научная статья по теме Сущность феномена «Культура родительства» и проблемы его анализа Философия

Текст научной статьи на тему «Сущность феномена «Культура родительства» и проблемы его анализа»

А. А. АБРАМОВА соискатель кафедры истории и культурологии факультета культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А.Шолохова'

Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа

Из-за угрозы депопуляции России на рубеже веков возникают серьезные проблемы относительно состояния родительства в нашем обществе, для которого супружество, семья, рождение и воспитание детей традиционно входили в число базовых ценностей. Обеспокоенность вызывают падение престижа материнства и отцовства, угасание родительской инициативы, распространение в обществе антисемейных ценностных ориентаций, кардинальное изменение демографического поведения молодежи, включая молодых супругов. В этих условиях рассмотрение концептуальных возможностей целенаправленного формирования культуры родительства, исследование ее ценностно-смысловых компонентов, разработка прикладных практик взаимодействия родителей и детей, на наш взгляд, представляют исключительную значимость.

Длительный период тема родительства в отечественной исследовательской практике разрабатывалась в рамках разных дисциплинарных направлений, представляя интерес для социологов, антропологов, этнографов, психологов, философов, медиков, демографов, историков. При этом во взаимодействии предметных подходов ведущее значение чаше всего придавалось педагогике и психологии. При таком подходе, когда комплекс проблем сводится к коррекционному полю психолого-педагогических практик, родительство практически отождествляется с воспитанием. Поэтому эти дисциплины оказываются не в состоянии выработать общетеоретический синтез всей проблематики, связанной с культурой родительства, а также обобщить результаты разных предметных областей.

Между тем данная проблематика все больше нуждается в интегративном подходе, поскольку одна из новых тенденций в ее изучении обусловлена расширяющейся практикой «поддержки семьи и родительства» со стороны различных социальных институтов и организаций и, соответственно, задачей разработки эффективных

* Абрамова Ася Алексеевна, e-mail: asya-aaa@ya.ru.

социальных технологий целенаправленного формирования родительской активности в современном обществе. Сравнительно недавно в связи с попыткой решения данной задачи в отечественный научный дискурс вошли такие заимствованные понятия-«кальки» с английского, как «сознательное родительство», «ответственное родительство». Однако нельзя не отметить, что понятия «сознательное», «осознанное», «ответственное» родительство больше характеризуют степень активности/ пассивности принятия родительского статуса и реализации родительской роли, что значительно сужает возможности решения проблемы.

По нашему мнению, осмысление феномена культуры родительства целесообразно связать с более широким пониманием жизнедеятельности родителей и взрослых членов семьи, т.е. с системой практически реализуемых ими ценностных отношений и норм, определяющих их репродуктивное поведение, степень материнской и отцовской компетентности, творческой активности в процессе инкультурации и первичной социализации ребенка.

Такой подход к трактовке культуры родительства актуализирует теоретические и прикладные возможности культурологии. Эта междисциплинарная область научного знания располагает аналитическими возможностями, во-первых, интегрировать в гуманитарном ключе неодинаковые результаты разных исследований, во-вторых, прояснить фундаментальную значимость для нашего общества всего спектра родительской практики и семейных отношений под углом зрения культуры родительства. При этом важны как общетеоретические, так и прикладные разработки культурологического характера.

Преодоление монодисциплинарных подходов и синтез их результатов позволяет рассматривать феномен родительства, а также действия различных социальных институтов, нацеленных на конструктивное сопровождение семьи, в более широком и сложном контексте, связывая их с культурой родительства как общественно значимым пространством национальной культуры. В этом случае анализ культуры родительства невозможен без опоры на этнологические, социологические, антропологические, религиоведческие, художественно-эстетические, рекреационные концепты. Такое емкое и сложное понимание культуры родительства позволит обществу оказывать целенаправленное влияние на современное поле семьи, формируя в общественном и индивидуальном сознании конструктивные образы материнства и отцовства как значимые духовные ценности, являющиеся доминантами национального развития.

Под «культурой родительства» мы понимаем совокупность ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, сложившихся в этнонациональной культуре относительно вынашивания, рождения и воспитания детей в соответствии с принятыми в данном обществе образцами и нормативными представлениями о желаемых качествах человека («идеальный культурный облик»).

Любая устойчивая модель поведения культурного человека базируется на позитивном образе личности и характере ее связей с миром и тяготеет к идеалу. Основа такой идеальной модели — представление о достойном человеке, чья ценность постоянно демонстрируется и доказывается как идеал, стремление к которому оправдывает смысл жизни. Идеал в данном контексте означает образец личных качеств, способностей, высшую норму нравственной личности. В культуре закрепились идеальные образы мифологических, религиозных, политических и литературных героев, обусловленных исторической, национальной, духовной спецификой: доблестных эллинов, славянских витязей и русских богатырей, христианских подвижников, индуистских мудрецов, японских самураев, английских джентльменов.

Транслируемые из поколения в поколение традиционные представления о неотъемлемых чертах идеального культурного облика человека соседствуют с прагматическими культурными образцами, порождаемыми актуальными требованиями времени. Так, для человека современной эпохи неотъемлемой нормативной чертой культурного облика является, например, знание современной техники, особенно компьютерной. «Идеальный культурный облик» может меняться под влиянием конкретно-исторических, социально-политических условий и персонифицироваться с именами святых, аскетов, государственных деятелей, просветителей, революционеров, выдающихся разведчиков, космонавтов и пр.

Если обратиться к истории русской культуры, связанной с православным пониманием человека и культуры родительства, то здесь можно видеть известные и почитаемые примеры благочестивых семей святых праведников, взятые как из христианской истории, так и из истории отечественного православия. Через призму идеала подвижничества и святости формировались на Руси нормативные образцы супружества, материнства, отцовства, гражданского служения человека и его взаимоотношений с социумом, отбирались воспитательные практики и формировались семейные традиции, смысл жизни постигался в сопряжении с Вечностью, сама жизнь - как время подготовки к ней. Семья осмысливалась как Малая Церковь, призванная питать и духовно укреплять своих членов. Целеполагание взросления

восходило к триаде, выраженной в молитве «перед началом учения»: «Богу - во славу, Отечеству - на пользу, родителям - на утешение». Тем самым в течение долгого периода идеал супружества, родительства, воспитания детей связывался с базовыми детерминантами христианского понимания человека и общества, а также с православной практикой индивидуального духовного опыта.

Некоторое время эти семейно-супружеские и родительские идеалы (правда, в заметно затушеванной форме) продолжали действовать и в советский период. Однако к рубежу 60-70-х гг. демографы относят первые статистические данные, свидетельствующие о снижении рождаемости - пока в городах, а также в определенных этнических и социальных средах. Советский марксизм в этот период выработал собственный образец идеального супружества и родительства. В моральном кодексе, включенном в Программу КПСС, важнейшим нравственным качеством постулируется сознание общественного долга, которое необходимо прививать советским людям. Статья 66 Конституции СССР провозглашала: «Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества». Приоритетным смыслом жизни полагается бескорыстное и самоотверженное служение обществу в сопряжении со «светлым будущим» — социализмом и коммунизмом. Семья рассматривается как «ячейка общества»; назначение советского родительства - содействие воспитанию юных ленинцев; социокультурный идеал - строитель коммунистического общества; приоритетные формы для достижения идеала - общественные, внесемейные. Сложившаяся парадигма развития культуры советского человека преимущественно опиралась на общее образование, стимулируя потребление культурных ценностей и фокусируясь на лучших образцах высокого (как правило, не народного, но классического) искусства. Эта парадигма тяготела к внесемейным источникам развития социально полезной личности.

Таким образом, на уровне массового сознания населения традиционные идеалы супружества и родительства стали вытесняться принципами секулярного мышления, рационализированным подходом к миру, обществу, человеку. Эмоциональная спонтанность кровных связей между родителями и детьми, теплота родственных отношений в семейной жизни обесцениваются. Поначалу их место занимает идеал общественного служения в крайне политизированной форме; затем пропагандируются цели профессионального и карьерного роста, а в итоге на первый план выходит общественная цель, связанная с достижением материального достатка для всего населения.

Несмотря на острейшую проблему девальвации ценности родительства, обеднение его культурного поля в современном обществе, на наш взгляд, культуру родительства целесообразно ныне рассматривать не только с позиции аномалий, но и с позиции нормы -акцентируя как противоречивые, так и позитивные тенденции, актуализируя «золотой фонд» традиционных родительских практик. Эти положения могут быть опорными в процессе разработки модели практического формирования культуры родительства у молодых поколений.

В перспективе раз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком