научная статья по теме СТРУКТУРА СУБЪЕКТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Психология

Текст научной статьи на тему «СТРУКТУРА СУБЪЕКТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 2, с. 20-31

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

СТРУКТУРА СУБЪЕКТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ

ЗАВИСИМОСТИ1

© 2015 г. Е. Н. Волкова*, А. В. Гришина**

*Доктор психологических наук, профессор, проректор по научной деятельности ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет", Нижний Новгород;

e-maihenvolkova@yandex.ru **Кандидат психологических наук, начальник управления научных исследований, там же;

e-mail:angrishina@mail.ru

Рассматриваются проблемы личностного развития и игровой компьютерной зависимости младших подростков. Представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня выраженности игровой компьютерной зависимости у подростков и структуры их субъектности. Структура субъектности как интегративного свойства, выражающегося в отношении человека к себе как к деятелю, в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем, диагностировалась с помощью опросника "Структура субъектности младшего подростка". Структура субъектности определяется как уровень выраженности ее компонентов: активности, осознания способности к рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, осознания собственной уникальности, понимания и принятия другого, саморазвития. Для диагностики игровой компьютерной зависимости подростков использовался специально разработанный опросник, включающий пять основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерным играм; самоконтроль в компьютерной игре; целевая направленность на компьютерную игру; родительское отношение к компьютерной игре; предпочтение виртуального общения реальному. На выборке из 146 учащихся в возрасте от 10 до 11 лет выявлены значимые различия между мальчиками = 72) и девочками (Ы = 74) в уровне игровой компьютерной зависимости. Установлено, что игровую компьютерную зависимость чаще испытывают мальчики, а девочкам в большей степени свойственна увлеченность компьютерными играми. Проанализированы особенности субъектности подростков разного пола "зависимых" и "увлеченных" компьютерными играми. Младшие подростки с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости имеют более низкие показатели развития таких компонентов субъектности, как развитие осознанной активности, способность к рефлексии, умение понимать и принимать другого человека. Описаны компоненты субъектности, позволяющие нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости у подростков, снизить риск возникновения ее высокого уровня.

Ключевые слова: личность, подросток, младший подростковый возраст, игра, компьютер, зависимость, опросник, стандартизация, игровая компьютерная зависимость, субъектность.

В эпоху интенсивной информатизации общества компьютер становится неотъемлемой частью современной жизни людей и, в частности, младших подростков. По данным ООО Entermedia (2012 г.), процент продаж компьютерных игр ежегодно увеличивается на 50%. В настоящее время в компьютерные игры играет 23% всего населения России, при этом минимальный возраст компьютерного игрока составляет 2 года. Вместе с тем усиливается поляризация отношения детей к компьютерным играм: на одном полюсе - подростки, интерес которых к компьютерным играм

носит устойчивый характер, на другом - подростки, не играющие в компьютерные игры или проявляющие к ним умеренный интерес.

Современные компьютерные технологии с их безграничными коммуникативными, информационными, развлекательными возможностями, с одной стороны, являются мощным средством интеллектуального развития ребенка, с другой -

1 Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках выполнения государственных работ в сфере научной деятельности (базовая часть государственного задания № 2014/362 от 27 января 2014 г.).

средством разрушения личности, подменяющим мир реальных отношений и действий ребенка компьютерными моделями, блокирующим самостоятельность и свободу выбора, формирующим зависимость от игры. Высокая степень реалистичности, великолепная графика и звуковое сопровождение современных компьютерных игр практически полностью погружают ребенка в пространство игры, создавая иллюзию полного присутствия в виртуальном мире.

В исследовании Т.О. Риппинен и Е.Р. Слободской было показано, что повседневное использование компьютера подростками имеет многомерную структуру, при этом ключевое значение имеет интенсивность и индивидуальный стиль использования компьютера, который определяется содержанием занятий (увлеченность компьютерными играми, использование простых и продвинутых игровых приложений, виртуальное общение) [21].

Актуальность проблемы противодействия игровой компьютерной зависимости признана на государственном уровне. Исходные данные общероссийского мониторинга показали, что численность детей и подростков в возрасте 7-14 лет с различной степенью выраженности игровой компьютерной зависимости колеблется от 2% до 10% человек.

Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 1980-х годов. Понятие "компьютерная зависимость" появилось в 1990 г. Исследованием компьютерной зависимости занимались такие зарубежные психологи, как М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг, Т. Больбот [4, 29, 30, 31]. Авторы рассматривают компьютерную зависимость как патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Они указывают на то, что формирование компьютерной зависимости возникает не только из-за необходимости в уходе от реальности, но и из-за индивидуальных особенностей человека, прежде всего характера, определяющего устойчивое поведение человека.

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент не только игнорируются жизненные заботы, но и затормаживается работа его психики, а чаще -совсем прекращается индивидуально-личностное развитие [23].

В настоящее время выделяют пять типов компьютерной зависимости: навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам

данных и поисковым сайтам); страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм; виртуальные знакомства; киберсекс (увлечение порносайтами); компьютерные игры [25, 26]. Первое место занимают игры (26.5%), на втором — Интернет (12.4%) и на третьем — поиск информации на сайтах (7.8%) [4, с. 67]. Между данными видами зависимостей есть как общие, так и специфичные признаки проявления.

Родоначальниками психологического изучения феномена зависимости от Интернета считаются клинический психолог К. Янг [31] и психиатр И. Гольдберг [28]. В 1994 году доктором К. Янг (профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде) была разработана и апробирована тестовая методика, представляющая собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к Интернету [30]. Масштабы распространенности патологического пристрастия к Интернету, по данным исследователей, составляли от 1 до 5% населения [28, 31].

Зависимость от компьютерных игр впервые была описана в 1995 году А. Голдбергом. В 19971998 гг. по проблеме игровой компьютерной зависимости были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы и опубликованы первые монографии И. Гольдберга и К. Янг [28, 31]. Авторы рассматривают данное психологическое расстройство как форму психологической зависимости, проявляющуюся в навязчивом увлечении компьютерными играми. Основными последствиями игровой компьютерной зависимости, по мнению А. Голдберга, являются болезненное негативное стрессовое состояние, или дистресс, а также причинение ущерба физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу [28].

В проведенном исследовании мы рассматриваем игровую компьютерную зависимость (ИКЗ) как разновидность аддиктивного поведения, которое характеризуется чрезмерной и длительной фиксацией внимания на компьютерной игре, снижением, а также нарушением способности контролировать вовлеченность в данный вид деятельности. Вследствие этого поведение перестает быть самостоятельным, подросток теряет способность ставить цели, планировать свое время.

В современном мире происходят изменения всех сфер жизнедеятельности человека. Особенно динамичны эти преобразования в области информационно-коммуникационных технологий человеческой практики, которые непосредственно связаны с взаимодействием людей не в обыденной жизни, а в виртуальном пространстве социальных сетей, форумов, чатов, компьютерных

игр и пр. В связи с этим приоритетным становится развитие личностных особенностей человека, позволяющих ему жить в условиях меняющегося мира и преобразовывать себя в нем. Субъект-ность является основанием всех характеристик человека как субъекта жизнедеятельности. Развитие субъектности и преодоление объектности, то есть зависимости человека от внешних условий, может служить фундаментом успешного преобразования себя и окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений.

В отечественной психологии накоплен богатый материал, связанный с рассмотрением человека как субъекта деятельности [2, 6, 7]. Ведущая способность субъекта - это способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений. Субъектность - это способ развития личности и одновременно свойство, присущее развитой личности. Это средство восстановления целостности личности человека и условие его автономии.

Согласно В.А. Петровскому, субъект - это свободное, целеустремленное, рефлексирующее и развивающееся существо. Каждая из перечисленных характеристик, взятая сама по себе, не может никаким образом ни охарактеризовать субъ-ектность, ни быть показателем ее выраженности. Для проявления субъектности необходимо наличие всех перечисленных характеристик и их определенной структурно-функциональной взаимосвязи [18].

Субъектность проявляется в процессе деятельности: "Личность как субъект деятельности обеспечивает конт

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком