научная статья по теме ТАЙНА АНАГРАММЫ (АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ «МАЛЕНЬКИЙ ДОМАШНИЙ ДУХ...») Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ТАЙНА АНАГРАММЫ (АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ «МАЛЕНЬКИЙ ДОМАШНИЙ ДУХ...»)»

кинулся к пропасти - ребята за мной - и что было мочи заорал в клубящуюся глубь. Но и великан не отозвался. В растерянности я заметался от пропасти к Чертову пальцу, от Чертова пальца к расщелине, и снова к пропасти, и снова к Чертову пальцу. Но горы безмолвствовали...

Чего не достает герою? Смелости - по мысли героини. Чистоты и честности -по мысли матери. И обе правы: каждая по-своему.

Ему придется пройти через тяжелые испытания: проявить малодушие и даже совершить предательство, пережить позор, ощутить презрение к себе и без всякой жалости признаться в этом; жизнь ставит его в положение отвергнутого, заставляет раскаяться и получить прощение... И все это позволяет ему прозреть, изменить взгляд на мир, разобраться в жизненной паронимии - понять, что такое преданность и предательство, чем доверие

и дружба отличаются от дружелюбной доверительности, оценить внутреннюю красоту, а не внешнюю красивость - иными словами, найти ответ на вопрос: Может, она впрямь владеет ключом, позволяющим ей запирать в каменных пещерах голоса?.. Вопрос, который вслед за поэтом формулируется несколько иначе:

.что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Заболоцкий).

Но это лишь начало духовного роста героя, движения по пути раскрытия тайны бытия, постижения сокровенного мира. То, что изначально доступно героине, у него займет около тридцати лет. Иначе почему он забыл бросить монетку, чтобы не только в мечтах, но и физически вернуться в Синегорию?

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

В.А. МАРЬЯНЧИК

Архангельск

Тайна анаграммы

(Анализ стихотворения М. Цветаевой «Маленький домашний дух...»)

В статье дан стилистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Маленький домашний дух...». Центральной задачей анализа является выделение поэтической анаграммы. Автор касается проблемы объективности, обоснованности выделения анаграмм в тексте. Стилистический анализ, в ходе которого рассматриваются система изобразительно-выразительных средств, концептуальное пространство, хронотоп, архитектоника произведения, характеризуется как исследовательский путь, позволяющий включить анаграмму в контекст интерпретации стихотворения. Статья может быть использована как практическое руководство при разработке уроков словесности.

Ключевые слова: литературная анаграмма; стилистический анализ; концептуальное пространство; хронотоп.

нализ поэтических анаграмм не только пополняет теоретический запас школьника в области литературове-

Марьянчик Виктория Анатольевна, доктор филол. наук, профессор Северного (Арктического) федерального ун-та им. М.В. Ломоносова. E-mail: marvik69@yandex.ru

дения и теории языка, развивает языковое чутье, будит словесное творчество, но и вызывает исследовательский интерес, провоцирует на самостоятельные поиски поэтических загадок. Обращение к анаграмме учит некатегоричности в исследовательских суждениях, так как не всегда в тексте или в комментариях ав-

S9

тора есть прямые указания на зашифрованное слово. Перед читателем неизбежно встают вечные вопросы о (бессознательности творчества и корректных границах диалога интерпретатора текста с его создателем. Конечно, никто не в силах запретить человеку «видеть» спрятанное слово — будь то имя поэта или адресата стихотворения. Но всегда ли оправданно связывают угаданную анаграмму с поэтическим замыслом? Ведь «границы между достоверными, вероятными и сомнительными (иногда просто невероятными) случаями остаются зыбкими» [Гуманитарный словарь]. Полный стилистический анализ произведения, на наш взгляд, является инструментом, обеспечивающим корректность интерпретации, и дает школьникам возможность прикоснуться к тайне литературной анаграммы. Поиск поэтической анаграммы в процессе обучающего анализа представляет собой сложнейшую исследовательскую задачу, которая может быть решена с опорой на минимальную теоретическую базу. В словарях и справочниках (в том числе в наиболее популярных среди школьников онлайн-энциклопе-диях) предлагаются различные определения термина, например:

1. Анаграмма (от греч. а\а — пере, урацца — буква) — слово, образованное перестановкой букв (фонем) другого слова. В поэтике — термин, введенный Ф. де Сос-сюром, обозначающий особый прием в поэзии: зашифровывание некоторого слова («ключевое слово»), как правило имени собственного, путем «расчленения» его на отдельные фонемы или комплексы фонем, которые располагаются в тексте в другом порядке, «прячутся», но в то же время могут находиться в заметных точках стиха, нагнетаются с повышенной частотностью (по сравнению с обычной частотностью в речи) или располагаются близко друг от друга в рамках строки [Гуманитарный словарь].

2. Анаграмма (от греч. ауа- — «за» и ура¡и-ца — «письмо») — литературный прием, состоящий в перестановке букв или звуков определенного слова (или словосочетания), что в результате дает другое слово или словосочетание. В ряде случаев анаграммами принято также называть иные в функциональном отношении (т.е. не являющиеся литературным приемом) перемешивания буквенного или звукового состава слов. В частности, анаграмма является частым способом построения псевдонимов [Википедия: свободная энциклопедия].

3. Анаграмма... частный случай анафонии — предъявленное™ в тексте некоторого слова-темы посредством распределения в этом тексте звукового состава этого слова [Там же].

4. Анаграмма (от греч. anagrammatismos — перестановка букв) — это прием подбора слов текста в зависимости от звукобуквенно-го состава ключевого слова. Слово, расчлененное на звуковые сегменты, вписывается в разбросанные по тексту слова, а затем при чтении должно быть в сумме (но не обязательно в том порядке, в каком эти фрагменты следуют в тексте) собрано в единый анаграмматический комплекс [Кругосвет: универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия].

Широкое толкование термина требует знакомства школьников с отдельными группами анаграмм: метаграммами {коза—лоза), монограммой (X), палиндромами (Мин как Рим), словарной арифметикой (сторона = сон + рота) и др. Школьников привлекает языковая игра: они с удовольствием ищут «спрятанные» слова сами и с помощью специальных компьютерных программ (см.: http://poncy.ru/anagram/solve. html), а также составляют анаграмматические загадки.

Однако анаграмма в поэтике — это явление более тонкое, глубокое, которое не сводится к языковой игре, к гедонистической функции. Значимость этого литературного приема, его поэтический потенциал описаны в ряде научных работ. Так, в монографии Л.В. Зубовой рассматриваются анаграммы в произведениях М. Цветаевой, например: Сводня! // О-сво-бо-дите меня! и др.

В качестве материала анаграмматического анализа мы выбрали стихотворение М. Цветаевой «Маленький домашний дух...»:

Маленький домашний дух, Мой домашний гений! Вот она, разлука двух Сродных вдохновений! Жалко мне, когда в печи Жар, — а ты не видишь! В дверь — звезда в моей ночи! Не взойдешь, не выйдешь! Платьица твои висят, Точно плод запретный. На окне чердачном — сад Расцветает — тщетно. Голуби в окно стучат, — Скучно с голубями! Мне ветра привет кричат, — Бог с ними, с ветрами!

60

Не сказать ветрам седым, Стаям голубиным — Чудодейственным твоим Голосом: — Марина!

Предполагается, что это стихотворение, написанное в ноябре 1919 г., Марина Цветаева посвятила своей дочери, которую вместе с сестрой на время отдали в приют, чтобы спасти от голода. Исторический комментарий, безусловно, очень интересен и вызывает живой отклик у детей, но не стоит знакомить с ним школьников до восприятия поэтического текста. Целесообразнее после чтения (звучания) стихотворения позволить им самим предположить адресата. К сожалению, гипотезы наивных, неопытных читателей часто имеют комический эффект: ключевое слово первой строфы разлука заслоняет явные детали, и стихотворение ошибочно относят к любовной лирике.

Работая над стихотворением М. Цветаевой, мы идем по пути так называемого «линейного», «пошагового» стилистического разбора, при котором тропы и фигуры, формирующие смысл поэтического послания, интерпретируются в том порядке, в котором они встречаются в тексте, обеспечивая семантические приращения.

Первая строфа начинается с восклицательного ряда обращений: Маленький домашний дух, // Мой домашний гений! Анализ перифраз предполагает возвращение к вопросу о прототипе лирического адресата. Работая с исторической справкой, школьники могут столкнуться в Интернете с противоречивыми версиями: неясно, кому из дочерей адресовано послание — Ариадне (год рождения 1912) или младшей Ирине (год рождения 1917), которая умерла в приюте. Однако известно, что Аля, будучи маленькой девочкой, вела дневники и писала талантливые стихи. Это говорит в пользу версии о старшей дочери как адресате стихотворения.

Начальные перифразы формируют две поэтические темы. Тема дома задается симплокой (повтором срединной части стихотворных строк): домашний. Тема творчества сосредоточена в обращении гений. Оба заданных мотива тесно переплетаются, благодаря семантической неоднозначности слова дух: с одной стороны, дух есть инсайт, откро-

вение, божество, с другой — маленький дух интерпретируется как демонологическое существо, как хранитель домашнего очага — домовой. Неразрывность образов дома и творчества в художественной картине мира поэта отражается в словосочетании домашний гений.

Уже в первой строфе мы встречаем ключевое слово, отражающее ситуацию, ставшую эмоциональным толчком для создания стихотворения, — разлука. Для лирической героини важным становится разделение не реального физического пространства, а сферы духовного: разлука двух сродных вдохновений. В перифразе, за которым прячутся разлученные мать и дочь, с новой глубиной звучат мотивы дома и творчества. Корень эпитета сродные связан с концептом «дом»: род — семья — дом. Существительное вдохновение усиливает тематическое поле «Творчество». Его внутренняя форма связана со словами дух и дышать, что позволяет выделить такие поэтические смыслы, как божественное происхождение поэзии и жизнь-творчество.

Таким образом, в первой строфе складывается двуединый в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком