научная статья по теме Сущность и структура менталитета и ментальности в философско-концептуальном осмыслении Науковедение

Текст научной статьи на тему «Сущность и структура менталитета и ментальности в философско-концептуальном осмыслении»

Малахова О.В., соискатель Российского государственного университета туризма и сервиса

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МЕНТАЛИТЕТА И МЕНТАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФСКО-КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Статья посвящена проблеме менталитета и ментальности, философских подходов к их пониманию и практическому разрешению.

Ключевые слова: менталитет, национальный менталитет, ментальность.

The article is devoted the problem of mentality, philosophical approaches to its understanding and practical permission.

Keywords: national mentality, the mentality.

В последнее десятилетие в общественных и гуманитарных науках наиболее востребовано такое понятие как «менталитет» и «ментальность». Содержательный анализ этих понятий был дан учеными, имеющими различные философские и социально-политические взгляды, чем и объясняется разнообразие предложенных ими трактовок менталитета и ментальности [9]. Чтобы дать характеристику основных черт русского менталитета и ментальности, проанализируем оба понятия, исходя из некоторых устоявшихся их определений.

Понятие «менталитет» ведет свое происхождение из латинского языка от слова mens (mentis), - ум, мышление, рассудок. В большинстве европейских языков этот термин в качестве научного активно стал употребляться с середины XIX века.

Определение менталитета в развернутой форме первым предложил Г. Бутуль в своей монографии «Менталитет». Он истолковывал это понятие в следующей форме: «Менталитет -это совокупность идей и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединенных друг с другом связями или отношениями веры. Он является априорной формой нашего сознания» [4, 4].

Современными исследователями понятие «менталитет» характеризуется в основном в качестве общественного явления, которое обладает качествами, свойственными той или иной нации, и, тем самым, определяющим ее лицо.

Как особая форма мыслительной деятельности, которой присуще осознание и отношение, менталитет определяет мировоззрение личности, ее отношение к миру и самой себе в этом мире. Исследуемое понятие имеет свою структуру, в которую входит определенный набор компонентов. В целом менталитет состоит из четырех основных составляющих. Прежде всего, когнитивная составляющая. Она представляет собой знания и опыт, накопленные личностью, способы и особенности получения информации из окружающего мира. С помощью когнитивной составляющей человек может выстроить картину мира, исходя из сформировавшихся представлений о нем, а также определить свое место в этом мире.

Самосознание личности является второй составляющей. Именно в нем проявляется самооценка личности, нахождение им своего места в обществе, окружающем мире, самоидентификация человека. Самосознание нельзя рассматривать в независимости от понятия социума, в котором существует личность. Определенная социальная среда обусловливает само отождествление личности с ней, и менталитет приобретает, например, профессиональную, национальную или какую-либо другую окраску.

Вместе первые две составляющие менталитета находят свое отражение в третьей - эмоционально-волевой. В ней заключены особенности эмоциональных реакций и степень их выражения на явления окружающего мира, а также стереотипы отношения.

Четвертая составляющая менталитета находится в тесной взаимосвязи с первыми тремя. Она носит ценностный характер. Это, в свою очередь, заключает в себе систему ценностей, усваиваемой личностью в процессе становления, а также вырабатываемой самостоятельно

под влиянием среды жизнедеятельности. Именно ценностная составляющая определяет оценивание личностью того, что происходит вокруг нее, и помогает обозначить отношение к окружающему.

Исходя из рассмотренных выше составляющих, можно сказать, что структура менталитета в полном объеме дает возможность личности формировать свое поведение в обществе благодаря типичным реакциям и стереотипам, которые усваиваются индивидом по мере освоения в социуме.

В работе Н.А. Бердяева «Русская идея» можно выделить несколько групп понятий, несущих в себе большую или меньшую часть содержания категории «менталитет». Основные из них - это «склад» (в словосочетаниях «склад русского мышления», «склад русского характера», «склад души народа» и «русский духовный склад»); «тип» («национальный тип», «духовный тип человека», «тип русского человека»); «образ» («умопостигаемый образ народа», «образ мыслей людей»); «слой» («очень глубокий слой русской души», «более глубокий слой, не нашедший себе выражения в сознании») [2].

Сравнивая приведенные понятия с различными современными определениями и толкованиями менталитета, мы можем достаточно уверенно утверждать, что многие характеристики русского народа, приведенные Н.А. Бердяевым, выступают сущностным отражением отдельных представлений о русском менталитете. Это позволяет более свободно оперировать современными категориями для характеристики работ, относящихся к истории отечественной философии.

В.В. Зеньковский рассматривает некоторые аспектные проявления менталитета через призму понятий «дух» и «душа». Он употребляет такие выражения, как «духовная целостность», «духовная установка», «единая духовная основа», «русский дух», «духовный строй личности» и другие, и размышляет о «внутренних сдвигах в русской душе», «общенациональных и природных особенностях русской души» [7].

У П. А. Флоренского особое место в характеристике русского менталитета (народа, общества, нации) занимают понятия, связанные с социальным мышлением и умом: «способ мышления», «склад мыслей», «тип мышления», «строй и стиль мысли», «бытовое жизнепонимание», «мысль ... обособленных кругов, кружков и единиц», «житейская мысль», «общий разум» и другие. В понимании философа видение мира русскими людьми связано с понятием «ум», а народное «мирочувствие» при этом накрепко связывается П.А. Флоренским с «переходами умозрения» [10].

По мнению Б. Броделя, менталитет - это устойчивая во «времени большой длительности» система внутренних глубинно-психических социокультурных установок общества, формируемая (и функционирующая) как под воздействием внешних условий, так и на уровне внесознательного (неосознанного). В структуре менталитета считаем необходимым выделить основные установки: а) восприятие, б) оценка, в) поведение. Это своего рода «горизонтальное», функциональное деление.

К «вертикальным» составляющим относятся функциональные социальные установки индивидуального и массового сознания и сферы внесознательного, влияющие на выработку отношения к окружающим человека явлениям, событиям и процессам. В качестве наиболее важных можно обозначить следующие установки: правовую, природную (выражающую отношение к природе, в том числе экология), хозяйственно-экономическую (трудовую), национально-патриотическую, установку, охватывающую этический аспект разновозрастных, семейных и гендерных отношений, эстетическую, религиозно-мистическую, языковую, образовательно-воспитательную установку (тесно связанную с семейной) и некоторые другие.

Российский исследователь Т.Д. Гачев считал, что понятие «менталитет» можно заменить другим термином - «космопсихологос», означающим структуру национального целого. «Подобно тому, как каждое существо есть троичное единство: тело, душа, дух, утверждает Т. Д. Га-чев, - так и национальная целостность есть единство национальной природы (космоса), нацио-

нальной природы (психе) и склада мышления (логос)» [5]. Необходимо добавить, что национальный менталитет как этнокультурный феномен содержит в себе также духовно-исторические феномены универсальности человеческой культуры.

Безусловно, менталитет из духовно-исторического феномена культуры не должен превращаться в феномен только этнической или национальной психологии, хотя он включает в себя многие национально-психологические структурные элементы. Универсалии языка, культуры, сознания также не должны ограничиваться рамками только этнонационального бытия. Таким образом, философское осмысление менталитета как системное исследование феномена представляется предпочтительным.

С точки зрения упорядочения категориального аппарата современного социально-гуманитарного знания, считается логичным различать между собой понятия «менталитет» и «ментальность», приобретшие своеобразное содержательное различие в современных отечественных науках об обществе и человеке, - различать как «целое» и «часть» или как «общее» и «единичное». Менталитет не следует рассматривать как «то, что народ сам о себе думает». Нельзя и отождествлять менталитет с представлениями о нем носителей иных культурных традиций. Менталитет - это глубинная социальная основа выработки внешних отношений общества и человека, это система глубинно-психических социально-культурных установок общества, нации, народа. Ментальность, исходя из этого, представляет собой внутреннюю систему установок личности, в которой можно выделить установки восприятия, оценки и поведения.

Термин «ментальный» в переводе с английского иногда несколько упрощенно переводят как «умственный», но могут быть и другие подходы к пониманию более глубоких смысловых уровней менталитета как социального феномена и научного понятия. Термины «менталитет», «ментальность», «ментальный» достаточно своеобразно определяются в различных англоязычных словарях. В. Колмаков пишет: «Известный словарь Webster определяет «mentality» как «mental capacity», то есть как умственную способность, или как «mental power», как умственную силу, мощность, или как «activity mind» [8]. В следующем значении приводятся такие определения ментальности, как «mental attitude», «mental outlook», то есть умственный взгляд, умственная перспектива, что возможно понимать и как мировоззрение. Приводится значение данного термина как «state of mind» - состояние разума.

«Mentality» как проявление определенных свойств может толковаться как «mental character», то есть как определенный характер, характеристика интеллектуальности. Как вид или разновидность интеллектуальности данный термин приобретает новые значения в случае, если его рассматривают как «kind or degree of intelligence». Приводятся в этой связи также такие определения, как «educable m

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком