научная статья по теме СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА НАРОДОВ СЕВЕРА: ЗАЩИТА ПО ЗАКОНУ И ПО ОБЫЧАЮ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА НАРОДОВ СЕВЕРА: ЗАЩИТА ПО ЗАКОНУ И ПО ОБЫЧАЮ»

© ЭО, 2004 г., № 6

O.A. М урашко

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА НАРОДОВ СЕВЕРА: ЗАЩИТА ПО ЗАКОНУ И ПО ОБЫЧАЮ

Проблема отношения к священным местам коренных народов Севера в России имеет давнюю историю. Разрушение "капищ языческих идолов" и обращение этих народов в православную веру стало одной из составных частей русификаторской колониальной политики Российской империи в отношении народов Севера и Сибири. Но одновременно, уже с начала XVII в., в России принимались отдельные законодательные акты, предписывающие "промышленным людям" "шайтанов не грабить, а могил у мертвых остяков не раскапывать"1. В советский период господства официального атеизма проблема защиты священных мест замалчивалась. Законодательство охраняло только "памятники истории, культуры и архитектуры". Для того, чтобы попасть под защиту закона, памятник должен был быть описан, занесен на карту и зарегистрирован в специальном кадастре. Лишь единичные священные места, совпадавшие с местом расположения памятников природы или археологии, оказались, таким образом, под охраной.

Вновь к проблеме охраны священных мест коренных народов на законодательном уровне вернулись в последние десятилетия. В связи с расширением промышленного освоения территорий традиционного расселения коренных народов Севера, в северных регионах предпринимались и предпринимаются попытки создать специальное законодательство, но ни один законопроект на эту тему пока не принят. В новый Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят 14 июня 2002 г.) священные места коренных малочисленных народов Севера в качестве отдельной категории памятников, подлежащих охране, так и не были включены.

Рассмотрим проблему охраны и защиты священных мест с точки зрения самих коренных народов и тех правовых норм, которые имеются в международных и национальных правовых актах.

Охрана священных мест в контексте движения за сохранение биологического разнообразия. В статье 8(j) Конвенции о биологическом разнообразии (далее КБР), принятой в 1992 г. на Международном форуме по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро, сказано, что государства-участники "в соответствии со своими национальными законодательствами обеспечивают уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, способствуют их более широкому применению с одобрения и при участии носителей таких знаний, нововведений и практики, а также поощряют совместное пользование на справедливой основе выгодами, вытекающими из применения таких знаний, нововведений и практики"2. Одним из результатов развития положений этой статьи стало признание традиционных знаний и практик коренных народов, связанных с почитанием священных мест, как фактора защиты биоразнообразия. Таким образом, авторы КБР впервые в международном праве отметили значение священных мест коренных народов для сохранения биоразнообразия и подчеркнули необходимость их защиты.

В 2004 г. на Седьмом совещании Конференции сторон КБР были одобрены разработанные Рабочей группой по осуществлению статьи 8(j) "Добровольные руководящие принципы проведения оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемой реализации проектов в местах расположения святынь, а также на землях и в акваториях, занимаемых или используемых коренными и местными общинами", в которых определены принципиальные и процедурные вопросы

оценки таких последствий. В частности, в главе IV, пункт 23 этого документа говорится:

"Принимая во внимание уникальные отношения между коренными и местными общинами и окружающей средой, Руководящие принципы допускают возможность объединения оценок культурных, экологических и социальных последствий в единый процесс... При определении диапазона оценки культурных последствий необходимо учитывать следующее: ... ф возможные последствия на места расположения святынь и связанные с ними ритуалы и обряды; е) уважение потребности в уединении для целей, связанных с культурой".

Далее в пунктах 32 и 33 того же документа указывается:

"32. В случае необходимости оценивать потенциальные последствия предлагаемой реализации проекта на место расположения святынь процесс оценки должен также предусматривать альтернативное место реализации проекта, выбор которого осуществляется на основе консультаций с хранителями объектов и с заинтересованной общиной в целом. Если место расположения святыни будет затронуто в результате реализации проекта и в случаях отсутствия законов, охраняющих такие участки, заинтересованные коренные и местные общины могут разработать для данного объекта процедуры с учетом предлагаемой реализации проекта.

33. Лица, выдвигающие предложения по реализации проектов, и работники, связанные с такими проектами, должны уважать культурные чувства коренных и местных общин и необходимость в уединении, особенно для проведения важных ритуалов и обрядов, например, похоронных обрядов или инициации, и вести себя таким образом, чтобы их действия не нарушали распорядка и других видов деятельности таких общин"3.

Международные принципы и нормы в отношении охраны священных мест коренных народов развивались на основе изучения предшествующего опыта, накопленного в разных странах. Следует отметить, что оценка различных подходов к проблеме охраны священных мест в зарубежных исследованиях неоднозначна. В некоторых регионах были предприняты попытки документации священных мест4, которые исследователями оценивались различно. Одни авторы считают удачным опыт Новой Зеландии, где вместо картирования священных мест создан институт "хранителей молчаливых списков", к которым должны обращаться власти, прежде чем одобрить начало работ5, другие критикуют любые стратегии формальной охраны за то, что они неизбежно разрушают, вместо того, чтобы защищать священные места коренных народов. Эти авторы считают, что защита священных мест должна включать поддержку усилий коренных общин сберегать отношения духовности6. Отмечая сложности решения проблемы защиты священных мест, авторы указывают на противоречие между иудео-христианской традицией, требующей кодификации священных мест для подтверждения их подлинности, и отношением традиционных обществ, которые хранят в тайне местоположение священных мест7. Общий вывод большинства исследователей проблемы: западные юридические механизмы плохо приспособлены к работе с традиционными знаниями и практиками коренных народов в области использования и защиты священных мест.

Тем не менее, исследования продолжаются, а ученые и юристы продолжают работу над международными принципами интеграции задач сохранения биоразнообразия на территориях традиционного расселения коренных народов, с одной стороны, и сохранения их культуры и традиционных знаний и практик в отношении охраны священных мест - с другой.

Тема священных мест в контексте российской политики. Некоторые международные принципы и нормы в той или иной мере отражены в федеральном законодательстве Российской Федерации8. Хотя понятие "священные места" коренных народов в этом законодательстве отсутствует, для определения статуса священных мест на практике используются понятия "природные и историко-культурные комплексы и объекты", "достопримечательные места", к которым относятся "места соверше-

ния религиозных обрядов" и другие. Эти объекты начинают вносить в государственные реестры, они охраняются государственными органами власти, для чего вокруг таких объектов создаются охранные зоны.

Но эти же нормы могут быть использованы и для фактического отчуждения священных мест от коренных народов, связывающих их почитание и использование с определенными церемониями. Например, если священное место оказалось на территории заповедника, то проникновение к нему и тем более разведение церемониального костра становится затруднительным или вовсе невозможным. Известны случаи изъятия святынь в ходе их изучения. Так, почитаемый всеми ненцами Семиликий идол из государственного заповедника на о. Вайгач был в 1997 г. вывезен в Москву для реставрации в НИИ природного и культурного наследия9 и до сих пор не возвращен. Сами ненцы связывают с этим событием несчастья, случившиеся с ними после 1997 г.

Наиболее адекватные условия защиты священных мест и связанной с ними традиционной практики коренных народов созданы в действующем российском Федеральном законе "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (принят 4 апреля 2001 г.). Для защиты священных мест важны следующие нормы этого закона:

"Для целей настоящего Федерального закона правовое регулирование указанных отношений может осуществляться обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации" (ст. 2 Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования).

"Размеры территорий традиционного природопользования определяются с учетом следующих условий: .сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам; сохранения целостности объектов историко-культурного наследия" (ст. 9).

На территориях традиционного природопользования выделяются: "объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность" (ст. 10).

Отмечается, что "охрана окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования обеспечивается органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов" (ст. 15) и что "объекты историко-культурного наследия в пределах границ территорий тради

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком