научная статья по теме ТАНТРИЗМ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ТАНТРИЗМ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ»

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ

ТАНТРИЗМ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ

© 2009 Е. В. ЛЕОНТЬЕВА

История тибетского буддизма насчитывает почти полторы тысячи лет. За это время в нем сложились четыре большие школы - ньингма (тиб. rnying ma), кагью (тиб. bka' rgyud), сакья (тиб. sa skya) и гелуг (тиб. dge lugs)1 - и много малых школ, или линий преемственности, в которых передаются определенные философские воззрения и системы буддийских практик. В этой работе исследуются некоторые аспекты и особенности буддийского тантризма, лежащего в основе тибетских буддийских школ. Здесь мы не станем вдаваться в тонкости философских различий между воззрениями разных традиций тибетского буддизма, так как этот вопрос сам по себе заслуживает того, чтобы стать темой многих больших исследований. Отметим лишь наиболее важные особенности различных видов тантр, которые составляют основу всех этих традиций.

Общий принцип, по которому буддизм с самого начала своего существования подразделяется на направления и школы, заключается в том, что люди отличаются друг от друга и потому нуждаются в индивидуальном подходе. На этом строится все отношение Будды к истине и ее возможным интерпретациям. Последователь буддизма изучает философию и выполняет практики ради освобождения от страданий и достижения Просветления (тиб. byang chub) или состояния Будды, которое достигается для блага всех существ. Однако к этой цели ведут разные пути, и не может быть одной догмы на всех. Этот подход является краеугольным камнем всего процесса передачи и распространения Учения Будды. Само Учение столь обширно, что ни знать, ни применять его целиком для одного человека невозможно, и с самого начала своего существования оно передается многими, различающимися между собой школами и направлениями. У каждой из школ - своя специфика, каждая практикует свой набор методов, помогающих определенному типу людей развивать свой ум и познавать его природу.

Здесь автор придерживается точки зрения, согласно которой Будда Шакьямуни за 45 лет своей деятельности в качестве основателя этой духовной традиции совершил три так называемых поворота колеса Учения.

Учение первого поворота - хинаяна, или Малая колесница (тиб. theg chung), - содержит методы успокоения ума и поучения об отсутствии истинной реальности человеческой самости (тиб. bdag med, букв. не-Я, или не-Атман). Это - преимущественно Учение о личном освобождении от страданий и искоренении их причин, достижении нирваны (тиб. mya ngan las 'das pa), т.е. полного умственного покоя и умиротворения. Учение второго поворота - махаяна, или Великая колесница (тиб. theg pa chen po) - выходит за рамки одной личности и говорит также о развитии сострадания (тиб. thugs rje) ко всем существам во всех мирах, а также о пустоте (тиб. stong pa nyid) или отсутствии реальной сущности всех явлений обусловленного мира. Цитируя знаменитого буддийского ученого Нагар-джуну (II-III вв.), "одним он (Будда) проповедовал Учение о том, как освободиться от

1 Многие источники говорят о пяти главных школах, включая в это число и традицию бон. Его Святейшество Далай-лама XIV на конференции лам и настоятелей монастырей разных традиций в Сарнатхе (Индия) в декабре 1988 г. предложил официально придерживаться такого взгляда.

тяжких поступков... Отдельным [же лицам он проповедовал Учение], не опиравшееся на двойственность, таинственное и внушающее страх. Единицам же - Учение, сердцевиной которого являются пустота и сострадание, а применением - Просветление" [Андросов, 2000, с. 249]. Ваджраяна, или Алмазная колесница (тиб. rdo rje thegpa), не отрицая первых двух колесниц, добавляет к этому теорию природы Будды (тиб. sangs rgyas kyi snyingpo), неотъемлемо присутствующей во всех явлениях и существах. Это направление концентрируется непосредственно на качествах самого Просветления. Основная идея ваджраяны -совершенство уже здесь и сейчас, оно всегда было, есть и будет. Надо просто научиться видеть то, что всегда присутствует. Ваджраяна иначе называется "колесницей тантр" (тиб. rgyud).

Эти три колесницы не противоречат друг другу; правильнее будет сказать, что каждый следующий уровень опирается на предыдущий, т.е. махаяна включает в себя хинаяну, и оба эти уровня служат основой для воззрения Алмазной колесницы.

Почти четыре столетия Учение Будды передавалось исключительно в устной форме - до тех пор, пока в I в. до н.э. не были составлены первые рукописные тексты. В это собрание вошли многие поучения первого поворота, другие же продолжали передаваться только устно и после появления этих текстов - как правило, со временем их также записывали и включали в канон. Последователи Великой и Алмазной колесниц считают, что многие из поучений передавались не просто устно, но и тайно - пока не созревали необходимые условия для того, чтобы они могли быть объявлены многим. К примеру, в буддизме полагают, что тексты сутр цикла "Праджня-парамиты" ("Совершенство мудрости"), составляющие письменную основу махаяны, оставались скрытыми более 500 лет, прежде чем появился великий Нагарджуна (II-III вв.) и открыл эти сокровища для мира, разъяснив также их смысл и значение. При этом, по его словам, глубины Учения всегда остаются тайной для обычного человека [Андросов, 2000, с. 169].

Похожим образом в середине 1-го тысячелетия стали появляться тексты тантр. В вад-жраяне считается, что поучения тантр были даны самим Буддой Шакьямуни нескольким наиболее одаренным ученикам - среди них чаще всего называют Бодхисаттв Манджуш-ри, Самантабхадру, Ваджрагарбху, царей Сучандру и Индрабодхи. Причем давались эти высшие поучения в обстановке очень необычной. Оставшись с избранным наедине, Будда превращался в йидама2, "главного персонажа" той тантры, которую таким образом передавал. В этом теле йидама, сотканном из света, в окружении его мандалы3 - свиты из других йидамов и дакинь4, Будда без слов показывал ученику природу явлений. Считается, что до IV в. н.э.5 тантры передавались только устно и строго конфиденциально.

Тантру нельзя изучать и практиковать без специального ритуального посвящения, полученного лично от искусного мастера - человека, который сам в свое время, получив такое же посвящение, усердно практиковал эту тантру и достиг в ней совершенства, что должен подтвердить его учитель. Получить посвящение может только зрелый, подготов-

2 Это понятие относится исключительно к тантрическому буддизму. Йидамы (тиб. yid dam) - это образы просветленных существ в мужских или женских формах, разных цветов, с разным числом рук и ног и т.д. Они являются персонификациями различных качеств просветленного ума: разных видов мудрости, силы, блаженства, сострадания и т.д. Отождествляясь в медитации с этими образами, состоящими из света, тантрик развивает в самом себе соответствующие аспекты состояния Будды [Kongtrul, 1995, p. 8]

3 Слово мандала (тиб. dkyil 'khor) может иметь много уровней смысла. Часто встречаются упоминания о мандалах йидамов или будд, и в таком контексте автору видится весьма удачным такой перевод, как "силовое поле". Пространство вокруг Просветленного обладает свойствами, присущими именно ему. Символически это изображается так: он восседает в своем дворце на особом троне, украшенном символами его состояния; он окружен свитой из других йидамов с похожими качествами; различные бодхисаттвы помогают ему; определенные защитники стоят на страже у четырех ворот дворца, и так далее; все это - аспекты его мандалы, или силового поля.

4 Дакиня (тиб. mkha ' 'gro, букв. "странствующая в небе") - в индо-тибетском буддизме, как правило, просветленная женщина, обладающая высшей интуитивной мудростью и способная пробуждать вдохновение.

5 Относительно времени появления первого письменного текста тантры источники расходятся во мнениях, называя даты от III до VI в.

ленный ученик, "достойный сосуд". Более того, принимая посвящение в какую-либо тантрическую практику, ученик обязательно дает обет не разглашать подробностей практики тем, кто такого посвящения не получал. Ничего удивительного, что столь долгое время в Индии оставались в секрете и сами тантры, и даже факт их существования.

Лишь примерно в V в. о тантрах стали говорить, и со временем они появились также в форме текстов - скорее всего первой была записана "Гухья-самаджа" (тиб. gsang ba 'dus pa). Затем интерес к этим практикам вырос настолько, что тексты и значение тантр стали известны очень широкому кругу практикующих буддистов. Во второй половине 1-го тыс. н.э., в эпоху правления династии Палов - последних императоров, которые щедро покровительствовали буддизму, - тантрическое направление полностью оформилось в самостоятельную колесницу, тантра превратилась в одну из доминирующих сил в духовной жизни Индии.

В этот период сложилась традиция махасиддхов (тиб. grub chen) - йогинов, которые практиковали тантру и достигали в ней совершенства. Истории известны имена 84 махасиддхов, но в действительности их были сотни. Слово махасиддха означает "великий совершенный", или "обладающий наивысшими достижениями". В данном контексте под достижениями, или совершенствами, понимаются два вида способностей - "обычные" и "высшие". Обычными совершенствами называют власть над первостихиями (водой, землей, огнем, воздухом и пространством), которая проявляется в различных магических способностях - дар ясновидения, умение летать или проходить сквозь стены и пр. Такие достижения не являются целью духовного пути - напротив, это своего рода побочный продукт медитации, и, будучи объектом особого внимания или привязанности, они становятся даже помехой в развитии. Высшие же совершенства - цель практики - есть состояние махамудры (тиб. phyag rgya chen po), т.е. способность ума естественно и без усилий пребывать в том, что есть, переживая все как единство блаженства и пустоты. Здесь это эквивалент Просветления. Эти два вида совершенств обретаются в результате практики тантры.

Что вообще представляет собой тантра? В буддизме этим словом обозначают класс поучений ваджраяны, передаваемых как в устной, так и в письменной форме. Письменный текст тантры часто начинается традиционными словами:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком