научная статья по теме Сущность и границы патриотического воспитания Биология

Текст научной статьи на тему «Сущность и границы патриотического воспитания»

10. А. Розанов Листки из блокнота / Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма. Сост. Л. Баренбойм и Н. Фишман. - Л.: Советский композитор, 1979. - 328 с., с ил.

11. Гринасюк, К. Из бесед с учителем / К. Гринасюк // Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма. / сост. Л. Баренбойм и Н. Фишман. - Л.: Советский композитор, 1979. - 328 с., с ил.

12. Савшинский, С. Леонид Владимирович Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности. / С. Савшинский. - Л.: Советский композитор, 1960. - 68 с. с ил.

СУЩНОСТЬ И ГРАНИЦЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Барышникова С.В.

НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма»

В современной педагогической науке для структурирования многообразия педагогической реальности выделяют различные парадигмы. Среди многообразия существующих парадигмальных моделей (Н.М.Борытко, И. А. Колесникова, Г.Б.Корнетов) выделим следующие парадигмы воспитания:

• Социальная парадигма (А.В.Мудрик, В.С.Селиванов, Л.И.Новикова), в рамках которой воспитание рассматривается как социализация, социальное взращивание, управление развитием личности, направленное на развитие системы отношений человека с окружающим миром.

• Культурологическая парадигма (Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, Н.Е.Щуркова), в рамках которой воспитание рассматривается как инкультурация, процесс приобщения к ценностям культуры, направленный на обретение человеком системы жизненных смыслов и ценностей.

• Субъектно - деятельностная парадигма (А.Г.Асмолов, О.Е.Лебедев, В.И.Слободчиков), в рамках которой воспитание рассматривается как приобретение опыта в постановке жизненных целей и решении проблем, стоящих на пути к достижению этих целей, направленное на развитие субъектных качеств человека.

• Антропологическая парадигма (О.С.Газман, О.С.Гребенюк, Л.И.Маленкова), в рамках которой воспитание рассматривается как создание условий для самоопределения и самореализации, направленное на становление творческой индивидуальности человека и развитие его «свободоспособности».

Анализ представленных парадигм позволяет сделать вывод, что понятие «патриотическое воспитание» может рассматриваться в рамках только культурологической парадигмы. Это связано с тем, что в данной парадигме ведущим является пространство культуры, к которому можно отнести оба базовых понятия патриотического воспитания: «Любовь», «Родина». Только в культурологической парадигме мир, в котором появился на свет новый человек, рассматривается как особое культурное явление, которое порождает жизненные смыслы и ценности человека, с которыми требуется «сродниться». В истории патриотического воспитания очень часто патриотическое воспитание связывают с освоением культуры своего народа (К. Д.Ушинский), любовь как особое человеческое чувство по отношению к окружающему миру так же предъявляется в пространстве культуры.

В рамках социальной парадигмы окружающий мир рассматривается как определенная система, задающая жизненный порядок, особый способ организации жизни. В качестве основного организатора жизни выступает государство, определяющее основные законы жизнедеятельности. Такое государство есть реально существующий механизм, который не может быть представлен как Родина и который нуждается не в любви, а в адаптации и соблюдении требований и законов государства.

В рамках субъектно - деятельностной парадигмы окружающий мир рассматривается как пространство взаимодействия, способствующее успешной реализации целей каждого человека. Для преодоления и разрешения конфликтов, возникающих между интересами отдельных людей создается особый механизм - «гражданское общество». В условиях гражданского общества, когда осознанно и рационально разрешаются существующие противоречия, нет места любви и невозможно представить образ Родины.

В рамках антропологической парадигмы окружающий мир рассматривается как пространство самоопределения и самореализации. Каждый человек, в соответствии со своей индивидуальностью, строит свой собственный мир, пользуясь своей свободой и способностью к творчеству. Такой построенный мир является не столько Родиной, сколько продуктом, который породил сам человек. Впрочем, создание своего мира без любви к нему невозможно.

Подобный анализ позволяет увидеть место патриотического воспитания в педагогической реальности и объясняет существующие противоречия между различными социальными группами во взглядах на природу патриотического воспитания.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ КРЕАТИВНОСТИ

Варлакова Ю.Р.

Сургутский государственный университет

Проблема творчества и креативности названа учеными-психологами главной проблемой 20 века. 20 век миновал, однако, количество споров относительно природы креативности и условий ее развития стало еще больше. Несмотря на огромное количество определений данного феномена (более 100), единого мнения, что такое креативность, когда и как ее развивать, до сих пор нет. В данной статье мы рассматриваем актуализацию жизненного опыта студента как одно из педагогических условий развития креативности у студентов вуза.

Актуализация жизненного опыта студента видится нам необходимым условием развития его креативности в связи с тем, что жизненный опыт каждого студента, несмотря на юный возраст, индивидуален и неповторим. В то же время перед каждым человеком в разное время и в разных формах возникают одни и те же задачи. Отличаются лишь способы их решения. Жизненный опыт является необходимой формой развития личности в целом и ее способности думать творчески в частности. Именно в юношеском возрасте, сталкиваясь с множеством противоречивых жизненных ситуаций, человек стимулирует, активизирует и обогащает свой личностный опыт, так как именно в этом возрасте формируются его отдельные компоненты: ценностные ориентации, сущностные смыслы и убеждения.

Кроме того, от природы во всех нас заложено творческое начало. Как писал Г. Алдер, «все мы изначально обладаем весьма большими творческими задатками. К сожалению, этот бесценный дар мы утрачиваем в школьные годы. Для большинства взрослых обретение способности мыслить творчески — это по преимуществу работа восстановления, если хотите, припоминания того, что некогда было задавлено [1]. Как хорошо известно, вспомнить старое, то, что когда-то было тобой освоено, несравнимо легче, чем учиться чему-то заново"

Нет никакого сомнения в том, что опыт человека играет огромную роль в его жизни. Если человек не осмысливает и не запоминает того, что с ним было в прошлом, не сравнивает задачу, которую решает сейчас с теми, которые ему или другим людям приходилось решать раньше, не выявляет в них общее, то он не может приобретать и использовать свой опыт. Жизненный опыт представляет собой своеобразный неповторимый синтез, сплав всевозможных знаний, умений и навыков, впечатлений,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком