научная статья по теме СУДЬБА ОППОЗИЦИОННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛА: АФИНЯНИН АНТИФОНТ - ОРАТОР, СОФИСТ, ПРАВОВЕД, ПОЛИТИК История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СУДЬБА ОППОЗИЦИОННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛА: АФИНЯНИН АНТИФОНТ - ОРАТОР, СОФИСТ, ПРАВОВЕД, ПОЛИТИК»



© 2014 г.

И. Е. Суриков

СУДЬБА ОППОЗИЦИОННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛА: АФИНЯНИН АНТИФОНТ - ОРАТОР, СОФИСТ, ПРАВОВЕД, ПОЛИТИК*

В статье рассматривается ряд проблем, связанных с личностью и деятельностью Антифонта, находящегося в незаслуженном забвении крупного представителя афинской культурной и политической жизни второй половины V в. до н.э. Какова была его роль в развитии древнегреческой философии, риторики, юриспруденции? Существовал ли один Антифонт или два («Антифонт-оратор» и «Антифонт-софист»)? Какова была политическая позиция Антифонта (напомним, одного из организаторов антидемократического переворота 411 г. до н.э.) и как она эволюционировала? Посильные ответы на поставленные вопросы даются в этой статье.

Ключевые слова: классические Афины, Антифонт, софистическое движение, риторика, правовая наука, политическая борьба, демократия, олигархическая оппозиция.

Данная статья призвана подвести определенные итоги осуществлявшемуся нами на протяжении ряда лет изучению различных аспектов проблематики, связанной с личностью, деятельностью, творчеством Антифонта1. И чем больше мы им занимались, тем более рельефно вырисовывались перед нами два обстоятельства: насколько все-таки это была крупная, примечательная фигура в афинской общественной жизни и общественной мысли V в. до н.э. (сопоставимая по масштабу, скажем, с Сократом) и насколько она незаслуженно недооценена (можно сказать, находится в пренебрежении).

Для обоснования сказанного приведем хотя бы несколько характерных фактов. Антифонт - первый, самый ранний по времени представитель плеяды десяти великих аттических ораторов (единственный из них, чья жизнь целиком пришлась на V век до н.э.). Уже этого, полагаем, немало - без сомнения, перед нами один из крупнейших мастеров древнегреческого красноречия2. Но сказанным отнюдь не исчерпывается уникальность Антифонта.

Он являлся не только практиком, но и теоретиком риторики - одним из первых на древнегреческой почве и, безусловно, первым на афинской. Таким образом,

Суриков Игорь Евгеньевич - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, главный научный сотрудник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

* Работа выполнена при поддержке РГНФ в рамках проекта 12-01-00005а «Научный комментированный перевод корпуса речей оратора Антифонта».

1 См. Суриков 2006а; 2007а; 2008а; 2009; 2010; 2011а; 2012; 2013а; 2013б.

2 Как выразился один современный критик, «Антифон, - естественно, не Демосфен, но то, что он создал, заслуживает всяческого внимания» (Scheidweiler 1966, 338).

интересующий нас автор оказывается важнейшим (наряду с Горгием) представителем начального этапа в становлении античного ораторского искусства3. Его перу принадлежал трактат «Риторическое искусство» в трех книгах (к сожалению, сохранились лишь фрагменты4). Отметим еще, что Антифонт первым в Афинах открыл постоянно действующую риторическую школу. Достойно упоминания и то, что одним из его учеников был великий Фукидид, впоследствии в «Истории» давший наставнику восторженную оценку (ТЪис. УШ. 68. 1-2). В литературе отмечалось5, что влияние ранних произведений Антифонта («Об истине», «Тетралогии») на стиль Фукидида совершенно несомненно (это было подмечено уже в античности). Кроме того, Антифонт изобрел ремесло логографа (сочинителя судебных речей по заказу, обычно за плату6) и первым в Афинах подвизался на этом поприще.

Читатель, возможно, уже заметил, насколько часто нам приходится прибегать к обороту «сделал то-то или то-то первым». Антифонт был воистину первопроходцем в достаточно многих отношениях. Помимо прочего, он, похоже, первым начал писать прозу на аттическом диалекте. Строго говоря, назвать его первым афинским прозаиком нельзя; в качестве такового на пару десятилетий раньше выступил Ферекид, генеалог и историк. Но последний использовал еще ионийский диалект, следуя принятой в то время традиции7. Антифонт и тут тоже стал новатором!

Кроме того, от Ферекида дошли лишь незначительные, разрозненные фрагменты, а от Антифонта в нашем распоряжении находятся полностью сохранившиеся сочинения: три судебных речи, составленных им в качестве логографа («Против мачехи», «Об убийстве Герода», «О хоревте»), а также три так называемые «Тетралогии» - это литературные памятники совершенно особого рода, и на них нам на протяжении статьи неоднократно придется останавливаться.

Именно «Тетралогии», датируемые 440-ми годами до н.э.8, являются самым ранним (по крайней мере, из числа целиком дошедших) памятником аттической прозы. По сути дела, это единственное древнегреческое прозаическое произведение9,

3 Роль Горгия в становлении древнегреческой риторики постоянно подчеркивается (например: Romilly 1975, 1-22; Wardy 2000), в то время как значение Антифонта фактически оставляется в тени.

4 Их русский перевод см. Суриков 2009, 21-22.

5 Gagarin 2002, 88 ff.

6 О логографах см. Lavency 2007.

7 Jacoby 1956, 116 ff.; Ruschenbusch 2000.

8 Zuntz 1949, 103; Avery 1982, 157; Gagarin 2002, 179. Ср. Dover 1950, 59 (с некоторыми колебаниями). Существует, правда, и скептическая точка зрения, согласно которой «Тетралогии» попали в корпус Антифонта по ошибке, а на деле принадлежат перу какого-то другого, не известного нам писателя, причем даже не афинского (Muhll 1948; Carawan 1993, 266-267; 1998, 171 ff.). В таком случае их обычно относят к гораздо более позднему времени - к первой половине IV в. до н.э. Однако данное воззрение на сегодняшний день является скорее маргинальным. Ряд исследователей высказали весьма убедительные, практически неопровержимые доводы в пользу антифонтовского авторства (Gagarin 1978, 2002, 52 ff., 103 ff.; Zinsmaier 1998). Особенно важны наблюдения М. Гагарина о корреляции в идеях между «Тетралогиями» и философским трактатом «Об истине» (из него в нашем распоряжении имеются довольно пространные и репрезентативные фрагменты; см. о них с русским переводом: Суриков 2010), в принадлежности которого Антифонту сомневаться нет никаких оснований.

9 «Тетралогии» следует рассматривать именно как единое, целостное произведение, части которого органично связаны между собой. Эта оговорка, полагаем, не покажется излишней. В Corpus Antiphonteum «Тетралогии» присутствуют как три отдельные «речи»

которое у нас имеется от периода Пентеконтаэтии10, да и самое древнее вообще! От всей предшествующей прозы эллинов у нас имеются лишь фрагменты.

Впрочем, уникальность «Тетралогий» - отнюдь не только в столь раннем сроке их создания. Этот труд стоит совершенно особняком, не имеет сколько-нибудь близких параллелей во всей античной греческой литературе. Перед нами три цикла речей (в каждом две обвинительные и две защитительные, итого четыре, отсюда и название «Тетралогии» - как бы «Четырехречия»), написанных для вымышленных, никогда реально не проходивших судебных процессов. Иными словами, в них действуют фиктивные действующие лица и развертывается придуманная фабула. Данная особенность сама по себе беспрецедентна для 40-х годов V в. до н.э. Ничего подобного до Антифонта не создавалось - и уж, во всяком случае, в прозе-то точно11.

Дискуссионным является вопрос о цели написания «Тетралогий». Обычно считается, что они были составлены Антифонтом как риторические упражнения для нужд преподавания в основанной им школе ораторского искусства12. Однако относительно недавно Майкл Гагарин в книге, которая на сегодняшний день является, безусловно, лучшим исследованием об Антифонте13, выдвинул и убедительно обосновал иную идею14: в действительности «Тетралогии», несмотря на внешнюю риторическую форму, - по сути своей философское произведение в духе софистов.

Известно, что величайший представитель софистического движения, Протагор, писал (к сожалению, не сохранившиеся) «антилогии» - речи, направленные друг против друга, с аргументацией в пользу полярно противоположных точек зрения. Это вообще считалось «высшим шиком» для софистов - в ходе одного «сеанса» максимально убедительно доказать и максимально убедительно опровергнуть какой-либо тезис. В той же - типично софистической - манере созданы и «Тетралогии» Антифонта. В данном плане они стоят в одном ряду еще и с трактатом «Двоякие речи» (AloooI Xoyoi), созданным ближе к концу V в. до н.э. каким-то анонимным софистом, а также отчасти, возможно, с сочинением Продика «Геракл на распутье» (Xen. Mem. II. 1. 21 sqq.)15. Более того, к той же традиции относится, по большому счету, даже и «Афинская полития» Псевдо-Ксенофонта16. В какой-то степени Антифонт даже развил, усовершенствовал данный жанр: в «Тетралогиях»

(II, III, IV), по какой-то случайности «спрятавшиеся» между речами (I, V, VI), которые Антифонт написал в качестве логографа для реально проходивших судебных процессов. Отсюда, полагаем, и некая аберрация, подчас препятствующая специалистам увидеть в «Тетралогиях» единый текст совершенно иного характера.

10 Геродот начал писать свою «Историю» в период Пентеконтаэтии, но продолжал работу и в начале Пелопоннесской войны, и уж, во всяком случае, опубликован труд (в неоконченном виде) был не ранее 420-х годов до н.э. См. к проблеме: Суриков 2011б, 271 слл.

11 Если и создавалось кем-то из софистов (например Протагором), мы об этом ровно ничего не можем ответственно сказать, а гадать бессмысленно.

12 Carawan 1998, 171 ff.; Barta 2011, 139 ff.

13 Характеристику этой работы см. Суриков 2011а.

14 Gagarin 2002, 103 ff. Ср. схожие аргументы, но не столь тщательно разработанные, в несколько более ранней работе: Eucken 1996.

15 На последнюю параллель наше внимание обратил Н.П. Гринцер, за что мы ему глубоко благодарны.

16 На «диалогичный» характер этого последнего сочинения редко обращают внимание, считая обычно его направленность чисто олигархической. На самом деле ситуация сложнее, на что справедливо указано, например, в работе: Туманс 2004.

не по две речи, как в обычных «антилогиях», а по четыре. Это обстоятельство, однако, не кажется столь уж принципиальным: все равно в каждой из «Тетралогий» автор предоставляет слово двум (а не четырем) сторонам, носителям двух точек з

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком