального сознания как наемных работников, так и предпринимателей. Сущностные характеристики этих моральных норм были блестяще раскрыты в классическом труде М. Вебера «Протестантская этика» и в целой серии работ западноевропейских социологов середины XX в.

Следует разделять этику как мотивацию поведения, которая в этом смысле называется моралью, от предписанных правил поведения, или моральных кодексов, называемых также этосами, и от этики в узком смысле, или теории морали.

Главным методом реализации этики является философский дискурс. В результате дискурса происходит выяснение как природы и сущности морали, так и мотивов, в соответствии с которыми человеком осуществляется моральный выбор. Теория этики выдвигает целый ряд постулатов и формирует моральные нормы, которые заслуживают звания универсальных норм человеческого поведения в самых разных социокультурных условиях.

Если материальная этика - это теория предпочтения ценностных качеств, то формальная этика воздействует на внутреннее формирование предпочтений так, чтобы они могли координироваться с другими предпочтениями. В экономической теории проблема координации выглядит следующим образом: «Что я должен предпринять, чтобы достичь своей цели при существующих социальных и хозяйственных ограничениях и условиях, принимая во внимание тот факт, что другие люди тоже преследуют свои цели?» Проблема формальной этики еще со времен «Золотого правила морали» звучит иначе: «Какой из принципов моего поведения я хотел бы сделать принципом всеобщего законодательства или всеобщим правилом поведения?»

Формальная рыночная координация ориентирована на координацию действий многих людей и уже сформированных планов и предпочтений. Формальная этика ориен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком