научная статья по теме СТРУКТУРА И ИСТОЧНИКИ БОЛГАРСКИХ СЮЖЕТОВ «АРМЯНСКОЙ ГЕОГРАФИИ» VII ВЕКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СТРУКТУРА И ИСТОЧНИКИ БОЛГАРСКИХ СЮЖЕТОВ «АРМЯНСКОЙ ГЕОГРАФИИ» VII ВЕКА»

© 2015 г.

Вестник древней истории 2015, № 3, с. 161-171

И.Г. Семенов

СТРУКТУРА И ИСТОЧНИКИ БОЛГАРСКИХ СЮЖЕТОВ «АРМЯНСКОЙ ГЕОГРАФИИ» VII ВЕКА

По мнению автора, информация «Армянской географии» VII века о четырех болгарских племенах носит многослойный характер. Основой для сообщений Анании Ширакаци о болгарах послужили данные среднеперсидского источника о расселении оногур и их преемников утигур в азовско-донском регионе (Эвлисия Прокопия Ке-сарийского). Дополнил же армянский географ эти сведения фактами, связанными с Унногундуро-Болгарским государством, правда, он не имел ясного представления об ареалах расселения унногундур и болгар и искусственно поместил ставку Аспаруха в Подонье, где ранее базировались утигуры.

Ключевые слова: Анания Ширакаци, «Армянская география» VII века, сасанидская география, болгары, унногундуры, утигуры, кутригуры, хазары, Эвлисия, Кубрат.

Согласно предположению К.П. Патканова и И. Маркварта1, «Армянская география» (Asxarhac'uyc') VII века принадлежит перу выдающего армянского ученого Анании Ширакаци (610-681)2. Солидное обоснование этой точки зрения было приведено С.Т. Еремяном3 и другими исследователями4. Но вместе с тем ряд ученых ставят под сомнение авторство Анании Ширакаци, а также указанную выше датировку этого сочинения5.

«Армянская география» VII века представляет собой перевод на армянский язык географического трактата Птолемея. Как сообщает сам армянский автор, этот перевод он значительно дополнил сведениями из географического сочинения Паппа Александрийского (320-380), а также из трудов Дионисия Периегета (Дионисий Александрийский, II в. н.э.) и Аполлония Родосского (III в. до н.э.)6. По мнению ряда исследователей, в работе Анании Ширакаци были использованы также персидские географические трактаты сасанидской эпохи7. Помимо этого, «Ашхарhацуйц» содержит ряд интерполяций, датируемых не VII в., а несколько более поздним периодом8. Сохранилась «Армянская география» VII века в двух

Семенов Игорь Годович - доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

1 Патканов 1877, XIII; Marquart 1899, 4.

2 Об Анании Ширакаци см., например, Berberian 1964, 189-194; Lemerle 1964, 195-202, Thomson 1995.

3 Еремян 1963; Eremian 1980, 143-155.

4 См., например, Манандян 1947, 127-143; Абегян 1975, 216; Hewsen 1967, 409-432; 1992, 7-15; Цукерман 2001, 325, и др.

5 Арутюнян 2001; Бутба 20056, 188-198; Мушегян 2007. Подробный обзор различных точек зрения относительно авторства и датировки «Армянской географии» VII века см. в рецензии на английский перевод Хьюсена: Муравьев 1997, 225-226.

6 Еремян 1986, 79.

7 Новосельцев 1990, 30, 82; Касумова 1994, 48 сл; Семенов 2011а, 46-50.

8 Патканов 1877, XVII; Еремян 1963, 20; 1973; Бутба 2005в, 13, и др.

6 Вестник древней истории, № 3

161

редакциях - пространной и краткой. Р.Х. Хьюсен убедительно показал, что время создания пространной редакции лежит между 591 г. и 640-ми годами, а появление краткой редакции он относит к 40-м годам VII в.9 По мнению же К. Цукермана, краткая версия была составлена самим Ананией Ширакаци несколько позже про-странной10.

Одна из последних по времени работ, в которой предпринят детальный анализ информации «Армянской географии» VII века о болгарах, принадлежит С.А. Ромашову11. Особый интерес представляют также наблюдения над текстами этих сообщений В.Ф. Бутбы. В одной из своих работ он выделил в составе «Армянской географии» VII века три пласта - а, б, в. Пласт а представлен выдержками из протографа, что в случае с Кавказом и причерноморскими степями соответствует скифо-сармат-ской этнонимике. В данном случае протографом мог являться либо труд Птолемея, либо переработка последнего Паппом Александрийским12, на трактат которого как на источник ссылается сам автор «Армянской географии» VII века13. Современная армянскому автору этническая география составляет пласт б14. Пласт в не является цельным; он представляет собой более поздние по сравнению с армянским географом наслоения15. К их числу принадлежат и вставки, связанные с болгарами.

В одном из таких пассажей говорится следующее: «Во Фракии две горы и реки, из которых одна, Дануб, делясь на шесть рукавов, образует озеро и остров называемый Пюки (Рейсе). На этом острове живет Аспар-Хрук, сын Хубраата, бежавший от Хазар из гор Булгарских и прогнавший Авар на запад. Он поселился в этом месте.. .»16. В другом месте «Армянской географии» VII века сообщается о живущих то ли к северу от Кавказа, то ли к северу от реки Кубани (в источнике - Валданис или Варданэс) четырех болгарских племенах: «.Живут народы Турков и Болгар, которые именуются по названиям рек: Купи-Булгар, Дучи-Булкар, Огхондор (Woghkhondor) Блкар-пришельцы, Чдар-Болкар. Эти названия чужды Птолемею. Из Гиппийских гор бежал сын Худбадра <Кубрата. - И.С.>. Между Болгарами и Понтийским морем живут народы: Гарши, Куты и Сваны.»17

Как отмечалось С.Т. Еремяном, упоминания о Кубрате в первой из приведенных цитат (Хубраат), а также и во второй («Из Гиппийских гор бежал сын Худбадра»), являются позднейшими интерполяциями18. Согласно же точке зрения В.Ф. Бутбы, авторство этих вставок скорее всего принадлежит разным лицам. По его мнению, на это указывает прежде всего то, что имя Кубрата в них передается по-разному19. «Указанием на интерполятивный характер сообщения об Аспарухе является и то обстоятельство, что по автору приписки Аспарух прогнал авар на запад, тогда как автору "Ашхарацуйца" авары вообще не известны. Они упоминаются только в данной интерполяции»20.

9 Hewsen 1992, 14.

10 Цукерман 2001, 325.

11 Ромашов 1994, 224-228.

12 Бутба 2005в, 12. Наличие таких пластов допускал и К.П. Патканов (1877, XVII).

13 Патканов 1877, XIII.

14 Бутба 2005в, 12.

15 Бутба 2005в, 13.

16 Патканов 1883, 26.

17 Патканов 1883, 29 (примечания в скобках - К.П. Патканова).

18 Еремян 1973, 62-63.

19 Бутба 2005в, 31, 34.

20 Бутба 2005в, 33.

Поскольку миграция Аспаруха в устье Дуная относится к концу 670-х - началу 680-х годов, соответствующая вставка могла появиться в «Армянской географии» не ранее этого времени21. При датировке данной интерполяции надо учитывать также наличие некоторого промежутка времени между самими этими событиями и их фиксацией автором данной вставки22. Можно также отметить, что, по мнению Бутбы, источник этих сведений имел византийское происхождение23. Было обращено внимание также на то, что фраза «из Гиппийских гор бежал сын Худбадра» логически не связана с предыдущими и последующими предложениями и выпадает из общего контекста сообщения о четырех болгарских племенах24.

Различные детали этого пассажа рассматривались и в более ранней работе В.Ф. Бутбы, где обращалось внимание на то, что четыре болгарских племени, которые, согласно источнику, именуются по названиям рек, не удается сколь-нибудь надежно связать с какими-либо гидронимами Юго-Восточной Европы или Кавказа25. Несколько раньше к такому же выводу пришел А.В. Гадло26, полагавший, впрочем, что единственное исключение составляет термин «Купи», который можно идентифицировать с гидронимом Куфис/ Кофин21.

Эта идентификация, предложенная еще К.П. Паткановым28, оказывается, по мнению В.Ф. Бутбы, несостоятельной, так как гидроним Cupis / Cophen впервые встречается лишь в IX в. в «Равеннском Анониме»29. Однако в действительности река Куфис / Кофин уминается в источниках несколько раньше. К примеру, она фигурирует в экскурсе о болгарах у патриарха Никифора и Феофана Исповедника, причем у Феофана она в этом случае упоминается дважды - в первый раз как Ку-фис (Ко'Офц), во второй как Куфин (Ко'йфгу)30, а у Никифора один раз - как Кофин (Кюфгу)31. Протограф данного источника относится к последнему десятилетию VII - первым двум десятилетиям VIII в.32 Кстати, Феофан Исповедник упоминает об этой реке еще и в связи с сильными морозами и снегопадами в 763 г.33 К еще

21 Бутба 2005в, 31-32.

22 Бутба 2005в, 31-32. Точка зрения Бутбы существенно отличается от подхода к датировке «Армянской географии» VII века Цукермана, который, во-первых, не учитывает, что для раннесредневекового периода хронологический зазор между событиями в Юго-Восточной Европе и их фиксацией в закавказском источнике должен был быть достаточно значительным, во-вторых, не учитывает интерполятивный характер ряда сообщений этого же источника, в том числе и тех, которые связаны с болгарами (см. Цукерман 2001, 325, 330).

23 Бутба 2005в, 31-32.

24 Бутба 2005в, 33.

25 Различные варианты идентификации этих рек см. МащиаЛ 1911, 15, 16; Вестберг 1908, 45 сл.; Артамонов 1936, 42-45.

26 Гадло 1979, 113.

27 Гадло 1979, 112.

28 Патканов 1883, 24.

29 Бутба 2005а, 144.

30 Чичуров 1980, 36 (текст). В русском переводе И.С. Чичуров в обоих случаях дает Куфис (там же, с. 60).

31 Чичуров 1980, 153 (текст). В русском переводе И.С. Чичуров дает Кофис (там же, с. 161).

32 Семенов 2010, 45, 46. Также см. Афиногенов 2013, 4-8.

33 Чичуров 1980, 69.

6* 163

более раннему времени относится упоминание о реке Кофин у Менандра Протектора (VI в.)34.

Несмотря на эти замечания можно все же согласиться с Бутбой и с Гадло в том, что названия четырех болгарских племен, которые, согласно источнику, «именуются по названиям рек», не удается сколь-нибудь надежно связать с какими-либо гидронимами, а созвучие Купи - Cupis / Cophen в этом отношении является случайным.

В.Ф. Бутба высказывал предположение, что указанные болгарские этнонимы связаны с определенными родами войск. Так как он придерживался точки зрения о тюркоязычности болгар, предложенные им этимологии тюркские. Так, термин дучи реконструировался им как *адучи (< атучи) «стреляющий, выпускающий стрелу, стрелок», где ат- означает «бросать, стрелять», а -уч- - «летать, вылетать, пролетать»35. Для термина чдар предполагалась реконструкция *читар, что могло означать «копьеносец»36. Термин «Купи» сопоставлялся с др.-тюрк. kuba, «кольчуга, металлические латы», откуда может следовать, что купи-булгар может означать «латники-булкары» 37. Что же касается термина огхондор, то он отождес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком