научная статья по теме "СТРАШНЫЙ ПРАЗДНИК" РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПАМЯТИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «"СТРАШНЫЙ ПРАЗДНИК" РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПАМЯТИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2014 ■ № 4

КУЛЬТУРА

И.В. КОНДАКОВ

"Страшный праздник" русской культуры: памяти Серебряного века

Статья посвящена памяти Серебряного века, сложным событиям, вызвавшим к жизни это явление.

Потенциальное содержание Серебряного века представлено предреволюционными и постсимволистскими веяниями. Серебряный век русской культуры, с точки зрения автора, - страшный праздник, соединивший радость творчества с предчувствием гибели.

Ключевые слова: русская культура, Серебряный век, радость творчества, предчувствие гибели.

The article is dedicated to the Silver age and complex events caused by this phenomenon. The potential content of the Silver century is represented by pre-revolutionary and post-symbolism trends. Silver age of Russian culture, from the point of view of the author, is the terrible holiday, combination of the pleasure of creativity and a premonition of death.

Keywords: Russian culture, the Silver age, the joy of creativity, a premonition of death.

Памяти моей бабушки, Софии Федоровны Титовой

(урожденной Лебедевой), свидетеля Серебряного века

Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет -Страшный праздник мертвой листвы.

А. Ахматова

строки А. Ахматовой посвящены Серебряному веку, представавше-ХХ в., да и позже исключительно в траурных тонах. Упомянув "се-который "ярко Над серебряным веком стыл", Ахматова добавляет:

Оттого, что по всем дорогам, Оттого, что ко всем порогам Приближалась медленно тень...

И далее: "Приближался не календарный - Настоящий Двадцатый Век". Собственно, именно это приближение тени ХХ в. делало Серебряный век русской культуры -страшным праздником, соединявшим радость творчества с предчувствием гибели.

Кондаков Игорь Вадимович - доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета РАН "История мировой культуры".

Эти зловещие му поэту в 40-е гг. ребряный месяц",

Главная травма ХХ века

Столетие тому назад в истории русской культуры произошла трагедия, масштабы которой поначалу, за редким исключением (к которому относится и Ахматова), почти никто и не заметил. В сентябре 1914 г. закончился Серебряный век. Погибла огромная культурная эпоха, продолжавшаяся менее четверти века. Эхо этой незавершенной эпохи продолжалось долго и до сих пор еще слышно во всем мире, особенно, конечно, в самой русской культуре.

Продолжающее расти значение А. Чехова - драматурга и прозаика - может быть, самое наглядное тому доказательство. Другой пример - постоянно укрупняющаяся фигура В. Розанова, родоначальника русского (да и всемирного) постмодернизма - в литературе и философии, провозвестника "мозаичной культуры", восторжествовавшей сегодня в глобальном аспекте. Третий поразительный пример - С. Дягилев, этот гениальный дилетант, ставший лидером "мирискусничества", реформатором русского и мирового балета, основателем нового, поствагнерианского синэстетизма... Список культовых имен Серебряного века, значимых для истории мировой культуры, можно продолжать очень долго.

Но не менее важно эхо произошедшей трагедии, или, точнее сказать, культурно-исторической катастрофы. Оно звучало и в разгар Второй Отечественной (русско-германской) войны, быстро переросшей в Первую мировую, и в дни Октябрьского переворота, ввергнувшего русскую революцию в лоно кровопролитной, братоубийственной Гражданской войны. Эхо погибшего Серебряного века отзывалось и в идеологических битвах 1920-х гг., когда удерживалось хрупкое равновесие между культурно-стилевым плюрализмом и политической диктатурой советской власти, и в кровавом триумфе сталинизма в годы Большого террора, и в период Великой Отечественной войны, когда из осажденного Ленинграда донесся скорбный и мужественный голос Ахматовой.

В послевоенные годы "ждановские" постановления ЦК ВКП(б) по вопросам культуры живо напомнили о тревожной памяти Серебряного века и попытались навсегда ее уничтожить, стереть в сознании послереволюционных поколений вместе с именем Ахматовой и наследника Серебряного века - М. Зощенко. Казалось бы, само негативно-обличительное упоминание "предоктябрьской" поры было призвано навсегда утвердить принципиальную несовместимость завоеваний Октября и достояния низвергнутой им эпохи.

Но тщетно: в период "оттепели" молодые поэты и художники, музыканты и театральные деятели, философы и филологи настойчиво тянулись к наследию Серебряного века и последним живым представителям погибшей эпохи - Б. Пастернаку, А. Ахматовой, И. Эренбургу, А. Крученых, М. Шагинян; П. Кузнецову, П. Кончаловскому, Н. Альтману, С. Коненкову, М. Шагалу; И. Стравинскому, А. Гольденвейзеру; А. Лосеву, М. Бахтину, Р. Якобсону, В. Шкловскому. Несмотря на упорное сопротивление охранителей "советских устоев", обострился интерес к творчеству ушедших деятелей Серебряного века, и прежде всего тех, чья жизнь трагически оборвалась - Н. Гумилева, О. Мандельштама, Вс. Мейерхольда, М. Цветаевой, В. Нарбута, о. Павла Флоренского, В. Хлебникова, В. Маяковского, С. Есенина, Н. Клюева, П. Филонова, К. Малевича, А. Древина, - или была предана унизительному забвению - Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, Андрея Белого, М. Булгакова, Вяч. Иванова, М. Гершензона, И. Бунина, Ф. Сологуба, К. Бальмонта, Саши Черного и многих других. И этот интерес свидетельствовал, что наследие Серебряного века для всего ХХ в. и, вероятно, последующего времени было и остается основой, ценностно-смысловым фундаментом дальнейшего культурно-исторического развития, а гибель этой эпохи - самая глубокая, незаживающая травма всей новейшей истории России.

Да и в предшествующее время, как выяснилось, у истоков советской культуры стояли вовсе не пролетарские и крестьянские самоучки, доморощенные "мастера" тоталитарной культуры, а все те же питомцы Серебряного века - М. Горький и В. Маяковский, А. Блок и В. Брюсов, А. Толстой и С. Есенин; А. Глазунов и Р. Глиэр, С. Про-

кофьев и Н. Мясковский; К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, Вс. Мейерхольд и А. Таиров; К. Петров-Водкин и Б. Кустодиев, А. Машков и К. Юон; А. Богданов и А. Луначарский, В. Переверзев и В. Фриче; Б. Асафьев и И. Грабарь... Низвержение Серебряного века, забвение его заветов, отрицание его наследия оказались все же советской утопией, хотя и весьма деструктивной. Не случайно после распада СССР общий интерес к наследию Серебряного века резко обострился, что нередко выглядело как запоздалая реакция на засилье советской идеологии и культурной политики.

Кстати, еще большой вопрос, - какое "эхо" Серебряного века важнее для истории мировой культуры: память о неповторимой исторической эпохе или память о катастрофе, постигшей ее спустя два с половиной десятилетия после начала? Что определило величие Серебряного века, представленного сонмом блестящих имен поэтов и философов, художников и композиторов, политиков и религиозных мыслителей? Что вызвало крушение Серебряного века, превратившее его в невозвратимую культурную эпоху, обломки которой способны лишь вызывать ностальгические чувства у последующих эпох? Как соотносятся между собой в культурной памяти поколений это величие и это крушение, имеющие так мало аналогов во всемирной истории?

Вот вопросы, которые стоят сегодня перед нами с такой же отчетливостью и неумолимостью, как и сто лет назад. Но сегодня, сдается, что все эти вопросы тесно связаны между собою, как сами величие и крушение Серебряного века, изначально несшего в себе истоки грядущей катастрофы и апокалиптические настроения. И не будем всуе обсуждать, был ли Серебряный век "умыслом" или "вымыслом" [Ронен, 2000]: он был, и память о нем жива.

Русский Ренессанс

Н. Бердяев, никогда, кстати, не употреблявший выражения "Серебряный век" (как это иногда ему приписывают, вплоть до авторства самого термина), чаще всего называл эпоху, крупнейшим представителем которой был сам, "русскимренессансом" [Бердяев, 1990а, с. 239, 241, 245, 246, 252 и др.; Бердяев, 1990б, с. 129, 139, 141 и др.], или "(русским) культурным ренессансом" [Бердяев, 1990а, с. 237-238, 261; Бердяев, 1990б, с. 127-128, 138-140, 146, 153-155], реже "русским духовно-культурным ренессансом" [Бердяев, 1990а, с. 238]. В любом случае в центре его интерпретации Серебряного века был поставлен концепт "ренессанс". Акцентируя внимание на его "культурности" или "духовности", Бердяев тем самым подчеркивал несовпадение культуры Ренессанса с его социальными целями и задачами.

Чаще всего эта дефиниция Бердяева трактуется культурологами как метафора. В том смысле, что это была эпоха в истории культуры России, в чем-то аналогичная классическому Ренессансу (итальянскому): расцвет вольномыслия и развитие гуманизма; появление множества ярких творческих индивидуальностей во всех сферах культуры (от философии и политики до любых видов искусства); стремление к культурному синтезу и совмещению разных профессий в одной энциклопедически развитой личности (подобной Леонардо); обращение к культурным истокам (вроде апологии античности, - отсюда идея "возрождения") и нечто похожее на "всемирную отзывчивость" и "всечеловечность", делающее любой ренессанс культурным образцом на века вперед. Все эти оттенки смысла слова "ренессанс" у Бердяева, несомненно, присутствуют, буквализируя этот термин.

Однако, кроме метафорического, в словоупотреблении Бердяева есть и еще один важный смысл - цивилизационный. Недаром философ в одних случаях подчеркивал, что эпоха конца XIX - начала ХХ в. - это русский ренессанс, а в других - что это "наш ренессанс" [Бердяев, 1990а, с. 238] или "наш культурный ренессанс" [Бердяев, 1990б, с. 154]. Речь, таким образом, идет о том, что среди других культурно-цивилизацион-ных разновидностей мирового Возрождения есть место и русской версии Возрождения, обладающей своим национальным и историческим своеобразием, по сравнению с другими национально-культурными версиями Возрождения, но сохраняющей и общие

с ними ренессансные черты, которые, собственно, и позволяют назвать эту эпоху "русским ренессансом" (ср. [Мильдон, 2013]).

Известна

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком