научная статья по теме Сверхтексты русского авангарда Биология

Текст научной статьи на тему «Сверхтексты русского авангарда»

8. Филинский А.А. Критический анализ политического дискурса предвыборных кампаний 1999-2000гг.: Диссертация ... канд. филол. наук. - Тверь, 2002. - 163с.

9. Михайлова Е.В. Интертекстуальность в научном дискурсе (на материале статей): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 1999. - 18с.

10. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. - Изд. 2-е, испр. - М.: КомКнига, 2006. - 280с.

11. Гунько Ю.А. Особенности функционирования прецедентных высказываний в разговорной речи носителей русского языка: Автореф. дис... канд. филол. наук. - СПб, 2002. - 23с.

12. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М.: Academia, 2000. - 128с.

13. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991 - 2000): Монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. - 238 с.

14. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 248с.

15. Базылев В.Н. Политический дискурс в России // Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. - 2005. - № 15. - С. 5-32.

16. Гудков Д. Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. - 2003. - С.141-161.

17. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 248с.

UDC 81.119

FUNCTIONS OF PRECEDENT PHENOMENA IN POLITICAL DISCOURSE

O.A. Vorozhcova

Nizhniytagil State Socio-pedagogical Academy Krasnogvardeyskaya St., 57, Nizhniy Tagil, Sverlovsk oblast, 622013, Russia

olga19@yandex.ru

The article analyses functions of precedent phenomena in political discourse. It makes a review of the linguistic research done in this field and suggests a complete classification offunctions of precedent phenomena.

Keywords: precedent phenomena, political discourse. УДК 82.09

СВЕРХТЕКСТЫ РУССКОГО АВАНГАРДА

Мария Геннадьевна Куликова, аспирант Светлана Владимировна Плевако, аспирант, ассистент

Алтайская государственная педагогическая академия ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, 656031, Россия sveta7777777@mail. ru

Статья посвящена особенностям функционирования сверхтекстовых организаций в русском авангарде (на материале цикла стихов об Америке В. Маяковского). Специфика моделирования хронотопа в поэзии авангардистов исследуется в русле традиции изучения городских текстов, предложенной В. Н. Топоровым.

Ключевые слова: американский текст, сверхтекст, авангард, «Стихи об Америке» В. Маяковского.

Авангардное искусство богато сверхтекстами (термин Н. Е. Меднис [1]). Одно из проявлений сверхтекстового единства - «городской текст» в его различных вариантах. Мы рассмотрим функционирование американского текста (как инварианта текста городского) на материале цикла стихов об Америке В. Маяковского. Специфика моделирования хронотопа в поэзии авангардистов будет

нами проанализирован на основании традиции изучения городских текстов, которая была предложена В. Н. Топоровым [2].

Американский текст - это не просто текст, это сверхтекст, имеющий устойчивые признаки, семантическую закрепленность и определенную структуру. Феномен американского текста в стихотворном дискурсе Маяковского представляет собой совокупность культурных смыслов, определенных духовно-нравственных идеалов, этнокультурных, общественных навыков и стереотипов, исторически сложившихся представлений индивида об окружающем его мире. Обоснование американской ментальности как специфического текстуального феномена, суть которого образуется и проявляется в пространстве интеграции реального бытия и художественного вымысла. Следует отметить также, что всякий сверхтекст, американский в том числе, существует в литературе как реальность, но подлинно осознается и видится во всех своих очертаниях лишь при аналитическом его описании, то есть при более или менее успешном, более или менее полном воссоздании его в форме метатек-ста.

Наиболее проработанными в научном плане являются на данный момент сверхтексты, порожденные некими топологическими структурами - так называемые «городские тексты», к числу коих принадлежат петербургский текст русской литературы, отдельные «провинциальные тексты» (Пермский, к примеру), а также тексты Венецианский, Римский, и другие. В стадии систематизации материала предстает в данный момент американский литературный ареал, пока не описанный в своей цельности. В самые последние годы наметилась тенденция структурирования «именных», или «персональных» текстов русской литературы, к каковым относится, прежде всего, пушкинский текст. Таким образом, в литературе обнаруживаются разные типы сверхтекстов.

Американский текст, моделирующийся в поэзии В. Маяковского, является частью именного текста (мифа). Цикл состоит из 22 стихотворений, объединенных тематически и композиционно. Стихотворения представляют собой «путевые заметки» человека, путешествующего по Америке. В основе композиционного строения цикла - путь, передвижение, последовательная смена локусов. Цикл «Стихи об Америке» Маяковский начинает со стихотворений «Испания», «6 монахинь», «Атлантический океан», которые, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к Америке. Однако небольшая поэма «Христофор Коломб», связывает воедино названные стихотворения, включает их в «американский текст». Лейтмотивом цикла является открытие Америки.

Открытие (или точнее - «открывание» как процесс) занимает особое место в поэтическом мире Маяковского. Не случайно первые стихотворения об Америке, опубликованные в Нью-Йорке, были объединены названием «Открытие Америки», кроме того одновременно с циклом «Стихи об Америке» Маяковским были написаны очерки под названием «Мое открытие Америки». В поэтическом сознании Маяковского преломляется архетипическая ситуация открытия. Культурный архетип Америки фундируется категориями фантомности (неуверенности в ее существовании), иллюзорности, утопичности (Америка как мечта, «американская мечта»). Именно в связи с этим возникает мотив открытия как попытки развеять иллюзию: «Открытие Америки» происходит всякий раз, оно бесконечно. «Путешествие по Америке» - специальный литературный жанр, имеющий общее значение. <...>. Путешествие, самим своим фактом, доказывает существование страны: нельзя путешествовать по тому, чего нет. <...> Это значение «открытия Америки» повторяет то, которое имело Колумбово: доказательство существования Америки, того, что она и правда есть» [3].

В «Стихах об Америке» мотив открытия Америки реализуется на нескольких уровнях: трансформация истории Колумба (стихотворение «Христофор Коломб»), моделирование мифа о собственном открытии Америки, происходящее на протяжении всего цикла. Прототипом открытия Америки (изначально задуманный поход за богатством в Индию) является мифологическое путешествие аргонавтов за золотым руном. По определению О. Дарка, «Колхида или Индия - не просто какая-то страна, пусть далекая, а измененное состояние земли, как есть измененное состояние сознания. Это земля, где вырастает дерево с руном (приди и сними - сорви - его, вот только что еще надо для этого сделать!) и где сокровищами прямо все усыпано (нагнись и подбирай)» [3]. Инвариантом такого «измененного состояния земли» является Америка: возникновение Америки как страны Нового света связано с европейским поиском благополучия, получением блага-руна, обладанием им.

В стихотворении «Христофор Коломб» Маяковский трансформирует легенду о Колумбе. Сущность иного видения традиционной истории заложена в эпиграфе: «Христофор Колумб был Христофор Коломб - испанский еврей. Из журналов» [4, 31]. На уровне имени вскрывается неоднозначность исторического персонажа, следовательно, закладывается вариативность легенды о нем, возможность нескольких толкований. Отсылка к журналам как медиальной среде, недостоверному источнику делает невозможным разрешение вопроса об истинности одного из вариантов. Этническая перемена (испанский еврей вместо традиционного испанца) влечет за собой смену европейского колорита на библейский. Испанцы, традиционно считавшиеся первооткрывателями Америки,

суть искатели утопического идеального локуса (идеальное есть богатство, благо). Евреи же - библейский народ, заселявший святую иерусалимскую землю, в европейском мире - народ странствующий, блуждающий, лишенный земли, локуса: «Что вы за нация? // Один Сион! //Любой порту-галишка//даст тебе фору!» [4, 31].

Маяковский обыгрывает выражение «открыть Америку». В стихотворении поваляется своего рода ахронизм: до открытия Америки появляется высказывание: «Знаем мы // эти // жидовские штучки - //разные // Америки // закрывать и открывать!» [4, 36]. В русской повседневной речи выражение «открыть Америку» настойчиво: эта бытовая метафора обозначает открытие и чего-то общеизвестного, не раз открытого, и по-прежнему вызывающего удивление. Тут интересно само явление «общеизвестного», которое в каждом индивидуальном случае становится не-известным, негаданным. Общеизвестное размывается. Таким образом, задается мотив бесконечного открытия уже известного.

Историчность в данном стихотворении, линейность времени оказывается мнимой: мир произведения характеризуется мифологическим временем. Неотъемлемой частью архетипической ситуации открытия Америки является ошибка (отправляясь в Индию за золотом, Колумб попадает в Америку и открывает новую страну). Всякое «"открытие Америки" включает, как и Колумбово, момент ошибочности, заблуждения, фальсификации: мы собирались открыть что-то другое. И, подобно Колумбу, упорствуем в заблуждении. Если же отказываемся от него, то разочарование приобретает особенно болезненную форму» [3]. У Маяковского традиционное заблуждение исчезает: Коломб изначально хочет открыть другую страну, а Индия - выдумка для «спонсоров». Заблуждение Коломба носит совершенно иной метафизический характер: «Коломб! // твое пропало наследство! // В вонючих трюмах // твои потомки // с машинным адом

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком