научная статья по теме Сущностные аспекты картины мира Философия

Текст научной статьи на тему «Сущностные аспекты картины мира»

С.Ю. ИВАНОВ

Сущностные аспекты картины мира

Картина мира, как целостное образование, обязательно включает в себя такие аспекты, которые со временем могут быть подвергнуты сомнению или даже пересмотрены, но картина мира также должна иметь и такие основания, которые бы выступали «инвариантами» и не могли бы быть пересмотрены «ни при каких обстоятельствах». Например, такие адепты действительности, как: существовать (или бытийствовать в качестве существующего), не зависеть от «человеческого» рода, быть потенциально познаваемым для всех и вся (естественно, при определенных условиях и обстоятельствах) выражают собой наш мир как объективную реальность, мир каков он есть сам по себе, мир как мир. То есть можно предположить, что одним из немаловажных аспектов картины мира выступает тот, что сам мир представляет собой объективную реальность, саму материальную действительность. Можно также предположить, что саму рациональную способность человечества постигать действительность в законах и понятиях возможно выводить из самой этой действительности, ибо сам человеческий род есть лишь часть этого мира. В широком смысле слова можно даже сказать, что именно окружающей нас объективной действительностью, универсумом мы обязаны своей способностью мыслить и познавать законы и принципы устройства мирового бытия. Но тогда получается, что не столько мы познаем мир, сколько мир познает сам себя посредством нас. А данного рода реальность (познание «миром» самого себя, или познание субстанцией самой себя, или познание абсолютной идеей самой себя) наиболее конкретно выражается в понятии и, следовательно, сама «современная» картина мира «в себе и для себя» может быть выражена через понятие.

Таким образом, логика видения, понимания и интерпретации картины мира фундируется через ряд следующих положений. Мы только тогда постигаем «истину» в вещах, когда последние открываются нам в виде понятия об этих вещах. Или как пишет Гегель: «понятие выражает собой сущность, как закон, и в этом смысле единичное есть общее» [1, 217]. Но мы также можем постигнуть в понятии логику перехода от «непонятийного» знания к знанию «понятийному». Сама логика овладевания понятием того или иного феномена действительности может и (как доказывал Гегель) должна быть выражена в понятии. Понятие того, как постигать понятия тех или иных процессов или феноменов действительности, знаменует собой логику постижения как отдельных аспектов действительности, так и самой действительности через ее единство и целостность. То есть искомым основанием картины мира может выступать не что иное, как понятие понятия.

Вообще, иметь понятие о понятии - это значит вскрыть такой универсальный способ, посредством которого человеческий род достигает истинных знаний, то есть постигает такого рода знания о действительности, которые соответствуют самой этой действительности. Предметной областью получения истинных знаний могут выступать законы природы, законы общественного развития, законы, по которым происходит само постижение истины. И в первом, и во втором, и в третьем случае результатом нашего познания служат понятия: понятия природы, понятия общества, понятия постижения понятий. Логически раскрыв сущность последнего (понятия постижения понятий), мы обозначим то, как находятся все остальные понятия. То есть гносеологически понятие понятия выступает определяющим по отношению к понятиям о мире и об обществе, соответственно с сугубо гносеологической точки зрения его можно истолковывать и как подлинное основание картины мира.

Соответственно вышесказанному, понятие понятия олицетворяет собой не что иное, как единство и процесс постижения сущностных форм окружающей нас мировой действительности (понятие понятия есть универсальный способ того, как получать понятия о тех или иных аспектах бытия) и результата данного постижения (понятие понятия выступает в качестве основания всей картины мира) [5, 152]. На основании всего этого мы и можем сказать, что конечной целью познания и подлинной картиной мира выступает не объективно наличествующий мир, каков он есть сам по себе во всем многообразии его свойств, не мир, выраженный в понятии как своего рода единство и целостность, не логика постижения мирового бытия в понятиях (через особый инструментарий понятия понятия), а все моменты данного бытия, представленные именно в своем единстве и целокупности. Конечная реальность и будет представлять собой картину мира [4, 278].

Вообще, единство в гносеологическом отношении понятия понятия как универсального способа мыследеятельности, равноправно реализующего себя в различных содержаниях, так или иначе, должно иметь своей основой онтологическое единство последних. То есть сам закон познания и постижение последнего в понятии имеет своим основанием объективное единство в многообразии окружающей нас действительности, мирового целого, природы. В предельно широком смысле слова можно сказать, что закон познания представляет собой «такой же закон объективной действительности», как и другие, только имеющий очень сильную степень опосредованности от практики. Мир в своем многообразии отдельных форм и наличием своего единства, в конечном счете, обусловливает данного рода закон, который человечество впоследствии открывает «для себя» [3, 234].

Сам мир, как объективная реальность, имеет своим свойством принципиальную познаваемость (или, другими словами, мир познаваем), данного рода установка выступает как основа логического

формирования самой картины мира, именно поэтому мы «должны ее принимать без последующих обоснований» [2, 174]. Этот же мир имеет определенную степень упорядоченности, то есть все его элементы так или иначе связаны друг с другом, имеют своими объективными свойствами длительность и протяженность, многие из них принимают на себя статус необходимости, причинной обусловленности и т. д. Можно также с известной долей условности сказать, что в этом мире (в окружающей нас объективной действительности) различные формы живого (одноклеточные, растения, животные) всем своим способом существования отражают его определенные свойства и характеристики. При этом сами «устремления» различных форм жизни, включая и животных, и человека, представляют собой идеальное отражение самих закономерностей бытия, например, те же животные осуществляют удовлетворение своих потребностей, особым образом «сообразуясь» с законами природы, в большей степени «подстраиваются» под нее, чем растения. То есть можно предположить, что потенциальная способность к идеальному отражению мира самого по себе изначально в этом мире уже как бы заложена. Человеческий род лишь доводит данную способность до своего совершенства. Вначале он объективно отражает закономерности природы и общества, впоследствии он постигает сущность того, как познавать данного рода закономерности природного и социального бытия, а затем через постижение сущности самого постижения (через понятие понятия), фундирует существенные аспекты самой действительности [5, 162].

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, возможно выделить три уровня реальности:

1. Сам мир, каков он есть, и его объективные законы.

2. Этот же мир и его законы, выраженный в понятиях, в идеальном плане, через различные формы культуры человеческого рода.

3. Понятие, как универсальный способ деятельности человеческого рода, посредством которого осуществляется постижение законов мира в понятиях.

Вообще, картина мира должна представлять собой такую совокупность или систему категорий , которая бы наиболее адекватно и конкретно отражала суть, логику развития мира, при этом демонстрируя его процессуальность, его переход от самых низших форм материи к высшим, а в пределе и доходящая до категориальных форм самосознания человеческого рода, до самой картины мира по своему понятию. Но вместе с тем, процесс становления картины мира, как понятия, не бесконечен. Понятие по самому своему существу, один раз возникнув, уже как бы достигает своего совершенства, оно уже не может быть более совершенным, чем то, что оно есть, именно в силу этого оно и «имеет честь» называться понятием, а не общим образом, представлением или даже идеей. Картина мира, несмотря на всю свою опосредованность категориями, всеобъемлюща. Она, помимо всего

прочего, также представляет собой «самоосознание всеобщей и необходимой закономерности становления себя, выраженной в категориях» [4, 51].

Итак, отметим основные сущностные характеристики картины мира.

1. Картина мира обозначает собой такого рода реальность, сущность которой возможно постигнуть только посредством понятия, следовательно, сама «современная» картина мира «в себе и для себя» выражается через понятие.

2. Постижение исследуемой реальности в понятии, в каком конкретном содержании она бы не выражалась, подчинено определенным, объективным закономерностям, которым мы, так или иначе, должны следовать. То есть сама логика овладевания понятием того или иного феномена действительности может и должна быть выражена в понятии. Понятие того, как постигать понятия тех или иных процессов или феноменов действительности, знаменует собой логику постижения как отдельных аспектов действительности, так и самой действительности через ее единство и целостность. То есть искомым основанием картины мира должно выступать не что иное, как понятие понятия.

3. Исходя из логики понятия понятия, мы можем заключить, что конечной целью познания и подлинной картиной мира выступает не объективно наличествующий мир каков он есть сам по себе во всем многообразии его свойств, не мир, выраженный в понятии как своего рода единство и целостность, а логика постижения мирового бытия в понятиях (через особый инструментарий понятия понятия).

4. Единство в гносеологическом отношении понятия понятия как универсального способа мыследеятельности, реализующего себя в различных содержаниях, так или иначе должно иметь своей основой онтологическое единство последних. То есть само познание и постижение последнего в понятии имеет своим основанием объективное единство в многообразии окружающей нас действительности, мирового целого, природы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком