научная статья по теме СУДЬБА ОПАЛЬНОГО СВЯЩЕННИКА (О ФАЛЬСИФИКАЦИИ «ДЕЛА О СТРОПТИВОСТИ С. ВАХТИНА ДАНИЛОВСКОГО УЕЗДА ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ СВЯЩЕННИКА АФАНАСИЯ АБИССОВА И НЕСЛУЖЕНИИ ИМ В ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДНИ БОГОСЛУЖЕНИЙ») История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СУДЬБА ОПАЛЬНОГО СВЯЩЕННИКА (О ФАЛЬСИФИКАЦИИ «ДЕЛА О СТРОПТИВОСТИ С. ВАХТИНА ДАНИЛОВСКОГО УЕЗДА ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ СВЯЩЕННИКА АФАНАСИЯ АБИССОВА И НЕСЛУЖЕНИИ ИМ В ВЫСОКОТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДНИ БОГОСЛУЖЕНИЙ»)»

Евгений Андреевич Абиссов (Санкт-Петербург), инженер-механик

Судьба опального священника

(о фальсификации «дела о строптивости с. Вахтина Даниловского уезда Ярославской епархии священника Афанасия Абиссова и неслужении им в высокоторжественные дни богослужений»)

Род Абиссовых священнический. Родоначальник Никита (прадед Афанасия Евграфовича) родился в 1720-е гг. Его сыновья - Архип (1763-1809)1 и Борис (р. 1765)2 Никитины обучались в Ярославской духовной семинарии (основана в марте 1747 г., ведет свою историю с 1814 г.) и были рукоположены во священников Даниловского уезда. Архип Никитин (рукоположен в 1789 г.) служил в церкви Спаса Нерукотворного Образа в с. Еляково; Борис Никитин (рукоположен в 1790 г.) - в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Покров на р. Лунке. Сыновья Архипа и Бориса Никитиных - Михаил Архипович (р. 1791 , монашеское имя Макарий) и Евграф Борисович (р. 17944) первыми стали носить фамилию Абиссовых. Они служили священниками Любимской округи и получили богословское образование, что было большой редкостью - Даниловский и Любимский уезды занимали последние места в губернии по грамотности. Дядя Афанасия (1791-1861, в монашестве Макарий) принял постриг в 1838 г. Он состоял настоятелем Любимского уездного Спасо-Геннадиева (игумен, 1848-1851)5 и Угличского градского Алексеевского (игумен, 1852-1853, архимандрит, 1854-1861 .)6 мужских монастырей и членом духовных правлений: Любимского - с 1848 г., Угличского - с 1858 г. Отец Афанасия Евграф Борисович был рукоположен во священника к церкви с. Успенское на р. Секше 22 декабря 1818 г. и женился на дочери псаломщика Елене Андреевне, урожденной Васильевой (р. 1801). Их сын-первенец, второй ребенок, Афанасий родился в 1823 г. Имена других детей: Параскева (р. 1821); Василий (р. 1827); Иван (р. 1836).

В 1824 г. была обнаружена пропажа 110 руб. 45 коп. из Секшинской церковной казны7. Решением Ярославской палаты уголовного суда в 1825 г. о. Евграф оставлен священником «в сильном подозрении со взысканием с него похищенных денег». По этому поводу 28 мая 1826 г. был удален от занимаемого места, а 11 июня 1826 г. переведен к церкви с. Михайловское Любимского уезда . Переживания, судебные разбирательства совершенного святотатства и перемещение в другой приход стали причинами расстройства здоровья и болезни в 18261830 гг. В 1832 г. по делу «о битии священника» лишен сана. В 1834-1848 гг. о. Евграф служил пономарем церкви с. Рославлево9 Романово-Борисоглебского уезда.

Благочестивыми заботами родителей выбор будущей профессии Афанасием был предрешен. Обучался Афанасий на казеннокоштном содержании в Ярославских духовном училище и семинарии, которую окончил в 1848 г. по второму разряду. 1 декабря 1850 г. был определен архиепископом Ярославским и

Ростовским (1837-1853) Евгением (в миру А.Е. Казанцев) во священника Успенской церкви с. Вахтина Халезевской волости Даниловского уезда10 и получил билет на вступление в брак с девицей Клавдией Николаевной, урожденной Ильинской (р. 1833) - дочерью диакона храма Воскресения Христова, что в Те-лепшине Пошехонского уезда, Николая Ильинского, посвященного в сан в 1832 г., и Анны.

10 марта 1851 г. Афанасий Евграфович был рукоположен во священника. В приходе на 1860 г. насчитывалось 15 селений, 140 домов, прихожан 1030 душ11. Приходское село Вахтино (95 жителей) раскинулось на берегу реки Ухры, в 12 верстах от уездного г. Данилова. Большая часть приходских земель входила в имение родовитого дворянина, богатого помещика Александра Николаевича Шубина, а прихожане были его крепостными крестьянами и дворовыми людьми.

В 1851-1854 г.г. о. Афанасий отправлял службу в Успенской церкви во все высокоторжественные и воскресные дни, великие церковные и храмовые праздники, произносил катехизические проповеди собственного сочинения (не менее шести проповедей в год) в приходской церкви и в Свято-Даниловском Воскресенском соборе (не менее одной проповеди). В часы досуга построил на церковно-причтовой земле небольшую пасеку; ухаживал за пчелами и постигал основы ведения сельского хозяйства. О. Афанасий стал одним из пионеров пчеловодства. В 1850 г. во всей губернии насчитывалось только 500 ульев, преимущественно в Ильинской волости Угличского уезда, и не более семи десят-12

ков пчеловодов . Пчелки в жизни о. Афанасия были не только центром его заботливости и отдохновения, но и служили панацеей от многих болезней. В Ярославской семинарии о. Афанасий изучал, наряду с общеобразовательными и богословскими дисциплинами, медицину («общенародный лечебник»), ботанику и сельское хозяйство. В 1867 г. эти предметы, введенные Св. синодом в 1840 г., были исключены из программы обучения, «как не соответствующие духовному образованию и на деле не имевшие практического применения». Священнику нередко приходилось использовать свои знания и оказывать первую медицинскую помощь. Не только врачей, но и фельдшеров в Ярославской губернии катастрофически не хватало: на 70-100 тыс. жителей уезда значились 1-2 фельдшера в 1860 г. В 1898 г. один врач приходился на 29 тыс. жителей губернии; фельдшер - на 32 тыс. жителей13.

В 1854 г. архиепископом Ярославским и Ростовским был назначен Нил (1796-1874, в миру Николай Федорович Исакович). Высокопреосвященнейший прибыл из Иркутска 24 июля 1854 г.14

В октябре 1854 г. при сдаче отчетности В.К. Виноградовым, церковным старостою Вахтинского храма (1853-1855), настоятель о. Афанасий обнаружил неоприходованную наличность 280 руб. серебром, не включенную в приходо-расходные книги церкви за 1854-1855 гг.15 О неисправностях с отчетностью священник уведомил рапортом духовную консисторию, обвинив в противозаконных действиях церковного старосту и благочинного протоиерея Даниловского Воскресенского собора Иоанна Попова. Годовые отчеты и приходо-расходные книги церкви за вторую половину 1854 г. он не подписал. Этот ин-

цидент послужил причиной конфликта с благочинным, помещиком и церковным старостою. В соответствии с Инструкцией церковным старостам от 17.04.1808 (издание 1878 г., дополненное) запись в отчетности о поступивших денежных суммах должна была производиться ежедневно с оставлением при церкви наличными не более ста рублей. Излишнюю сумму (в данном случае 180 руб.) надлежало отослать в кредитное учреждение для приращения доходов церкви процентами с приобретенных билетов Государственного казначейства. 13 ноября 1854 г. на имя архипастыря Нила поступила жалоба от помещика Шубина и прихожан «на строптивость, недоброжелательность к причту и притеснения священником Абиссовым церковного старосты Виноградова Василия Карповича». На жалобе Шубина от 13 ноября 1854 г. владыка Нил распорядился «о строгом подтверждении о. Афанасию, дабы проникся духом смиренномудрия и христианской любви и подыскивал себе место там, где примут его прихожане».

Суть дела проясняется из двух архивных документов16.

1) В справке консистории от 04 октября 1855 г., подписанной ее секретарем М.О. Богородским и столоначальником 4-го, судного, стола П.А. Соколовым (на службе с 1839 г.; в должности столоначальника с 1854-1875 гг.), упоминается:

«О произведении в сей консистории расследования о не записании церковным старостою с. Вахтина Даниловского уезда Василием Карповым (Виноградов Василий Карпович) в приходо-расходные книги 280 руб. серебром, оказавшихся в наличности (в октябре 1854 г.)... и о противозаконном будто бы действии в сем случае местного благочинного, Даниловского протоиерея Иоанна (Попова).

О самовольной отлучке священника (Абиссова) в Ярославль и не подписании им за вторую половину 1854 г. приходо-расходных книг и годовых за тот год отчетов.

О приписке им (священником Абиссовым) в первой половине в приходо-расходных книгах к остатку сего 1855 г., 164 руб. 68 коп., суммы 26 руб. 09 коп. и неписании оных вовсе за июнь месяц.

По первому пункту: Даниловский земский суд опросил помещика Шубина А.Н. и помещицу Дубенскую Е.П., когда и на какой предмет была собрана со своих крестьян эта сумма и деньги внесены в приходо-расходные книги (в первом квартале 1855 г., заведомо задним числом, так как срок представления отчетности в консисторию истек 1 декабря 1854 г.).

По второму пункту: отобраны показания священника Абиссова.

По третьему пункту: предписано благочинному освидетельствовать за май месяц (1855 г.) наличную сумму и верность с записью остатка от сего месяца к июню».

2) В прошении от июля 1855 г. на имя архиепископа Нила, подписанным церковным старостою Виноградовым и дьячком Вахтинского причта Мухиным (свояком старосты), в частности, сообщается: «. меня Виноградова, по должности церковного старосты, он (иерей Абиссов) с намерением вовлек в ответственность, испортив приходо-расходные книги на 1855 г., а именно: переходя-

щая с 1854 г. к 1855 г. церковная сумма по книге была 164 руб. 68 коп., но он в остаток записал 190 руб. 77 коп., поместив в одну сумму пожертвованные в январе сего (1855 г.) года крестьянином деревни Пасынкова Антипой Абрамовым 20 руб. на бедное духовенство и прибыль 6 руб. 09 коп. (проценты с церковных доходов, хранившиеся в храме сверх суммы 164 руб. 68 коп.)... 6 руб. 09 коп. досданы были мною благочинному из собственных своих денег, дабы не задерживать отчета, потому что при приезде его (благочинного) церковь была заперта и священника, за отъездом в Ярославль, не было дома».

Договоренность церковного старосты и благочинного по оформлению отчетности за 1854-1855 гг. состоялась без ведома настоятеля храма, поэтому Виноградов (он же дворовый человек и управляющий имением Шубина) в своем прошении к архиепископу Нилу не упоминал о неоприходованной церковной наличности. Он обвиняет о. Афанасия в некомпетентном изменении отчета; сетует, что его забота и усердие в своевременной отправке отчетности оказалась напрасной, и объясняет действия священника «строптивостью и недоброжелательностью ко всему причту». Благочинный протоиерей Попов умышленно приехал в с. Вахтино, когда о. Афанасий отсутствовал, но церковь закрыта и скрыть неоприходованную наличность оказалось невозможным. В «доброй услуге» Виноградова с целью ускорения

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком