научная статья по теме СТУЛ И КРЕСЛО В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СТУЛ И КРЕСЛО В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ»

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

СВЕТЛАНА ТИВЕЛИЕВНА МАХЛИНА

доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, член Союза художников РФ (Санкт-Петербург)

Тел.: (812) 534-28-28; Е-таИ: makhlina@pochta.tvoe.tv Жилой интерьер чрезвычайно важен для человека. Наиболее важны в интерьере самые необходимые предметы. Одним из них является стул - приспособление для сидения. Из всех предметов мебели стул обязательно присутствует в любом интерьере. Наиболее древние - складные стулья, берущие свое начало в курульных креслах. В статье показана история развития формы стульев и кресел - начиная с древности до наших дней.

Ключевые слова: стул, кресло, Месопотамия, Египет, античность, Средневековье, Новое и Новейшее время, орех, дуб, красное дерево.

СТУЛ И КРЕСЛО В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Жилой интерьер чрезвычайно важен для человека. Только по виду жилого интерьера можно судить о том, какой человек живет в нем, каковы его вкусы, предпочтения, интересы и даже какой у него характер.

Наиболее важны в интерьере самые необходимые предметы. Одним из них является стул - приспособление для сидения. Из всех предметов мебели стул обязательно присутствует в любом интерьере. Именно поэтому по форме стула легко проследить историю обстановки, жилища человека. Не случайно И.А. Бартенев, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, подготовил собрание изображений, фиксирующих изменения формы стула, хранящееся в Библиотеке Академии художеств. Связано это с тем, что стул -наиболее подвижная часть обстановки и потому испытывающая в большей степени, чем другие предметы, малейшие изменения моды. Наиболее древние - складные стулья, берущие свое начало в курульных креслах.

Курульное кресло предназначалось только для консулов, преторов, эдилов и других должностных лиц (куру-лов) в Древнем Риме. Оно представляло собой складной стул с перекрещивающимися ножками. Делалось из бронзы и по римскому обычаю носилось повсюду за его обладателем. Считалось, что, только сидя на нем, можно творить суд и расправу. Прототипом этой формы были стулья в Греции, именовавшиеся «дифрос окладиос». Их изображения встречаются в греческой вазовой живописи. В Древнем Риме носили название sedia curulis. Впоследствии, в эпоху Средневековья, были распространены среди феодалов, представляя собой складное сиденье без спинки в форме буквы Х. Легкость переноски объясняет, почему такое кресло дожило до нашего времени.

В эпоху Возрождения скрещивающиеся ножки-стойки имели плавно изогнутую форму, по бокам конца стоек внизу и вверху для прочности соединенные перекладинами. Сиденье образовано не вкладной доской, а натянутым между стойками куском ткани. Спинку стула составляла вставленная в верхней части в качестве распорки съемная планка. Для XVI в. характерны курульные кресла и из прямоугольных брусков, но они украшены резными львиными масками или акантами, резным орнаментом. Такого рода курульные кресла были распространены в России в XVII в.

В Древней Месопотамии «стулом» называлась всякая мебель для сидения. Это могли быть табуреты, связка из тростника, которая встречалась в знатном доме в III тысячелетии до н.э., а затем стала достоянием лишь бедных хижин.

Табурет - стул без спинки. Табуреты распространены от простого крестьянского жилища до великосветских салонов. Формы отражают господствующие стили и национальные особенности региона, где они созданы.

В Древнем Вавилоне табуреты были широко распространены как в бедном, так и богатом доме. Парадный та-

бурет покрывался сверху войлоком, в несколько рядов шерстяной тканью с нашитыми флажками или кожей. Обыкновенная табуретка покрывалась прочной тканью в один ряд и имела плетеное сиденье. Когда к ней приделывалась низенькая спинка, она превращалась в стул. Были распространены и складные табуретки. Табуреты могли иметь металлические детали.

В Древнем Египте табурет был на четырех вертикально поставленных ногах, которые имели проножки, скрепленные с верхней обвязью отдельными соединениями, поставленными под углом. Нижним концам ножек придавалась форма утиных головок. Верхняя обвязь табурета для удобства сидящего прогибалась и покрывалась циновкой, сплетенной из тростника или полосок кожи. Встречались двухместные сиденья на львиных лапах или бычьих ногах. Иногда они имели наклонную спинку.

В Древней Греции табуреты были с прямыми, изогнутыми и перекрещивающимися ножками.

В Древнем Риме табуреты были с плоским сиденьем из слоновой кости или металла, без спинки, на перекрещенных в виде Х кривых ножках, представляя собою курульное кресло.

В эпоху Средневековья распространены табуреты с восьмиугольными сиденьями на дощатых опорах вместо ножек.

В эпоху Людовика XIII табуреты делались из резного дерева, иногда табурет украшен фризом. Эта низенькая скамеечка, которая могла служить и как сиденье, и как переносной столик. Табуерт был от 20 до 50 см в высоту. В пору правления Людовика XIV табуреты представляли собой мягкие сиденья на скрещенных ножках (по конструкции напоминали курульные кресла).

Впоследствии табуреты получают распространение в небогатых домах. Существуют до сего времени.

Другое дело - стулья. В Древней Греции стулья были разнообразной формы. Они могли иметь высокую и низкую, прямую и изогнутую спинку, прямые или выгнутые ножки.

В эпоху Средневековья стул считался престижной мебелью. Некоторые из них были на таких ножках, которые представляли собой стрельчатую конфигурацию. Обычно это был ящик или сундук, который орнаментировался. Над ним возвышалась высокая спинка, закругленная или квадратная (четырехугольная). В эпоху Средневековья, когда мебель была простой, чаще встречалась скамейка, которая представляла собой простую дощечку, прикрепленную к двум подставкам. Это было самое распространенное сиденье. У некоторых скамеек была низенькая спинка, а иногда и маленькие перильца такой же вышины, как спинка. Некоторые были с круглым сиденьем, посаженным на сильно наклоненные ножки.

В Италии в эпоху Возрождения стулья делались из ореха, технология - ящичная вязка. Состояли из трех досок, две из которых поставлены вертикально. Более длинная доска служит спинкой и задними ножками, более короткая - передними ножками. Маленькая горизонтальная

доска, большей частью восьмиугольной формы, образует сиденье. Стулья эти богато орнаментировались. В XVI в. превалировал орнамент гротеска. К концу XVI в. впервые начинают обиваться тканью или кожей сиденья и спинки стульев. Раньше использовались накладные подушки.

В Германии на протяжении XVI-XVII вв. существовал так называемый крестьянский стул, пришедший на смену трехногому стулу, родившемуся из круглого примитивного табурета. «Стулья немецких мастеров этого времени порой достигали высокого художественного совершенства. Резная ореховая доска, образующая их спинку, обычно использует одну и ту же тему гротескного орнамента, тему маска-рона»1. Нередко эта резьба несла на себе следы юмора. Как правило, в центре композиции изображался широко открытый рот, прорезанный насквозь, чтобы, продев руку в отверстие, можно было переносить стул.

Чисто голландской формой являются стулья брусочного типа на четырех прямоугольных ножках с проножками, с прямоугольным сиденьем и спинкой, обитой бархатом. Боковые стойки спинки таких стульев заканчивались резными волютами. Но во второй половине XVII в. получила распространение форма стула, собранного из дубовых или ореховых точеных стоек. Высокая прямая спинка чуть откинута назад, сиденье в виде трапеции обтянуто кожей или бархатом (они прибивались гвоздями с большими шляпками). Чаще сиденья были сплетены из соломы или камыша. Вскоре голландские стулья распространились по всей Европе. Плетеные стулья часто встречались во Франции и Англии. В эпоху Людовика XIII верхняя соединяющая перекладина между ножками щедро декорирована. В Европе были распространены также еще два образца стульев, более пышно декорированные, с применением токарной и резной работы. В одних боковые стойки спинки, задние ножки и проножки - точеные, круглые. Передние же ножки, завершение спинки, боковые части ее центральной планки - в ажурной резьбе в стиле барокко со сложными завитками аканта. Сиденье обычно делается из плетеной соломы. У другого типа стульев сиденье и спинка обиты тисненой кожей. Для этого использовали гвозди с большими медными шляпками. Такая форма стула характерна в первую четверть XVIII в.

В конце XVII - начале XVIII в. в Голландии получил распространение искусный набор дерева с излюбленными мотивами гвоздик, тюльпанов, часто помещенных в вазы, с порхающими над ними птицами и бабочками. Эти мотивы - отличительная особенность голландских комодов и горок. Подобный образом стали украшаться спинки плавных по контуру стульев, лобовые части изогнутых ножек, заканчивающихся орлиными лапами, сжимающими шар. Во времена Людовика XIII сиденья были 45 см высотой. Набиты они были конским волосом и покрыты разнообразными материалами - вышивкой, бархатом и узорчатой тканью, шелком, кожей и парчой. Ножки заканчивались параллелепипедами, шарами или четырехугольниками.

В эпоху Людовика XIV, в отличие от предыдущего периода, когда кресла и стулья имели прямоугольную форму, они становятся более широкими, левкасятся, покрываются золотом и обиваются. Еще больше эта тенденция усиливается в эпохи Регентства и рококо. Рамки спинок и сидений приобретают плавную текучесть, ручки и ножки, изгибаясь, продолжают волнообразное движение. Обивка становится более мягкой, сиденье заменяется туго натянутым холстом, на который кладется пышно взбитая пуховая подушка. При Людовике XVI во Франции появляются новые типы стульев и кресел. Один из них - с овальной спинкой, украшенной наверху симметрично спадающими по обе стороны гирляндами или завитками. Удру-гого - четырехугольная спинка со срезанными верхними углами, возвышающейся серединой, которая украшена резьбой и резными шишечками, напоминающими шишки пинии, по краям. Классическая линия проявляется в том, что все деревянные части покрыты резьбой, изображающей ряды

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком