научная статья по теме СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ (КОНЕЦ ХIХ–НАЧАЛО ХХ В.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ (КОНЕЦ ХIХ–НАЧАЛО ХХ В.)»

ЭО, 2013 г., № 5

© Белецкая Е.М., Великая Н.Н.

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ (кон. XIX - нач. ХХ в.)

Ключевые слова: Гребенские казаки, свадебная обрядность, сватовство, запой, рукобитье, девичник, венчание, пир, проводы и подъем с брачного ложа

В статье рассматриваются основные циклы и этапы свадебной обрядности гребенских казаков. Этот обряд гребенцов отразил особенности формирования и существования данной казачьей группы и результаты ее взаимодействия с соседними народами: с одной стороны, свадьба у гребенцов обнаруживает сходство с русской обрядностью, но с другой стороны, военизированный быт казачества и многовековое соседство с тюркско-кавказскими народами также оказали влияние на свадебную обрядность и обусловили ее специфику.

Старейшей группой восточнославянского населения на Тереке являются гребен-цы. Их ранняя история изучена недостаточно полно. В литературе до сих пор нет единого мнения о местах первоначального расселения казаков, их происхождении. По этнографической классификации культура гребенцов близка средне-севернорусской, что указывает на регион исхода. Это нашло свое отражение в языке, фольклоре, пище, жилище, религиозных представлениях и др. (Великая 2001а: 33-44). На наш взгляд, формирование гребенцов может быть связано с историческими событиями конца XV в. (разгром и присоединение к Москве Новгородских - 1477 г., Тверских -1485 г., Вятских - 1489 г. земель). Предания гребенцов также связывают их появление на Северном Кавказе с рубежом XV-XVI вв. По письменным источникам казаки стали известны в регионе со второй половины XVI в. (первоначально в Затеречье), а в начале XVIII в. гребенцы пятью станицами (Червлённая, Щедринская, Курдюковская, Старогладковская и Новогладковская - последняя была переименована в Гребенскую в 1906 г.) прочно обосновались на левобережье Терека (в его среднем течении), где их потомки проживают и по сей день.

Административно с 1957 г. гребенские станицы включены в состав Чечено-Ингушской АССР, а ныне Чеченской Республики Российской Федерации. До начала XX в. здесь доминировало население, придерживающееся старообрядчества. Староверие гребенских казаков было не итогом раскола, а результатом сохранения верований и культов "дониконовского" христианства, о чем гребенцы неоднократно сообщали властям в периоды усиления борьбы с расколом: "Как отцы наши, деды, прадеды издревле состояли в православной вере христианской и крестились двоеперстным крестом, так же и мы... не убавливаем и не прибавливаем" (Попко 1880: 141). Старообрядцы Терека и в начале ХХ в. продолжали считать себя хранителями древнерусских обычаев и порядков, верными сынами древнехристианской церкви.

По мере переселения (бегства) в регион раскольников и расколоучителей из центра страны, со второй половины XVII в., у гребенцов сформировалось несколько ста-

Екатерина Михайловна Белецкая - к.филол.н., доцент Тверского государственного университета; e-mail: ekaterina46@mail.ru

Наталья Николаевна Великая - д.и.н., профессор Армавирской государственной педагогической академии; e-mail: velikaya55@mail.ru

рообрядческих толков, а с возникновением в 1846 г. Белокриницкой старообрядческой церкви большинство казаков-поповцев примкнуло к ней.

Длительное сохранение ядра материальной и духовной культуры гребенцов связано не только со старообрядчеством, с его опорой на традиции, но и с наличием иноэтничного и иноконфессионального окружения. Гребенцы так характеризовали Л.Н. Толстому свое местоположение: "Живем мы в стороне азиатской, по леву сторону степи ногайцы, по праву Чечня, так мы как на острову живем" (Виноградов 1961: 87). Не менее чем 500-летнее пребывание гребенцов на Северном Кавказе наложило определенный отпечаток на их культуру. Влияние северокавказских (кабардинских, чеченских и др.) традиций выразилось в заимствовании многих элементов жилища, пищи, одежды, вооружения, конского снаряжения, спортивно-развлекательных игр и др. (Абдулвахабова 2009; Гриценко 1969; Заседателева 1984; Калоев 1961).

Влияние на культуру гребенского казачества других соседей - тюркоязычных народов (ногайцев, кумыков и др.) - также было весьма заметным. В их речи наличествовал заметный пласт тюркских слов, большей частью связанных со скотоводством (Караулов 1902; Караулов 1907). Многие казаки и в XIX в. хорошо знали "татарский" язык и даже использовали его в разговоре между собой. Сходными были мифические представления о земле, вихре, кометах, затмении; амулеты от болезней; тематика некоторых песен и др. (Великая 2001б: 126-127).

Масштабные изменения в культуре казаков произошли в пореформенный период. Это было связано с окончанием военных действий на Северном Кавказе, реформами, миграционной политикой правительства. Масса нововведений была принесена на Терек иногородними - орудия труда, образцы фольклора и пр. "Обрусению" казаков способствовало и укрепление на Тереке позиций православной церкви. Традиционные празднества и обряды подвергались все большему упрощению и уходили в прошлое. Во всех станицах были открыты светские школы. Они способствовали распространению не только знаний, но и новых ценностей, норм поведения. Процесс секуляризации культуры набирал силу. Русский литературный язык постепенно вытеснял местный диалект. Под влиянием так называемой городской культуры изменился материал и конструкция жилищ, их внутреннее убранство, блюда и напитки; казачки стали одеваться "по-русски", "по-городскому" и др. Менялись формы досуга. Нивелировка казачьей культуры по общероссийским (советским) стандартам в XX в. привела к утрате многих прежних этнокультурных черт.

В связи с вышеизложенным значительный интерес представляют свадебные обряды гребенцов. Они, как и семейно-бытовая сфера в целом, дольше сохраняли традиционные черты, в них переплелись разноэтничные и разноконфессиональные элементы, а также традиции, институты (социальные, правовые, экономические и иные), тесно связанные с особенностями исторического развития указанной казачьей группы. Актуальность темы, связанной со свадьбами, в целом определяется и ее недостаточной изученностью.

Свадебная обрядность гребенских казаков стала предметом специального рассмотрения еще в дореволюционный период (Гребенец 1909; Караулов 1902: 37-42; Малявкин 1891; Ржевуский 1888: 205-224 и др.). Указанные авторы сами являлись свидетелями свадебных обрядов гребенцов либо со слов старожилов описали основные этапы гребенской свадьбы, что позволяет считать эти работы ценным этнографическим источником. В советское время этой темой занималась Л.Б. Заседателева, которая попыталась обобщить материал по всем группам терского казачества, имевшим разное происхождение и культурные традиции (Заседателева 1974: 307-337). Этнографу удалось также выявить те немногочисленные элементы (девичник, исполнение старинных свадебных песен, застолье), которые остались в свадебной обрядности казаков в поздний советский период (Заседателева 1985: 19-34).

Цель исследования - реконструировать свадебную обрядность гребенцов по дореволюционным материалам конца XIX - начала XX в. и сохранившимся ритуалам и деталям, добытым авторами статьи в гребенских станицах в 1970-е - начале 1990-х гг.

Традиционная свадебная обрядность гребенских казаков представляла собой сложный комплекс обрядовых действий со своими функциями и смыслом и отличалась большим разнообразием. Еще дореволюционные исследователи обратили внимание на такие общие элементы свадебной обрядности, как сватовство, венчание, застолье и др. В то же время в разных станицах имелись свои "промежуточные" этапы и особенности. Не случайно А. Ржевуский к своему описанию свадебных обрядов гребенцов взял в качестве эпиграфа пословицу: "Что город, то норов, что деревня, то обычай" (Ржевуский 1888: 205). Крупнейшей гребенской станицей была Червлённая, казаки которой длительное время не допускали поселения здесь православных "никониан". В ней и была собрана значительная часть этнографического материала.

Браки у казаков заключались посредством сватовства и последующих церемоний, когда брачующиеся являлись старообрядцами (ПМА 1: Круглова), и "тайным уводом", по уговору или насильственно, что чаще всего было присуще межэтническим и межконфессиональным союзам (Заседателева 1985: 20-21). О последнем свидетельствуют архивные и этнографические материалы. Так, у червлёнского казака С.М. Фролова, жившего в первой половине XIX в., жена из рода кабардинских князей Таймазовых была "добыта похищением" (насильственно или по уговору - неизвестно). Женами казаков становились и горские пленницы. Так, например, Е.О. Зимина из ст. Черв-лённой называлась тавлинкой (горянкой), так как родом была из дагестанского аула Ахульго. Такие женщины крестились уже в гребенских станицах (Ткачев 1912: 80-81, 194-197).

Согласно преданиям, казаки делали набеги за женщинами как на юг России, так и в горы. При этом возвращались не с пустыми руками, а с "пленницами, которых делали своими женами", а "иной раз и женихались полюбовно на их (горцев - Е.Б., Н.В.) девках, платя за них дорогой калым скотом, оружием и другими вещами", как сообщается в предании, записанном в 1847 г. от девяностолетнего казака ст. Червлённой (РГВИА: 38).

Исследователи неоднократно отмечали в гребенских женщинах местную "горскую складку" (Ткачев 1912: 178), писали о "породнении" казаков с горцами в прежние времена (Карпинский 1900: 73). Наши информанты также сообщали, что когда казаки прибыли на Кавказ, они в большинстве своем жен не имели и воровали их у северокавказских соседей. Это привело к тому, что у червлёнцев, например, "чисто русских и не осталось" (ПМА 2: Мишутушкин)1. Xотя гребенцы похищали невест издалека, такие союзы, по утверждению старожилов, были счастливыми и чрезвычайно прочными (ПМА 1: Смирнов; Дмитриев). Браки похищением являлись характерной чертой так называемого вольного периода истории казачества. В конце XIX - начале XX в. доминировали браки, заключавшиеся посредством сватовства. Оно открывало предсвадебный цикл и включало обряды, аналогичные восточнославянским.

Сватовство начиналось в конце октября - начал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком