научная статья по теме СВЯТИЛИЩЕ ШИЛДА, КУЛЬТОВЫЙ ПАМЯТНИК ИЗ КАХЕТИИ (ГРУЗИЯ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СВЯТИЛИЩЕ ШИЛДА, КУЛЬТОВЫЙ ПАМЯТНИК ИЗ КАХЕТИИ (ГРУЗИЯ)»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2004, № 4, с. 38-51

СВЯТИЛИЩЕ ШИЛДА, КУЛЬТОВЫЙ ПАМЯТНИК ИЗ КАХЕТИИ

(ГРУЗИЯ)

© 2004 г. В. Г. Майсурадзе, Г. В. Инанишвили

Центр археологических исследований им. акад. О. Д. Лордкипанидзе Академии наук Грузии, Тбилиси

На территории Центрального Закавказья открыто и изучено множество культовых памятников. К их числу относятся раскопанные в Восточной Грузии (регион Кахетии) святилища - Мели-геле I, II, святилища сс. Мелаани и Арашенда (Пицхелаури, 1973. С. 112-121; 1979. С. 50-53), культовые памятники Шида (внутренней) и Квемо (нижней) Картли: Нацаргора, Ховлегора, Катна-лихеви (Гобеджишвили, 1951. С. 239, 240; Хаху-тайшвили, 1964. С. 92). Среди памятников культового назначения обилием и разнообразием инвентаря отличается святилище Шилда1.

Святилище Шилда (Пицхелаури и др., 1980. С. 35; Майсурадзе, Панцхава, 1984. Табл. 1; Майсурадзе, 1993. С. 12-14) расположено в Кварель-ском р-не, на территории с. Шилда, в Алазанской долине, вблизи городища Нелкари (рис. 1).

Поскольку территория святилища использовалась под сельскохозяйственные угодья, часть памятника была повреждена. В 1976 г. при обработке земли был собран подъемный материал: имитации бронзовых кинжалов, украшения, керамическая посуда.

В том же году, на территории святилища были проведены разведывательные работы, в ходе которых обнаружен дополнительный материал: бронзовые топоры центральнозакавказского типа, наконечники копий, серпы, браслеты, сердоликовые бусы различной формы, зооморфные и антропоморфные скульптурки.

В 1978 г. на территории святилища начались широкомасштабные археологические работы, раскопана площадь 35 х 32 м, на глубине 0.50-0.70 м зафиксирована круглая каменная насыпь, определено местоположение святилища. Основная часть археологического материала найдена внутри кругообразной каменной насыпи (рис. 2).

Молельня возведена сухой каменной кладкой, в северо-восточной части строения выявлены две параллельные каменные кладки, пересекающие круговую насыпь (длина - 3, 4 м). Расстояние между ними 4 м, и созданный коридор является частью входа в молельню. В глубине входа найдены два больших глиняных сосуда, наполненных тонким слоем пепла, видимо, ритуального назначения, укра-

1 Материал добытый на святилище Шилда хранится в отделе археологии Государственного музея Грузии им. акад. С.Н. Джанашиа, в "Фонде малых экспедиций I" (коллекция < 19-982).

шенных двумя рельефными линиями. Внешняя и внутренняя периферийные части стены молельни возведены камнями большого размера, пространство между ними заполнено массой мелких камней. Длина сохранившейся части стен достигает 2 м, ширина - 1.5 м.

Внутри круглого строения, в его юго-западной части, выявлены три ритуальные ямы.

Яма № 1 (рис. 2, 1) заполнена глиняной посудой, ведущей формой которой являются сосуды для питья типа "мелигелури" (горшок, банка и др.). Керамика обожжена в черный и пепельный цвет. Вместе с ней в яме оказались наконечники копий и их имитации.

Яма № 2 (рис. 2, 2). Найдены фрагменты больших глиняных сосудов и сосуды для питья. Здесь же находились имитации мечей, изготовленные из листовидной бронзы.

Яма № 3 (рис. 2, 3) содержит сравнительно малочисленный инвентарь, представленный различной керамикой.

Внутри круглого строения (квадрат Е5), в его центральной части, найден глиняный сосуд большого размера (рис. 2, 4) коричневого обжига, изготовленный из глины с примесью песка, украшенный двумя рельефными линиями. В сосуде оказались бронзовые предметы: наконечники копий (72), кинжалы с трехгранным лезвием и разветвленными стержнями (2), топоры центрально-закавказского типа (2), умбоны (2), наконечники копий трех типов: с закрытой втулкой и двумя рельефными поясками на ней; с гладкой втулкой с двумя заклепками для древка, с раскрытой, гладкой втулкой. Для умбонов (сердцевина щита) характерны поверхностные рельефные полосы и спиральный орнамент.

Внутри святилища, в юго-восточной части, вблизи ритуальных ям найден глиняный сосуд черного обжига (рис. 2, 5), в котором помещался бронзовый инвентарь различного назначения: составной пояс; центральнозакавказские топоры; подвески с изображением животного и птицы; пуговицы, украшенные линиями и точечным орнаментом; сердоликовые, стеклянные, пастовые и металлические бусы.

Внутри центральной части святилища прослежены два круга, огражденные булыжными камнями. Диаметр кругов по линии восток-запад 14 м, юг-север - 12 м, ширина каменной кладки дости-

Рис. 1. Карта расположения культовых памятников на территории Кахетии: 1 - Шилда; 2 - Мели-Геле I, II; 3 - Мелаани; 4 - Арашенда.

гает 0.6 м. Утраченная южная часть круга проходила у северного края ямы № 1. Круг также разобран и в восточной части. На глубине сохранившейся части фундамента найден различный инвентарь: топоры, копья и небольшого размера сосуд.

Весь облик памятника и добытый материал позволяют предположить, что в святилище Шилда, как и на других памятниках этого типа - Мел-ли-геле I и Катланисхеви - обрядовые ритуалы в основном были связаны с божеством плодородия (Пицхелаури, 1973. С. 114), о чем свидетельствует

большая часть обнаруженного здесь инвентаря и его расположение на памятнике.

Главное божество святилища Шилда, должно быть, одновременно являлось и божеством охоты (Куфтин, 1941. С. 89-92). Подтверждением этому служат находки на памятнике изображений диких животных, особенно бронзовые скульптурки оленей. Обилие металлического материала, бронзовые слитки, существование полуфабрикатов боевого оружия и украшений позволяют предположить участие мастеров-металлургов в ритуалах, совершавшихся в святилище.

0 123456789 10

Рис. 2. План святилища Шилда. 1-3 - ритуальные ямы; 4, 5 - сосуды.

По поводу молельни Шилда высказано и иное соображение (Чилашвили, 2000. С. 17-21). Предметом основного культа в святилище являются небесные тела, и соответственно форма памятника отображает солнечный диск. Архитектура же (посаженные друг в друга два круглых строения) претендует на инкарнационное изображение солнца и луны: оно связано с небесными телами - главное божество - солнце. В целом же представлена как бы триада небесных светил - солнце, луна и венера (Чилашвили, 2000. С. 19).

Примечательно, что керамическая посуда с бронзовым инвентарем, выявленная внутри круговой стены, имеет много общего с материалами, найденными на других культовых памятниках Закавказья. Интересно, что в чуть более поздний период часть кладов, найденных на территории Колхиды, также помещалась в глиняной посуде (Лордкипанидзе, 2001. С. 183, 184; Мамуладзе, 2002. С. 15) и являлась частью религиозно-культовой жизни оставившего их общества. Вместе с этим известные культовые строения Закавказья эпохи поздней бронзы - широкого освоения железа всегда связаны с поселением (отделенные от жилого помещения или в нем же): Нацаргора (Гобеджишвили, 1951. С. 254-257), Катналихеви (Хахутайшвили, 1964. С. 20-43), Кармир-Блур (Мартиросян, 1961. С. 72-74), Казах (Нариманов,

1960). В регионе Кахетии, на территории бассейна Иори-Алазани со второй половины II тыс. до н.э. помимо локальных жертвенников при всех святилищах дополнительно функционируют отдельные от поселения общие культовые памятники: Мели-Геле, Мелаани, Шилда и т.д.

На святилище Шилда найдено 3457 предметов различного назначения. Среди них преобладают: металлические формы и их имитации, бронзовые антропоморфные и зооморфные фигурки; керамика и т.д. (Майсурадзе, Панцхава, 1984). Особого внимания заслуживает бронзовое оружие (наконечник копья, топор, наконечник стрелы, кинжалы) и украшения, которые вместе с миниатюрными фигурками, являясь основными пожертвованиями, отличаются сложной технологической схемой изготовления, своеобразными формами и стилем.

Наконечники копий характеризуются различными признаками и формами: цельной втулкой с двумя рельефными поясками (рис. 3, 7, 8; 4, 1), цельной втулкой с двумя заклепками для древка (рис. 3, 5, 6; 4, 3-5), с раскрытой гладкой втулкой (рис. 4, 2, 6-8). Тип наконечника с двумя рельефными поясками характерен для Кахетского региона. Они найдены на могильниках Олиебистке (Нуцубидзе, 1981. Табл. XII 6, XII, 13, XIV, 31, XVI, 47, XIX, 62), Сатвались цкали и Гру-тке (Пицхелаури, 1959. Табл. XLI, 6, Ы, 17). На территории Кахетии

аналогичные наконечники копий известны из могильника Кистаури - погребения № 13 и 14 (Пицхе-лаури, 1969. С. 98. Табл. IV) и Кедели - погребение № 1 (Пицхелаури и др., 1980. Табл. XXIX), которые датируются концом П-началом I тыс. до н.э. (Пицхелаури, 1969. С. 100). Наконечники, украшенные двумя рельефными поясками, найдены также вне Кахетского региона - в погребениях № 80, 228, 243 Самтаврского могильника, датируемых XIII в. до н.э. (Каландаде, 1980. С. 38, 95). Оружие этого типа обнаружено на Каспском могильнике. Период его функционирования определяется XIII-XII вв. до н.э. (Барамидзе, 1965. С. 50, 60). Этим же временем датируются наконечники копий, найденные на могильнике Трелигореби (Абра-мишвили, 1979. С. 86). Находки подобных наконечников известны на территории Армении. В могильнике Ноем Бериян, соответствующий комплекс датируется XII-X вв. до н.э. (Есаян, 1976. С. 107, 108).

Таким образом, наконечники копий с сомкнутой втулкой и двумя рельефными поясками широко распространены в Центральном Закавказье в XIII-XII вв. до н.э. Оружие подобной формы в более позднее время встречается редко. Можно сказать, что копья этого типа характерны для культурного круга Иори-Алазанского бассейна и бытование их можно ограничить XIII-XII вв. до н.э. (Пицхелаури, 1973. С. 115, 116).

Вторая разновидность наконечников копий, найденных на святилище - гладковтульчатые. Судя по самтаврским материалам, они появляются уже в период бытования копий с рельефным пояском на втулке (XII-XI вв. до н.э.) и широко распространяются в дальнейшем в К-^П вв. до н.э. Аналоги копьям с гладкой втулкой известны из Армении. Это погребальные комплексы II группы Артикско-го могильника, датируемые XII-XI вв. до н.э. (Хача-трян, 1975. С. 204). Соответственно наконечники с рельефными поясками более ранние, чем гладко-втулчатые. Период

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком