научная статья по теме СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРВЫХ ЦАРЕЙ ИЗ ДОМА РОМАНОВЫХ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРВЫХ ЦАРЕЙ ИЗ ДОМА РОМАНОВЫХ»

Славяноведение, № 2

© 2013 г. Л.И. САЗОНОВА

СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРВЫХ ЦАРЕЙ ИЗ ДОМА РОМАНОВЫХ

На основании документальных свидетельств из архива Посольского приказа рассматривается придворный церемониал бракосочетания первых царей из Дома Романовых - от Михаила Федоровича до его внука Федора Алексеевича. Их свадебные церемонии изучаются в сравнительном анализе, устанавливаются изменения в обряде и появление в нем новаций, обусловленных историко-культурным контекстом, личным вкусом царя, влиянием риторики как на придворный церемониал, так и на сочинения придворно-деловой литературы.

The article considers the court wedding ceremonial of the tsars from the House of Romanov, namely from Mikhail Feodorovich to his grandson Feodor Alekseevich, as reflected in the documents from the Posol'sky Prikaz (Ambassadorial Office). Their wedding ceremonies are explored in comparative perspective; the author pays special attention to changes and innovations caused by historical and cultural context as well as personal taste of the tsar, rhetoric's influence both on the court ceremonial and court literature.

Ключевые слова: Чин, рукопись, Чиновник царской свадьбы, обрядовая символика, эстетика придворного церемониала, придворная литература, риторика.

Придворный церемониал великокняжеской, а затем царской свадьбы, опиравшийся на византийские православные традиции, включавший в свой состав давние общепринятые обычаи и обряды, те или иные компоненты народной обрядовой символики, представляет собой сложное, исторически видоизменявшееся социально-идеологическое явление, изученное по существу еще недостаточно. Интерес представляют не только описания торжественной церемонии каждой царской свадьбы, но и сравнительный их анализ, позволяющий выявить изменения в обряде и появление в нем новаций. Изучению подлежат также в достаточной мере сохранившиеся письменные источники - произведения придворной литературы и культуры (приветственные слова, стихи и музыкальные сочинения «на царский брак»), памятники деловой, официальной письменности, дающие наглядное представление о церемониальных формах жизни высшего, наиболее ритуализированного слоя феодального общества.

Основой всех придворных торжеств являлось требование особого «чина», что нашло выражение в специальном жанре придворно-деловой письменности -чиновнике, регламентировавшем церемониальную практику. Эти тексты напоминают развернутые сценарии с описанием состава участников торжественного акта и приличествующей случаю одежды, убранства интерьеров, в которых совершаются церемониальные действия, обозначено место и роль каждого участ-

Сазонова Лидия Ивановна - д-р филол. наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы РАН.

ника за царским столом или в праздничной процессии, приводятся тексты речей (см. [1. С. 146-159]).

Изготавливавшиеся в Посольском приказе рукописные свадебные чиновникй, содержащие богатый материал для изучения придворной культуры, остаются неизученными и неизданными на современном уровне. Авторство входящих в них текстов не установлено, и вопрос об этом даже не ставился, поскольку названные сочинения имеют протокольно-документальный характер и принадлежат в силу своей жанровой природы деловой, официальной письменности.

Тематика эта обширна и в пределах данной работы может быть затронута только отчасти. Обратимся к документальным свидетельствам из архива Посольского приказа, отражающим практику бракосочетания первых царей из Дома Романовых - от Михаила Федоровича до его внука Федора Алексеевича1.

После венчания на царство свадьба - важнейшее в жизни государя и страны событие, связанное с перспективой появления наследника и преемственности власти. Порядок церемонии строго регламентировался специальным царским указом, который имел форму закона, обязательного к исполнению.

Свадебная церемония первого царя из Дома Романовых детально описана в рукописном чиновнике «Книжка радости великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси, как понял за себя, Государя, Лукьянову дочь Степановича Стрешнева девицу Евдокею» [3. № 16. Л. 1]2 (первая публикация: [4. 1-е изд. Ч. 1. С. 1-39]).

Присутствующее в заглавии слово «радость» обозначает в данном контексте свадьбу3, оно встречается и в других чиновных списках, составленных на царское бракосочетание, и сопровождается определением «государская радость» (царская свадьба), подчеркивающим высокий социально-идеологический статус события государственной важности. Кроме того, в ХУП-ХУШ вв. было создано несколько копий великолепных иллюминованных рукописей, где свадьба царя Михаила Федоровича представлена «в лицах» - зрительных образах. В этих изящных рукописях альбомного формата описание торжества соотнесено с 68 миниатюрами: справа на разворотах помещены раскрашенные рисунки пером, слева - относящийся к ним текст. Два ряда - текстовой и изобразительный - дополняют и взаимоопределяют друг друга. Известно по крайней мере семь лицевых списков (шесть из них названы в статье [6. С. 23-27], седьмой см. [7. Л. 1-68], одна из рукописей опубликована факсимильно в 1810 г. [8]). В иллюминованных свадебных чиновниках в качестве словесного сопровождения к изображениям использован текст «Книжки радости». Однако он воспроизведен с некоторыми сокращениями.

29 января 1626 г. Михаил Федорович (1596-1645) советовался с родителями -отцом, патриархом Филаретом, и матерью, инокиней Марфой Ивановной (Ксения Ивановна Романова), относительно того, чтобы «сочетатися законному браку, в наследие роду его государского» [7. Л. 2об.]. Его свадьба с Евдокией Лукьянов-ной Стрешневой (1608-1645) состоялась в воскресенье 5 февраля 1626 г. Примечательно, что и последующие бракосочетания государей также происходили в воскресенье. В обряде венчания молодые обретают новый статус, «происходит их ритуальное обновление», поэтому «важное значение имеет магия начала (венчание в воскресенье, т.е. первый день недели)» [5. С. 457].

Придворным предписывались определенные обязанности, которые они должны были выполнять «на государской радости» - «бояром и околничим и столником и

1 Кроме этих источников, обобщенный рассказ о царской свадьбе XVII в. содержится в сочинении Г.К. Котошихина «О России в царствование царя Алексея Михайловича» (1667-1667) [2], на которое опирается большинство исследователей.

2 Здесь и далее тексты свадебных чинов цитируются с модернизацией орфографии.

3 У славянских народов распространены для обозначения свадьбы термины с корнем +уа$е/-: веселье, весельство, веселийце, весельюшко и т.п. (см. [5. С. 432]).

стряпчим и дворяном, которым в чинех (при обязанностях. - Л.С) быти без мест» (т.е. без соблюдения должностей в зависимости от древности и знатности рода) [7. Л. 5об.]. Утвержденный царем свадебный чин следовал устойчивой традиции (которая воспроизводилась и в дальнейшем): «Радость была по их государскому чину, как бывало у прежних великих государей» [7. Л. 11об.].

Важную роль в церемонии играли родственники царя: отец (патриарх Филарет), мать (инокиня Марфа Ивановна), дядя И.Н. Романов в роли посаженного отца, а также представители именитых родов - Волконские, Пожарские, Трубецкие, Одоевские, Долгорукие, Шереметьевы, Куракины, Бутурлины, Ромоданов-ские, Гагарины, Хованские, Урусовы, Прозоровские, Волынские и др. Дружки со стороны государя - князья Д.М. Черкасский и Д.М. Пожарский, со стороны государыни - боярин М.Б. Шеин и князь Р.П. Пожарский. Царя из его личных покоев «вел под руку» в Золотую палату тысяцкий (особый в XVII в. церемониальный чин во время царских свадебных ритуалов) князь И.Б. Черкасский, двоюродный брат и ближний боярин Михаила Федоровича. Их сопровождали бояре и князья И.Н. Одоевский, А.В. Хилков, окольничий А.М. Измайлов, думный дьяк Иван Граматин, подписавший вместе с Федором Лихачевым указ царя о подготовке к свадьбе (полный поименный список лиц, присутствовавших на свадебной церемонии царя Михаила Федоровича, см. [9. С. 7-14]).

Предмет специального внимания в Чиновнике - брачная одежда. Государь облачился «в кожух золотной аксамитной на соболях да в шубу Рускую соболью, крыта бархатом золотным, заметав полы назад за плеча. А пояс на государе был кованой золотной». Бояре, окольничие, стольники и дворяне шли «все в золоте и в черных шапках и в ожерельях стоячих» [7. Л. 12об.]. Царевну Евдокию, которая была введена в царские хоромы за три дня до свадьбы, нарядили «по государскому чину»: в платье и золотой венец «с каменьи из жемчюги» [7. Л. 15об.] (описание царской одежды на все четыре дня брачного торжества см. [10. С. 491]).

В Грановитой палате, в которой устроено чертожное место для новобрачных, -убранство «первого наряда», какое бывает при самых торжественных случаях и приемах иностранных послов. Место чертожное обито, в соответствии с пожеланиями царя, «бархатом червчатым, а на нем два зголовья (род подушки. - Л.С.) бархатных золотых в один узор, каковы государь указал, а на зголовье положено по сороку соболей. А третей сорок, которым государя и государыню свахи опахивали, держал у места дьяк [...]». Над государевым местом и по сторонам были поставлены «образы и застенки (шелковые, шитые золотом настенные пелены, на которых укрепляется икона. - Л.С.), низанные первого наряду». По лавкам постелены «полавошники» (покрытия), тоже «первого наряду» [7. Л. 14об.]. Рядом с чертожным местом - накрытый тремя белыми скатертями стол, на котором стояли «перепеча» (праздничный хлеб), соль и сыр [7. Л. 14об.].

В ряду свадебных предметов также - ритуальные караваи и свечи, играющие важную роль в создании брачной символики, связанной с пожеланием семейного благополучия и продолжения рода (о символике свадебного хлеба см. [5. С. 338]). Государева свеча весила три пуда, а царицына - два, на них надеты широкие золоченые обручи, украшенные по краю чеканкой. Караваи обшиты шелковой красной тканью, государев покрыт турецким золотистым бархатом а царицын -золотистым атласом, сверху на них нашиты по «тридевяти» (двадцать семь) серебряных монет («пенязей») [7. Л. 16об., 17об.]. Над свечами устроены фонари. Спе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком