научная статья по теме СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ В СВЕТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: К ВЫХОДУ В СВЕТ «COLLECTANEA BORISOGLEBICA» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ В СВЕТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: К ВЫХОДУ В СВЕТ «COLLECTANEA BORISOGLEBICA»»

УДК 94(47).025:930(44)"2009"

А.С. Щавелев

СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ В СВЕТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: К ВЫХОДУ В СВЕТ «COLLECTANEA BORISOGLEBICA»1

Статья представляет собой критический обзор первого выпуска новой серии, в которой планируется публикация исследований о жизни, обстоятельствах убийства и посмертного почитания святых князей Бориса и Глеба, - «БорисоГлебский сборник». Инициатором издания стал французский историк Константин Цукерман. Первый выпуск «Борисо-Глебского сборника» включает в себя исследования археологов, искусствоведов, филологов, палеографов и историков, выполненные на самом высоком научном уровне. В тематическом сборнике составителю удалось показать почти весь спектр современных подходов к изучению раннесредневековой Руси.

Ключевые слова: Древняя Русь, святые князья Борис и Глеб, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, культ святого правителя, усобица сыновей Владимира Святого.

Ночью черниговской с гор араратских, шерсткой ушей доставая до неба, чад упасая от милостынь братских, скачут лошадки Бориса и Глеба... Киев поникнет, расплещется Волга, глянет Царьград обреченно и слепо, как от кровавых очей Святополка скачут лошадки Бориса и Глеба.

Борис Чичибабин

Война сыновей князя Владимира Святославича - один из самых захватывающих сюжетов древнерусской истории. Причем, что редкость, это именно исторический сюжет. Ранняя русская история богата загадками и исследовательскими проблемами, а вот эпизодов, которые могут быть рассмотрены с точки зрения реконструкции исторической фабулы, в ней заметно меньше, чем в средневековой Европе и Византии. Смерть же Бориса и Глеба настолько разнообразно представлена в источниках, что откры-

1 Борисо-Глебский сборник: Collectanea Borisoglebica / Под ред. К. Цукермана. Париж, 2009. Вып. 1. 364 с.

вается замечательный простор для различных интерпретаций и комбинаторики гипотез. Поэтому вряд ли случайно, что обновление исследовательских подходов к раннему русскому Средневековью началось именно с источников о Борисе и Глебе.

Были переизданы классические труды С.А. Бугославского2. «Санкт-Петербургское общество византино-славянских исследований» публикует подборку материалов о Борисо-Глебском цикле памятников в электронном виде3. На примере Борисо-Глебского цикла Б.А. Успенским ставится вопрос о специфике восприятия истории в Древней Руси4. Стоит отметить главу о международном аспекте борьбы князей Владимировичей за Киев в монографии А.В. Назаренко5.

На выход монографии И.Н. Милютенко6 о святых князьях отозвались критическими рецензиями сразу четыре исследователя - Ю.А. Артамонов, С.М. Михеев, А.Е. Мусин, Н.В. Пак7. В запале частично справедливой, а частично надуманной кри-тики8 никто из рецензентов так и не оценил этот исключительный для сообщества медиевистов резонанс. В будущем было бы интересно составить сборник, в котором историки и филологи представят свои разнящиеся в деталях, а иногда и в общих чертах, восстановления хода событий и хронологии знаменитой усобицы.

Эстафету реконструкции истории знаменитого политического убийства на основе текстологии древнерусских источников и

2 Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. М., 2007. Т. 2: Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе / Сост. Ю.А. Артамонов; Он же. Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе: Историко-литературное исследование / Изд. подгот. Н.В. Пак. СПб., 2005. (Subsidia Byzantinorossica; 3).

3 http://byzantinorossica.org.ru/boris-gleb.html

4 Успенский Б.А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.

5 Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII веков. М., 2001. С. 451-504.

6 Милютенко Н.И. Святые князья-мученики Борис и Глеб: Исслед. и подгот. текстов. СПб., 2006.

7 Мусин А.Е. [Рец.] // Ruthenica. Ктв, 2006. Т. 5. С. 268-281; Михеев С.М. [Рец.] // Scrinium: Revue de patrologie, d'hagiographie critique et d'histoire ecclésiastique. СПб., 2006. Т. 2. С. 446-456; Пак Н.В. [Рец.] // Ruthenica. Ктв, 2007. Т. 6. С. 397-444; Артамонов Ю.А. [Рец.] // Вестник церковной истории. М., 2008. № 3 (11). С. 236-255.

8 Милютенко Н.И. Рецензия или фантазия на заданную тему? // Очерки феодальной России. М.; СПб., 2007. Вып. 11. С. 513-524.

сравнения древнерусских известий с данными иностранных текстов (прежде всего, скандинавских саг) принял С.М. Михеев9.

Этот обзор можно еще расширять и расширять за счет самых разных как по качеству, так и по масштабу изучаемых проблем исторических, филологических, искусствоведческих и литературоведческих исследований. Поэтому появление специальной серии «Борисоглебика» закономерно и в высшей степени необходимо.

В предисловии редактор и составитель сборника Константин Цукерман несколько сужает тематический охват своей «коллекции» материалов - только «освещающих становление и развитие культа (курсив мой. - А.Щ.) св. Бориса и Глеба» (С. 7), но это вполне оправдано: воссоздание событийного ряда - задача скорее для отдельных авторских статей и книг. Кроме того, реконструкция исторической реальности (согласно знаменитому афоризму Леопольда фон Ранке: «wie es eigentlich gewesen») - гораздо более трудоемкое, а главное, вызывающее ожесточенные споры предприятие. Первым рецензентом Борисо-Глебского сборника стал на правах его первого читателя сам редактор-составитель. Ряд остроумных соображений и дополнений к выводам статей высказан сразу в предисловии «От редактора». В частности, бросается в глаза смелая, почти еретическая догадка, что детали поздних духовных стихов о Борисе и Глебе XVII-XIX вв. (наименование Святополка «черниговским князем») восходят к традиции певцов рубежа XI-XII вв. (С. 11). Предисловие завершает поучительная зарисовка о специфике выделения государственных научных грантов в России (С. 14).

Статья В.Н. Зоценко представляет подробную археологическую картину эволюции города Вышгорода. Изначально в Х в. Вышгород - часть оборонительной инфраструктуры Киева, вокруг которого создавалась сеть опорных крепостей на расстоянии дневного перехода пешей дружины (20 км). Заметно отсутствие находок, связанных с торговлей до XI в., что подтверждает сугубо военно-оборонительный («дружинный лагерь») функционал Вышгорода в X в. Классических для Х в. признаков торговли -дирхемов, бочонковидных гирек, бус-лимонок, деталей весов -пока не найдено. Жаль, что исследователь в этой статье не задался вопросом, есть ли еще в могильниках около Вышгорода

9 Михеев С.М. «Святополкъ с®де в Киев® по отци»: усобица 1015-1019 годов в древнерусских и скандинавских источниках. М., 2009. (Славяно-германские исследования; 4).

11. Средние века. Вып. 72 (3 - 4)

камерные погребения - яркий маркер дружинной элиты ранне-средневековых европейских государств.

Среди самых интересных археологических объектов и артефактов Вышгорода отмечу материалы богатого женского погребения X в. со скандинавскими женскими украшениями. Пользуясь случаем, исправляю небольшую неточность: в описании одного артефакта - «височное кольцо» с напускной бусиной, на самом деле - это подвеска к ожерелью (С. 27). Есть яркий скандинавский импорт - стеатитовый сосуд. Находки предметов из стеатита есть исключительно на памятниках, где зафиксирована «концентрация» выходцев из Скандинавии: Старая Ладога, Рюриково городище, Гнёздово. Недаром, кстати, Вышгород X в. представлен в «Повести временных лет» как город скандинавки из Пскова княгини Ольги.

В Х1-Х11 вв. археологические материалы Вышгорода, как наглядно показал исследователь, представляют нам картину обычного древнерусского города. Однако близость к «столичному» Киеву (и роль в Борисо-Глебском культе) явно влияла на его ускоренное развитие. Виден особый интерес к Вышгороду князей Рюриковичей, чьи печати в относительном изобилии представлены среди индивидуальных находок. Стоит особо отметить и находку пряслица с кириллическим граффити на стратиграфическом уровне первой половины XI в., совпадающую по времени с образцами ранней кириллической письменности в Новгороде.

Статья Э.С. Смирновой - фундаментальный пролог к «обширному иконографическому своду» изображений Бориса и Глеба (С. 59). В статье сделан подробнейший иконографический, исто-рико-семиотический и культурологический (в самом почтенном смысле этого слова) анализ ранних изображений Бориса и Глеба. Исследовательницей сделаны очень тонкие наблюдения о способах показа на иконах разницы в возрасте и соответствующих различиях поведенческих реакций старшего и младшего братьев (С. 69-71).

Особое внимание привлекает вывод статьи о «национальном колорите» одежд князей, отражающих реалии как минимум второй половины Х1-Х11 в. А вот догадка о скандинавских чертах в их одежде (С. 65), как и предположение о том, что изображения доносят до нас костюм времени жизни убитых братьев-князей, т.е. первой половины XI в., нуждается, конечно, в дополнительных доказательствах.

Добавлю еще лишь несколько своих сомнений и предположений, возникших по ходу чтения статьи. Возможно, длинные волосы младшего «безусого и безбородого» Глеба - как раз искомая «германская», в данном случае, скандинавская черта его облика. Стоит вспомнить свободных «длинноволосых мальчиков» из «Lex Salica». Широкие браслеты на изображениях князей скорее стоило назвать «наручами», а не «поручами». Ведь «наручами» называется часть доспеха, а «поручами» - часть облачения священника (С. 65). Нерешенной остается проблема объяснения семиотического смысла храмов, которые святые князья на ряде изображений держат в руках. Из всех предложенных решений пока невозможно выбрать вполне убедительное.

Э.С. Смирнова акцентирует внимание на «роли визуального образа в древнерусской культуре», «повышенном внимании к образу» как «характерной части русской культуры», разнообразии иконографии первых святых (С. 114-115). Исследовательница логично пытается нащупать духовные предпосылки, ментальную подоснову этих особенностей восточно-христианского мира в целом, и Древней Руси как его органической, но своеобразной части. В свое время большинство исследователе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком