научная статья по теме Свобода личности в системе общечеловеческих ценностей и проблемы укреп- ления гарантий ее защиты Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Свобода личности в системе общечеловеческих ценностей и проблемы укреп- ления гарантий ее защиты»

З.Д. ЕНИКЕЕВ

доктор юридических наук, профессор

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ

В СИСТЕМЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ ЕЕ ЗАЩИТЫ

Общечеловеческие ценности - феномен, привлекавший внимание мыслителей еще с древних времен. В условиях сегодняшнего дня исследование этой исключительно актуальной темы приобретает особое значение, так как «приобщиться к мировой цивилизации можно только усвоив и приняв за точку отсчета общечеловеческие ценности...»1, и место нашей страны в современном мире определяется лишь тем, насколько она способна защищать безусловные ценности цивилизации, строить правовое, демократическое, свободное, справедливое, эффективное, процветающее общество и государство. Думается, поэтому в Послании Президента России в то время В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. много внимания уделялось ценностным ориентирам и проблемам воплощения в жизнь идеалов всей человеческой цивилизации. Считая главной политико-идеологической задачей развитие России как свободного, демократического государства, он подчеркивал: «Мы довольно часто произносим эти слова, однако глубинный смысл ценностей свободы и демократии, справедливости и законности - в их практическом преломлении в нашей жизни - раскрываем достаточно редко».2

В этом контексте прежде всего укажем, что общечеловеческие ценности и проблемы их защиты - емкий, многоаспектный вопрос, изучаемый с экономической, политической, философской, социологической, психологической, юридической, нравственной и других точек зрения. В самом общем смысле они представляют собой общезначимые блага, необходимые всем людям земного шара для их нормальной жизни независимо от того, в какой стране, в какой общественной формации они обитают. Величайший философ Древней Греции Аристотель раскрывал данное понятие именно как ценности «общие для всех, признаваемые таковыми всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого согласия относительно этого» (Риторика 1, 13, 1373 Ь, 10)3.

Между тем в аксиологии нет единого подхода к определению ценностей, являющихся общечеловеческими. Авторы, исследовавшие эти проблемы, в разные эпохи таковыми называли: демократию, справедливость, жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность, право на достойное существование, плюрализм4. Они рассматрива-

1 Савицкий В.М. Прошу у суда защиты//Защита прав человека в современном мире. М. 1993. С. 24.

2 См.: Рос. газета. 2005. 26 апреля. С. 3-4.

3 Цит. по статье: Колотова Н.В. Мораль и право: анализ традиции исследования ценностных аспектов проблемы//Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновления. М. 1996. С. 22.

4 Об этом см.: Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности, философия права и позитивное право//Право и политика. 2000. № 8.

лись как традиционные. А.Н. Митин общечеловеческими считает красоту, справедливость, истину, именуя их «вечными»5. В представлении О.В. Мартышина «к вечным ценностям можно отнести, пожалуй, только справедливость (и близкую к ней добродетель), общее благо (благополучие как его вариант) и очень тесно связанные порядок и безо-пасность»6. Свободу он считает не вечной ценностью7. Однако такое понимание свободы противоречит международно-правовому положению о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» и что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (ст. 1, 2 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.).8 К тому же в Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993 года на Всемирной конференции по правам человека, сказано: «Права человека и основные свободы являются правами, данными каждому человеку с рождения» и «универсальность этих прав и свобод носит бесспорный характер» (п. 1).9 Данные положения подтверждают, что свобода личности как ценность является вечной, существует до тех пор, пока существует человечество.

Ценностей в мире - колоссальное множество, все то, что вписывается в понятие «ценность». А в литературе по философии, этике и социологии суть ценностей интерпретируется как благо, истина, добро, прекрасное, достойное, пригодное, праведное, должное, значимое, как предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса или определенной личности в качестве средства законного удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала10. В семантике одно из смысловых значений ценности - это также достоинство, важность, нужность,

5 См.: Митин А.Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург. 2001. С. 71.

6 Мартышин О.В. Проблемы ценностей в теории государства и права// Гос. и право. 2004. № 10. С. 7.

7 Мартышин О.В. Указ. соч. С. 9.

8 Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Норма. 2002. С. 38-39.

9 Там же. С. 78.

10 Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л. 1968. С. 11-16; Нарский И.С. Ценность и полезность//Философские науки. 1969.

№3. С. 61-67; Философский словарь. М.: Политиздат. 1991. С. 512; Словарь по этике. М. 1975. С. 341-342; Краткий словарь по соци-

ологии. М. 1988. С. 442-443; Супрун В.И. Ценности и социальная

динамика//Наука и ценности. Новосибирск. 1987. С. 162; Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян//Социологические иссле-

дования. 1996. № 5. С.5; Рабочая книга социолога. М. 1983. С. 15;

Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра. 2000. С. 507; Политико-правовые ценности: история и современность. Под ред. В.С. Нерсенянца. М.2000. С. 5-6, 132-136 и др.

значение11. Одним словом, ценно все то, что объективно необходимо и значимо для прогресса в соответствующей сфере человеческой жизни. Ценность существует как способность и функция объекта удовлетворять потребности и служить интересам субъекта12.

В науке в иерархии ценностей выделяются высшие (ключевые, базовые) ценности, в качестве которых выступают жизнь и безопасность личности, социально-политические, правовые и нравственные принципы, общечеловеческие факторы, мировоззренческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения, среда обитания человека, материальное благополучие, богатство духовной жизни и другие глобальные условия человеческой жизнедеятельности и социального процесса на пути к цивилизации13.

От всех ценностей общечеловеческие отличаются тем, что они универсальны, всеобще значимы, практически необходимы и полезны для всего человечества, имеют характер принципов, сформулированных на уровне высокой степени обобщения, являются основными решающими факторами общественного прогресса и мировой цивилизации. Поэтому считаются высокими стандартами жизни всех людей земного шара. Без них человечество не может существовать. К таким ценностям, вне всякого сомнения, относится свобода личности, имеющая статус всеобщего принципа человеческого жизнеустройства.

В самом общем смысле свобода личности представляет собой внутреннее состояние человека, его вольность, раскованность, независимость, суверенность, способность располагать собой, распоряжаться своей судьбой, самостоятельно определять свои поступки, действовать по своему усмотрению на основании собственного решения, собственного выбора своей линии поведения среди реальных возможностей. Имеется в виду разумный выбор или, по словам Ф. Энгельса, способность «принимать решения со знанием дела»14. Свобода есть возможность делать все то, что не наносит вреда обществу, гражданам. Она направлена на удовлетворение людьми своих интересов, потребностей, желаний и стремлений материального, политического, социального, духовного, культурного и иного характера, разумеется, в рамках дозволенного, не запрещенного законом и не противоречащего нормам морали. По словам французского философа, теоретика политических и социальных проблем Монтескье, «свобода есть право делать все, что дозволено законами»15. Так раскрывается суть свободы и во Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года (ст. 1, 4, 5), в которой свобода признана одним из естес-

12

См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник. 1997. С. 873.

Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М. 1969. С. 220.

См.: Краткий политический словарь. М. 1989. С. 382; Введение d философию. Часть 2. М. 1990. С. 608-609; Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарика. 1998. С. 336; Митин А.Н. Указ. соч. С. 48-60, 69-80; Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма. 2001. С. 440-486.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20.С.116.

Монтескье Ш. О духе законов. Избранные произведения. М. Госполитиздат. 1955. С. 289.

твенных, неотъемлемых, драгоценнейших и священных прав человека (преамбула, ст. 2, 11)16.

Ценностный подход к свободной человеческой личности прямо выражен в Уставе ООН от 26 июня 1945 года, преамбуле Всеобщей декларации прав челове-ка17. Записанные в этих актах положения получили закрепление и дальнейшее развитие в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г., Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенции Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 года и во многих других международных документах18. Содержание указанных документов свидетельствует, что главной их целью является достижение каждым человеком максимума свободы и достоинства и содействие расцвету физических, умственных и духовных способностей человека и его социальному благосостоянию. Соответственно в числе основных свобод упомянутые акты и другие международные документы универсального и регионального характера закрепили личную (индивидуальную) свободу, свободу от насилия, страха и нужды, свободу слова, мысли, совести, религии и убеждений, свободу общения и выражения своего мнения, свободу передвижения и местожительства, свободу труда и выбора профессии, свободу пользования родным языком, свободу ассоциаций и мирных собраний, экономическую свободу, свободу развития сво

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком