научная статья по теме СВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ПОЛУШАРНОЙ СЕЛЕКЦИИ ИНФОРМАЦИИ В МОДИФИЦИРОВАННОЙ ЗАДАЧЕ СТРУПА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Биология

Текст научной статьи на тему «СВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ПОЛУШАРНОЙ СЕЛЕКЦИИ ИНФОРМАЦИИ В МОДИФИЦИРОВАННОЙ ЗАДАЧЕ СТРУПА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2007, том 57, № 4, с. 437-443

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ (ПСИХИЧЕСКОЙ) ^^^^^^ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

УДК 612.821

СВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ПОЛУШАРНОЙ СЕЛЕКЦИИ ИНФОРМАЦИИ В МОДИФИЦИРОВАННОЙ ЗАДАЧЕ СТРУПА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2007 г. Н. В. Вольф, О. М. Разумникова, М. А. Онищенко

Государственное учреждение Научно-исследовательский институт физиологии СО РАМН,

Новосибирск, e-mail: N.V.Volf@iph.ma.nsc.ru

Поступила в редакцию 18.12.2006 г. Принята в печать 12.03.2007 г.

В настоящей работе проведено изучение взаимосвязи творческих способностей и показателей селективного внимания, определяемых при латерализованном предъявлении серийной версии задачи Струпа в двух вариантах: с объединением и пространственным разнесением словесного и цветового стимулов. 69 испытуемых обоего пола были разделены на высоко- и низкокреативных по среднему значению показателей оригинальности в образном субтесте Торренса. Обнаружено, что особенности полушарной организации селективного внимания, определяемые по разнице времени реакции на цвет при предъявлении неконгруэнтных и конгруэнтных стимулов в правом или левом полуполе зрения, по-разному связаны с творческими способностями мужчин и женщин. Высоким показателям креативности у мужчин соответствует ослабление селективных процессов в правом полушарии с инверсией межполушарной асимметрии по сравнению с низкокреативными мужчинами. Высоко- и низкокреативные женщины не различаются по этим показателям. Независимо от пола лица с более высокими индексами креативности демонстрируют изменение полушарной асимметрии показателей селективного внимания при переходе от пространственно объединенного к разнесенному предъявлению словесной и цветовой составляющих стимула, что свидетельствует о гибкости используемых стратегий.

Ключевые слова: латерализованная задача Струпа, креативность, половые различия.

Association Between Processes of Hemispheric Selection of Information in Modified Stroop Task and Creative Achievement

N. V. Volf, O. M. Razumnikova, M. A. Onishchenko

Institute of Physiology, Siberian Division, Russian Academy of Medical Sciences, Novosibirsk, Russia

e-mail: N.V.Volf@iph.ma.nsc.ru

Relationships between creative abilities and indices of selective attention were studied in lateralized serial Stroop Test presented in two conditions: color and word integrated or separated in a stimulus. The study enrolled 69 male and female subjects who were divided into high- and low-creative achievement groups by mean split of the originality score in figural tasks of Torrance Tests of Creative Thinking. It was found that features of hemispheric organization of selective attention assessed by the difference in reaction time to incongruent and a congruent color-word stimuli pairs individually administered in the right and left visual hemifields were differently correlated with creative abilities of men and women. High creativity of men was associated with lower attention-related selective processes in the right hemisphere and inversion of hemispheric asymmetry (as compared to low-creative men). There was no difference in these parameters between high- and low-creative women. Independently of gender, hemispheric asymmetry of selective attention indices reversed after transition from integrated to spatially separated presentation of color and word, which provided evidence for the use of flexible strategies.

Key words: lateralized Stroop task, creativity, gender difference.

Принятие любого решения, приводящего как к стереотипной реакции, так и к экстраординарному результату, связано с селективными процессами мозга, способствующими выделению высоковероятной, обычной, или оригинальной, скрытой для других, информации. Ряд исследований показывает, что креативные лица демонстрируют тенденцию к менее выраженному игнорированию так называемой иррелевантной информации [11, 12, 17]. Исходя из этого, высокую и низкую креативность можно рассматривать в связи с особенностями селекции информации. Одним из широко применяемых тестов на селективное внимание является тест Струпа, так как различные его модификации позволяют сосредоточиться на изучении отдельных аспектов селективного внимания [15]. Мы использовали модель Струпа с латерализованным предъявлением стимулов в вариантах пространственного объединения и разнесения их словесной и цветовой составляющих. Такой выбор обусловлен наличием данных, свидетельствующих о преимущественной роли правого полушария в процессах творчества [5, 14, 23], более тесном взаимодействии полушарий у креативных персон и менее выраженной у них латеральной асимметрии активности мозга [1, 8, 10, 20]. В свою очередь предъявление пространственно объединенных и разнесенных составляющих стимула позволяет исследовать вклад пространственного внимания в селективные процессы мозга и дает возможность оценить взаимодействие "передней" и "задней" систем внимания [19]. Задачей настоящего исследования было определить, есть ли связь между особенностями показателей селективного внимания в задаче Струпа и экспериментально определяемой креативностью.

МЕТОДИКА

В экспериментах участвовали студенты университета (69, из них 21 мужчина и 48 женщин) в возрасте от 19 до 22 лет. Все испытуемые были правшами по данным опросника М. Аннет [7] и имели нормальное или скорректированное до нормального зрение. Все испытуемые дали информированное согласие на участие в эксперименте.

В ходе выполнения задачи Струпа испытуемые должны были как можно быстрее нажимать на заранее определенные клавиши, соответствующие трем цветам: красному, желтому

и зеленому. Все испытуемые работали правой рукой.

Эксперименту предшествовала процедура тренировки, в ходе которой в центре экрана с интервалом 1500 мс на 500 мс предъявляли точку фиксации. Через 350 мс после появления точки фиксации в случайном порядке справа или слева от нее появлялись цветные крестики (красные, желтые или зеленые), длительность предъявления - 150 мс. Число крестиков соответствовало числу букв в слове, обозначающем цвет, которым были написаны крестики (красный - ххххххх). В правой и левой частях зрительного поля крестики каждого из цветов были предъявлены по 7 раз в случайном порядке (по 21 предъявлению с каждой стороны). Испытуемые должны были, не отрывая взгляда от точки фиксации, определить цвет шрифта, которым написаны крестики, и как можно быстрее нажать на соответствующую клавишу.

Эксперимент состоял из двух серий. В первой серии цвет и слово пространственно не разделяли, т.е. испытуемым предъявляли слово, обозначающее название цвета, напечатанное цветным шрифтом. Во второй серии цвет и слово были разделены пространственно, т.е. испытуемым предъявляли строчку из крестиков одного цвета, расположенную над словом, напечатанным черным шрифтом. Число крестиков соответствовало числу букв в слове, расположенном ниже.

Каждая серия состояла из двух блоков: 1 -предъявление конгруэнтных, 2 - неконгруэнтных стимулов. В первом блоке каждой серии слово, обозначающее цвет, и цвет шрифта, которым написано слово или крестики (в случае разнесенной серии), были идентичны (например, слово красный, написанное красным шрифтом). Во втором - семантическое значение слова, обозначающего цвет, отличалось от цвета шрифта, которым оно было написано (например, слово красный, написанное желтым или зеленым шрифтом), или от цвета расположенных выше крестиков.

В каждом блоке стимулы предъявляли в случайном порядке справа или слева от точки фиксации взгляда. Параметры предъявления точки и стимулов и ответные реакции были такими же, как во время тренировки. В нераз-несенной серии стимулы были расположены на одной линии с точкой фиксации. В разнесенной слово и крестики были равноудалены по вертикали от горизонтальной линии, про-

ходящей через центр точки. Размеры стимулов составляли от 3.5 град. до 4 град. по горизонтали и 0.5 град. по вертикали. Расстояние между разнесенными стимулами по вертикали было 1 град. Стимулы были удалены вправо или влево от точки фиксации на 2 град. Для исследования творческого мышления применяли пять фрагментов из образного субтеста Торренса "Неоконченные фигуры" [22].

Используя элемент, нарисованный в прямоугольнике на бланке, испытуемый должен был нарисовать оригинальный рисунок, включающий данный элемент и дать ему название. Показателями креативности служила оригинальность создаваемых образов, оцениваемая в баллах. Баллы вычисляли на основе предварительно созданной нормативной базы, сформированной ранее по данным 342 студентов. Оригинальность рисунка оценивали как 1/^ + + 1), где N - встречаемость идеи рисунка в базе данных. Таким образом, оригинальной идее соответствуют большие показатели креативности (наибольший показатель равен единице и соответствует уникальной, отсутствующей в базе, идее). Подсчитывали общее число баллов для пяти выполненных рисунков.

Анализировали эффект конгруэнтности (ЭК) для времени реакции (ВР) и правильных ответов и показатели оригинальности при выполнении теста Торренса. ЭК вычисляли отдельно для предъявления в правое и левое полуполя зрения для каждого блока каждой серии как разность показателей ВР (или правильных ответов) для неконгруэнтных и конгруэнтных стимулов, отнесенную к их сумме. Для оценки статистической достоверности результатов использовали дисперсионный анализ (АЫОУА) с последующим анализом взаимодействий методом плановых сравнений, а также критерий Стьюдента для независимых переменных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Испытуемые были разделены на группы с высокими и низкими показателями креативности. В первую группу входили лица с показателями оригинальности выше среднего значения, составлявшего 2.3 балла, во вторую - ниже. 6 испытуемых, показатели которых не отличались от среднего, были исключены из рассмотрения. Высококреативные испытуемые, создавшие наиболее оригинальные рисунки, имели средний показатель креативности 3.44 ± 0.13, низкокреативные - соответственно 1.38 ± 0.09. Внутри выделенных групп

показатели не различались у мужчин и женщин.

При анализе ЭК по ВР был

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком