научная статья по теме СУДЬБА ПОЭТА «ЛЕРМОНТОВСКАЯ» КОЛЛЕКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «СУДЬБА ПОЭТА «ЛЕРМОНТОВСКАЯ» КОЛЛЕКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ»

НАТАЛЬЯ КОРКОНОСЕНКО

Судьба Поэта

«Лермонтовская» коллекция Президентской библиотеки

15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, одного из самых глубоких, загадочных и масштабных литераторов XIX века.

Наталья Фёдоровна Корконосенко, редактор пресс-службы Президентской библиотеки, Санкт-Петербург

ТО, ЧТО ПОЭТ ПРОЖИЛ всего 27 лет, не помешало ему постичь сакральную сущность России и природу препятствий на её историческом пути, заглянуть в самые потаённые закоулки русской души.

В «лермонтовской» коллекции Президентской библиотеки собрано немало раритетов: книги мемуарного и исследовательского характера, документы и целый ряд произведений изобразительного искусства. Наиболее полной и драматургически выстроенной представляется электронная копия альбома «М. Ю. Лермонтов», выпущенного издательством «Искусство» в 1941 году. Сама дата выпуска говорит о том, что в трудную для Родины годину обращение к судьбе и произведениям великого поэта способно было консолидировать нацию, мобилизовать народ для отпора завоевателям, дать силы стойко переносить все тяготы военного лихолетья.

Издание открывается портретами родителей, неравный брак которых не принёс семье счастья... «Марья Михайловна, — читаем в альбоме воспоминания родственницы Лермонтовых, — была одарена душою музыкальною. Посадив ребёнка своего к себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу и слёзы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою».

Разгадка многих личностных и творческих особенностей художника кроется в обстоятельствах его детства, прошедшего вследствие ранней кончины матери в имении Тарханы, владела которым бабушка по материнской линии

Е. А. Арсеньева. Она сама стала заниматься воспитанием внука, властно отстранив от участия в нём отца. Уже в Тарханах проявился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Тогда же он берёт в руки карандаши и сангину, чтобы сделать свои первые зарисовки.

«Влечение к рисованию не покидало поэта до конца жизни, — рассказывается в альбоме. — Когда бабушка, по воспоминаниям современников, из постоянного опасения за судьбу внука просила его не писать стихов и не рисовать карикатур, наделавших много шума в петербургском обществе, поэт говорил: "Что же мне делать с собой, когда я не могу так жить, как живут светские люди. Бабушка просит меня не писать больше стихотворений и не брать в руки карандаша, — не могу, не могу"».

К моменту написания облетевшего всю Россию стихотворения «На смерть поэта» Лермонтов был уже известным сочинителем. «Трагическая смерть Пушкина пробудила Петербург от апатии, — писал И. И. Панаев. — В городе сделалось необыкновенное движение... Извозчиков нанимали, просто говоря: "К Пушкину", — и извозчики везли прямо туда. Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались всеми».

Правительство расценило стихотворение как призыв к мести, осознав его общественное значение, и корнет Лермонтов был сослан прапорщиком на Кавказ.

Кавказ 30-х-начала 40-х годов XIX века был местом экспедиций царских

Д ЛО #23 [233] *2014

войск для подавления восстания горцев. «Здесь находились лица весьма образованные и интересные, — вспоминали однополчане Лермонтова, — не последними среди них были и декабристы, которых в это время присылали на Кавказ рядовыми после пребывания в си-

П РЕЗИДЕНТСКАЯ

БИБЛИОТЕКА

М. Ю. Лермонтов' к 200-летию со дня рождения

.....г-

_

бирской каторге или на поселениях». «На Кавказе... среди величавой природы со времени Ермолова не исчезал приют русского свободомыслия, где, по воле правительства, собирались изгнанники, а генералы, по преданию, оставались их друзьями».

Оказавшись в «горячей точке» и показывая необычайную личную смелость, Лермонтов продолжал оставаться поэтом, собирателем кавказских народных сказок и легенд, некоторые из которых легли потом в основание «Демона», «Мцыри», «Бэлы» и других. Именно на Кавказе в перерывах между боями Михаил Юрьевич написал лучшие свои полотна маслом и в технике акварели, карандашные зарисовки горных пейзажей и батальных сцен.

Бои в горах шли жестокие. «Я уверен, что ты получил письма мои из действующего отряда в Чечне, — писал Лермонтов своему другу А. А. Лопухи-

ну. — У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч; и все время дрались штыками... — вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».

Как писал А. И. Герцен, поэт поехал на Кавказ навстречу своему фатальному предвидению скорого финала: «Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела, — она пробивается во всех его стихотворениях... К несчастью слишком большой проницательности в нём прибавлялось другое — смелость многое высказывать без подкрашенного лицемерия и пощады. Люди слабые, задетые никогда не прощают такой искренности...»

Мартынов не простил. Лермонтов погиб на горе Машук в неумолимой и бессмысленной дуэли, так и не узнав о том, что командующий войсками на Кавказской линии и Черномории генерал-адъютант Граббе в рапорте от 3 февраля 1841 г.а за №76 снова представил Лермонтова к награде — на этот раз не к ордену, а к «золотой полусабле». И в третий раз, уже после гибели поэта, пришёл отказ.

Бабушка Лермонтова похлопотала за внука — и тому дали отпуск, он оказался в Петербурге, где его приглашали наперебой в лучшие столичные салоны. Между тем поэт строил собственные планы на дальнейшую жизнь. «Я всё надеюсь, милая бабушка, что мне всё-таки выйдет прощенье, и я смогу выйти в отставку», — писал он Е. А. Арсень-евой в мае 1841 года.

«Лермонтов мечтал об основании журнала и часто говорил о нём с Краев-ским, не одобряя направления "Отечественных записок"», — читаем у И. И. Панаева. Бенкендорфу, однако, не нравились литературные замыслы поэта, особенно желание основать журнал. Он вообще не хотел иметь в столице «беспокойного» молодого человека, на виду у всех становившегося любимцем публики.

«Как-то вечером, — писал Краев-ский, — Лермонтов сидел у меня и, полный уверенности, что его наконец выпустят в отставку, делал планы своих будущих сочинений. На другое утро часу в десятом вбегает ко мне Лермонтов. и, схватив за борта сюртука, потряс так, что чуть не свалил меня со стула. "Понимаешь ли ты! Мне велят выехать в 48 часов из Петербурга!" Оказалось, что его разбудили рано утром и приказали покинуть столицу в дважды двадцать четыре часа и ехать в полк в Шуру. Дело его вышло по настоянию гр. Бенкендорфа...»

А. 1 ■•ititiiiai, CiMui Imul

Электронная копия «лермонтовского» альбома поможет любителям русской словесности узнать новые факты биографии великого поэта из недоступных прежде источников.

С автором можно связаться: Korkonosenko@prlib.ru

Статья посвящена изданиям из фондов Президентской библиотеки, по-свящённых М. Ю. Лермонтову.

Лермонтов, русская литература, Президентская библиотека, электронные ресурсы

The article is devoted to publications from the funds of the Presidential Library, dedicated to Mikhail Lermontov.

Lermontov, Russian literature, Presidential Library, electronic resources gg

#23 [233] *2014 Д Л О

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком