научная статья по теме Т.Л. ФРИДМАН. МИР - ОБЩИЙ ДОМ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА. НЬЮ-ЙОРК, 2005, 488 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «Т.Л. ФРИДМАН. МИР - ОБЩИЙ ДОМ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА. НЬЮ-ЙОРК, 2005, 488 С»

чальной фазы формирования антинацистского сознания в ФРГ.

При этом автор не упускает возможности указать на ограниченность западногерманской историографии, которая очень медленно, в течение нескольких десятилетий, шла к осознанию масштабов нацистских преступлений, в особенности систематических массовых убийств европейских евреев.

Большой интерес представляет глава об историографии ГДР, которую автор знает изнутри: в начале 60-х годов он работал в университете им. Гумбольдта в Восточном Берлине. По оценке А.И. Борозняка, догматизация и политический контроль над исторической наукой ГДР не позволили развернуться интеллектуальному потенциалу марксистской историографии. Российский исследователь видит заслуги историографии ГДР в том, что она интенсивно занималась экономическими проблемами нацистской диктатуры. Непосредственные научные контакты между западногерманскими и восточногерманскими исследователями гитлеровского режима являлись крайней редкостью и

были чрезвычайно сложными. Когда в конце 80-х годов историки ГДР и ФРГ согласились на публикацию совместного сборника о роли германских элит в развязывании Второй мировой войны, этот проект был отвергнут главным идеологом СЕПГ К. Хагером. Примечательным является и тот факт, что в рамках совместной комиссии историков СССР и ГДР, которая просуществовала 32 года, только дважды историки Советского Союза и ГДР совместно занимались проблемами истории нацизма. При этом по свидетельству автора, подлинного диалога между ними не возникло.

Монография А.И. Борозняка полезна для интенсификации дискурса историков Германии и России о трагических страницах истории ХХ в. Написав книгу, выпущенную на немецком языке, российский исследователь включился в сложный процесс "преодоления прошлого" в ФРГ.

д-р Ю. Царуски, научный сотрудник Института современной истории, Мюнхен, ФРГ

Th.L. Friedman. THE WORLD IS FLAT: A BRIEF HISTORY OF THE TWENTY-FIRST CENTURY. New York: Farrar, Strauss & Giroux, 2005, 488 p.

Т.Л. Фридман. МИР - ОБЩИЙ ДОМ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА. Нью-Йорк, 2005, 488 с.

Имя Томаса Фридмана хорошо известно на Западе. Лауреат Пулитцеровской премии, он регулярно пишет для "The New Times" статьи на горячие темы, будь то международный терроризм или проблемы экономики США. Его репортажи практически каждую неделю перепечатывают ведущие газеты Америки и стран ЕС.

Своей известностью Фридман обязан не только газетным публикациям. Он написал четыре книги, которые получили престижные американские премии, были переведены почти на 20 языков и стали своего рода учебниками по политологии1. Автор касается в них различ-

1 Friedman T.L. From Beirut to Jerusalem. New

York, 1995; idem. The Lexus and the Olive, Tree. N.Y., 2000; idem. Longitudes and Attitudes. The World in the Age of Terrorism. New York, 2003.

ных аспектов глобализации. При всей своей несхожести эти книги объединены общей идеей: превращение "третьего мира" в подобие Запада стало необратимым процессом.

Популярность рассуждений Фридмана обусловливается широким распространением в американской политической мысли мондиа-листских теорий. Согласно им, на современном этапе эволюции международного сообщества существует две тенденции. Во-первых, намечается объединение цивилизационных потенциалов во благо всех народов Земли. Во-вторых,

происходит строительство униформного мира

2

по западным лекалам .

2 Соколенке В.Г. Цивилизационный экспансионизм атлантизма. - Международная жизнь, 1999, < 5, с. 25.

В начале 90-х годов упомянутые тенденции, как правило, рассматривались учеными США в контексте анализа преимуществ либеральной демократии перед другими политическими режимами. Так, Ф. Фукуяма писал, что демократия, "свободная от внутренних противоречий коммунизма", разрешит социальные проблемы человечества и станет "конечным пунктом его идеологического развития"3. Когда прошла эйфория от распада СССР, многие аналитики сосредоточились не столько на "совершенстве" демократии, сколько на научно-технической революции. Якобы именно она способна вестернизировать традиционные общества и объединить их в единое целое. К категории подобных "технологических детерминистов" относится и Т. Фридман.

Он выделяет два достижения НТР, которые, по его мнению, радикальным образом меняют жизнь народов. К этим достижениям относятся стандартизация программного обеспечения персональных компьютеров и неисчерпаемый источник информации - Интернет.

Информация, утверждает Фридман, становится важнейшей "валютой" на Земле. Естественно, эта "валюта" будет иметь хождение только в условиях свободного рынка. Таким образом, "если вы стремитесь к высокому уровню благосостояния в мире, лишенном стен, то создавать свободный рынок - это единственное, что вам остается, другого пути нет. Скорости у цивилизаций могут быть различны, однако дорога одна"4. Автор приходит к выводу, что те страны, которые осознают необходимость внедрения у себя экономической и политической свободы, обретут "второе дыхание".

В рассматриваемой нами книге Фридман развивает упомянутые тезисы. Однако задача, которую он при этом поставил перед собой, выглядит более внушительной. Автор не только пишет о рецепте успеха, обеспечивающем "третьему миру" процветание, но и дает анализ самого феномена глобализации. В соответствии с установками мондиализма, исследователь приходит к выводу о том, что она содержит в себе позитивные моменты.

Оптимистические умозаключения Фридмана можно свести к нескольким постулатам. Нынешний всплеск исламского экстремизма

3 См.: Fukuyama F. The End of History and the Last Man. New York, 1999, p. XI.

4 Цит. по: Независимая газета, 30.VI.1999, c. 14.

нельзя считать ведущим фактором, формирующим картину мира. Наоборот, главной силой, воздействующей на глобальную политику и экономику, по-прежнему остаются средства накопления и передачи информации. Они превращают нашу планету в один большой рынок и унифицируют цивилизации, что укрепляет международную стабильность.

Фридман приводит факты, свидетельствующие о наступлении эпохи глобального однообразия5. В частности, он пишет о мегаполисах Индии, которые как две капли воды похожи на города США благодаря небоскребам, рекламным щитам и площадкам для гольфа.

Претендуя на всестороннее раскрытие темы, Т. Фридман обращается к истории. Он рассуждает о том, что унификация мира является завершающим этапом многовекового процесса объединения человечества в единое целое. На первой стадии (с 1492 по 1800 гг.) ведущая роль в данном процессе принадлежала колониальным империям. Они захватывали "заморские земли" и модернизировали их. На второй стадии (с 1800 по 2000 гг.) ключевым фактором унификации мира стала деятельность компаний, направленная на поиск рабочей силы и рынков сбыта. Подобная активность стимулировала технические изобретения, которые положили конец изоляции регионов друг от друга. К концу XX века "продвинутый" житель Востока свободно приобщался к науке или осуществлял деловые контакты с партнерами, находящимися за тысячи миль. Таким образом, если первоначально носителями идей глобализации выступали европейцы и американцы, то теперь она поддерживается частью населения Азии и Африки (с. 9-11).

В доказательство своей правоты Фридман ссылается на мнение "туземных" бизнесменов. Например, он цитирует речь Р. Рао, главы индийской компании, специализирующейся на разработке компьютерных игр. В беседе с автором г-н Рао заявил, что благодаря глобальной экономической интеграции и новым технологиям Индия с ее внушительным интеллектуальным потенциалом получила шанс превратиться в великую державу (с. 188-189).

Т. Фридман детально рассматривает десять факторов, которые, по его мнению, предопре-

5 Догматическую убежденность автора в наступлении такого однообразия демонстрирует само название анализируемой книги.

делили переход человечества к третьей стадии глобализации. В качестве первого фактора исследователь называет падение Берлинской стены в 1989 г., ознаменовавшее крах мировой социалистической системы. Он обусловил "наше восприятие мира как единого сообщества", а также освободил от пут реакционной идеологии сознание миллионов людей в бывшем СССР и Восточной Европе. Лидеры Китая и Индии окончательно поняли, что если они будут придерживаться централизованной экономики, то их страны в своем развитии зайдут в тупик (с. 49-51).

Раскрывая суть второго и третьего фактора, Фридман вновь возвращается к теме влияния компьютера и Интернета на жизнь современного общества. Став общедоступной в 1995 г., "глобальная паутина" способствовала возникновению более совершенной организации международного бизнеса (с. 56).

Под четвертым фактором Фридман подразумевает недавнее появление общедоступных электронных источников информации, в частности справочника Wikipedia, стихийно составляемого пользователями Интернета. Сведения, помещаемые в этом справочнике, они могут дополнять и редактировать по своему усмотрению. В 2004 году Wikipedia включала в себя 850 тысяч разнообразных статей на 51 языке (с. 94).

Пятый фактор означает появление в "третьем мире" стран, население которых, подобно Западу, способно развивать промышленность, связанную с применением новейших технологий. Фридман солидарен с мнением г-на Рао и в первую очередь среди таких стран называет Индию. Ей удалось создать "большую прослойку ученых, инженеров и врачей. В 1951 г. по инициативе Дж. Неру в стране появилось семь государственных политехнических университетов и множество частных колледжей. За 50 лет, прошедшие с того времени, сотни тысяч индийцев получили в их стенах качественное образование. Принимая во внимание то обстоятельство, что ныне в Индии проживает более миллиарда человек, можно понять, почему массовое стремление к знаниям породило в индийском обществе феноменальный культ наук".

"Наличие превосходных технических институтов, - пишет Т. Фридман, - является главной причиной высокого интеллектуального потенциала индийцев. Вы не можете посредством взятки поступить в местный вуз. Студентом

становится только тот, кто проходит сложные вступительные экзамены. Правительство сове

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком