научная статья по теме Структурно-функциональная интерпретация соотношения профессии и культуры Т. Парсонсом Философия

Текст научной статьи на тему «Структурно-функциональная интерпретация соотношения профессии и культуры Т. Парсонсом»

Структурно-функциональная интерпретация соотношения профессии и культуры Т. Парсонсом

Л.Н.МАКСИМОВА кандидат педагогических наук, доцент

Структурнофункционалистсжая интерпретация

соотношения профессии и культуры в силу своей природы локализует профессию как специфический культурный феномен, наделённый особой функцией. Т.Парсонс связывает профессию с проблемами выбора действия, институционализации и интернализации культурных феноменов в системах личности. В общей перспективе это выглядит следующим образом: «Системы ценностных эталонов (критериев выбора) и других моделей культуры, если они институционализированы в социальных системах и интернализованы в системах личности, руководят актором как в ориентации на цели нормативные регуляторы значений, так и в экспрессивных действиях везде, где диспозиция потребностей актора требует выбора в обстановке действия»1. Как видно из этого фрагмента, субъект выбора и социальная структура тесно взаимодействуют. Роли и ролевые ожиданий обеспечивают как потребности социальной системы, так и потребности акторов. Реализацию профессиональной подсистемы общества, следовательно, можно уподобить встречному движению. С одной стороны, ролевые ожидания социальной системы, с другой - мотивационная (представления, желания, планы) и ценностная

1 Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000, с.463.

(когнитивные, эстетические и моральные стандарты) ориентации личности.

К системным компонентам профессионального комплекса Т.Парсонс относит стратификацию, статусные категории, ожидание вознаграждения, эталоны оценок, т.е. явления социальной природы. Наиболее высоким статусом, по мнению Т.Парсонса, обладают профессии, требующие обучения научным дисциплинам. По этому поводу можно сказать, что Т.Парсонс ориентируется на американские реалии. К России этот вывод вряд ли применим, даже если иметь в виду не только систему вознаграждения, но и отношение к профессии в обществе.

Дифференциация профессий у Т.Парсонса имеет самое прямое отношение к его пониманию сущности культуры. В профессиональном комплексе он выделяет так называемую адаптивную систему и культурную подсистему. Под адаптивной системой он понимает первичную систему пребывания человека в социуме, базирующуюся на необходимости приспособления и социализации. Культурная подсистема

профессионального комплекса воплощается в том, что профессиональная деятельность становится важнейшим каналом передачи культурного опыта. В этом смысле профессия является своеобразным центром, ядром культуры, обеспечивающим её воспроизводство. Т. Парсонс пишет: «Профессия в самом чистом виде - это академическая профессия, профессия поиска и передачи знаний». Он придаёт профессии очень большое значение: «Наиболее непосредственно наша главная система ценностей воплощена именно в сфере профессиональных ролей»2.

2 Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998, с. 131, 610.

По мнению Р.Н.Абрамова, Т. Парсонс, концепция которого является развитием утопической парадигмы, продолжает традицию М. Вебера в интерпретации профессии3. Утопизм, полагает Р.Абрамов, заключается в следующем: противопоставление корпуса

профессионалов бизнесу интерпретировано как дихотомия профессиональной этики, построенной на универсализме и альтруистических ценностях, с одной стороны, и эгоизма, партикуляризма, корпоративных мотивов - с другой. Р.Абрамов считает, что теория Парсонса рисковала «превратиться в «миф о золотом веке одноэтажной Америки», что к России это неприменимо. Далее следует наполненный горьким скепсисом пассаж: «Тусобщество пришло на смену профессионализму. Вместо излишне прямого служения профессии - гибкость фланера, вместо профессиональной корпорации - тусовка. Одним словом, из тоталитаризма нам удалось запрыгнуть на «попутку» вульгарного постмодернизма»4. В какой-то мере это справедливо, хотя можно высказать и некоторые возражения. Во-первых, понимание Т.Парсонсом культуры как системы ценностей невольно ориентирует его на некоторую идеализацию даже отдельной американской модели. Во-вторых, критикуя Т.Парсонса, Р.Абрамов впадает в другую крайность, лишая феномен культуры его идеальной составляющей, а категорию профессии её собственно культурного содержания. Вряд ли замеченную автором печальную тенденцию можно распространять на всё российское общество.

Не случайно в другом аналитическом изложении концепции Т.Парсонса другой автор соглашается с

3 Абрамов Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Парсонсу) // Социальные исследования, 2005, № 1 (249), с.54-66.

4 Там же, с. 64,65.

приоритетом профессий, требующих научной компетенции, однако, связывает это не исключительно с американским обществом, а с современной эпохой в целом 5 . Ясно одно: состояние профессиональной подсистемы чрезвычайно динамично реагирует на состояние культуры общества и на изменения его социальной структуры, а также специфические метаморфозы природы знания. Т. Парсонс попытался объединить идеи Вебера и Дюркгейма и уделил большее внимание культурной составляющей профессии и социального факта в целом. Проведем анализ позитивных и негативных черт теории Т. Парсонса. При этом мы будем делать небольшие допущения, пытаясь применить общую теорию действия к феномену профессии и учитывая при этом конкретные высказывания Парсонса о профессиональной подсистеме. Другими словами, перед нами стоит задача пройти следующую ступень аналитической систематизации взглядов Т. Парсонса на изучаемый нами феномен.

Предположим, что если «атомом» общей социальной системы является социальное действие, то простейшей единицей профессиональной подсистемы -профессиональное действие, естественно, социальное по своей природе. Тогда первичным предметом социологии профессии, по Парсонсу, должны стать «нормативные экспектации, коренящиеся в культуре и определяющие, что именно надлежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ролях одного или нескольких различных значений»6. Итак, профессиональное действие, согласно Парсонсу, есть ответ на нормативные культурные ожидания, а

5 Антонович И.И. Толкотт Парсонс - основатель функционализма, создатель теории социальной системы // Современная американская социология. М., 1994, с. 63-78.

6 Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология: Проблемы, перспективы; методы. М., 1972, с. 365.

профессиональные статусы и роли как и мотивации деятелей частично определяют характер этого ответа. По логике термин «профессиональная культура» в таком случае получает два разных значения: прежде всего это есть конкретное содержание нормативных культурных ожиданий, культурного кода профессии; более традиционное значение - это качество ответа на ожидания.

В первом случае мы имеем дело с символической системой ценностей, с содержательной внеличностной категорией. Во втором - с самим действием профессионала индивида или профессиональной группы. По крайней мере, это один из возможных вариантов логического развития теории Парсонса. Очевидно, можно предположить, что полноценное значение понятие «профессиональная культура» получает во взаимодействии культурного кода, профессионального действия и ситуации. По Парсонсу, в этот момент сталкиваются ценностные и мотивационные ориентации. Ценностные ориентации находятся в когнитивном, моральном измерении, а также в измерении одобрения. Применительно к феномену профессии это значит следующее: требуемый уровень и качество познавательной деятельности, а именно профессионального знания; профессиональный этос как уже существующая традиция, система готовых моральных смыслов; существующие представления об одобрении, осуждении, вознаграждении, преимуществах

профессионального статуса. Мотивационные ориентации являются психологическим образованием личности профессионала и имеют когнитивное, коллективное и оценочное измерение. При взаимодействии происходит интернализация культурных смыслов, их освоение личностью. Парсонс подчёркивает роль духовных

компонентов выбора, говорит о том, что любое действие обусловлено знаниями. А поскольку «наука - наиболее типичный пример возможностей рационального разума»7, то наиболее рациональное действие, имеет своей подоплёкой научное знание. Понятно, почему Парсонс полагает, что самый высокий статус у профессий, требующих обучения научным дисциплинам, не только наиболее полная реализация потенциала рациональности, но и канал передачи культурного опыта. В этом смысле своеобразной вершиной профессиональной подсистемы, по мнению Парсонса, можно считать университетских преподавателей и представителей академической науки 8 . Именно они конденсируют и транслируют культурную традицию, при этом качественно развивая её.

Парсонс критикует бихевиоризм, поскольку в бихевиористской теории действия «лишены сознательной оценки, волевого момента, признания каких-либо целей и ценностей ...Введение ценностной ориентации, основанной на усвоении определённых стандартов культуры и призванной регулировать мотивацию деятеля, представляется Парсонсом как принципиальное отличие действия от поведения»9. Это в наибольшей степени относится, по логике Парсонса, к интеллектуальной деятельности и к ответственному или моральному действию. В своей схеме действия он полемизирует с позитивистским пониманием этого явления.

Итак, мы увидели, что общая теория социального действия Парсонса не только применима к его социологии профессий, но и приводит его к определённой иерархии в систематизации профессий. Более того, общая теория

7 Парсонс Т. О структуре социального действия, с. 113.

8 См.: Парсонс Т. Система современных обществ, с.131.

9 Посконин В.В. Социально-политическая теория Т.Парсонса: методологический аспект Ижевск, 1994, с. 26-27.

закономерно придаёт профессиональной подсистеме характер наиболее наглядного отражения всей социальной системы. Социальная система «состоит из разнообразных ролей или ролевых ожиданий», а социальная статусная иерархия ярко воплощается в профессиональной подсистеме. Поскольку культурная подоплёка действия является наиболее насыщенной именно в профессиональной деятельности

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком