научная статья по теме ТЕАТР ЖИЗНИ ПАВЛА ФЕДОТОВА. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА Геофизика

Текст научной статьи на тему «ТЕАТР ЖИЗНИ ПАВЛА ФЕДОТОВА. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА»

ДЗ культура

Театр жизни Павла Федотова

К 200-летию со дня рождения художника

pr@tretyakov.ru

Павел Андреевич Федотов (1815 - 1852 гг.) - живописец и рисовальщик, один из наиболее любимых русских художников, автор хрестоматийно известных картин, которого называли. «русским Хогартом» и «Гоголем в красках». На крупнейшей в нынешнем сезоне выставке (работает до 14 июня 2015 г.) в Инженерном корпусе Третьяковской галереи представлено около 40 живописных и 130 графических его работ из коллекций Русского музея, Исторического музея, Ивановского областного художественного музея и самой Третьяковки.

THEATRE OF LIFE PAVEL FEDOTOV. TO THE 200-th ANNIVERSARY OF THE ARTIST BIRTH.

Pavel Andreevich Fedotov (1815 - 1852), is one of the most popular Russian artists, the author of a well-known, famous paintings. There are approximately 40 paintings and 130 graphic of his works from the collections of the Russian Museum, the Historical Museum, Ivanovo regional art Museum and the Tretyakov gallery are present on this Tretyakov gallery exhibition (open until June 14, 2015).

Keywords: Tretyakov gallery, Pavel Andreevich Fedotov, 200th anniversary of birth

изображал «человеческую ко-

^^П медию» русского общества 1840-х гг. в широком разнообразии «типов» и «положений». Задача крупнейшей выставки сезона в Третьяковской галерее - дать наиболее полное представление о наследии Федотова и познакомить зрителя с его личностью и судьбой.

1830 -1840-е гг. - время творческого становления художника. Оно пришлось на период, когда русское искусство обратилось к широкой демократической аудитории, а в обществе возрастал интерес к бытовому жанру и все большую активность демонстрировала сатирическая журнальная графика. Федотов видел себя продолжателем традиции нравоописательного искусства англичан У Хогарта и Д. Уилки, французских рисовальщиков П. Гаварни и Ж. Гранвиля. В характере изображения деталей и тонкости живописной отделки художник ориентировался на малых голландцев.

Третьяковская галерея хранит наиболее значимые, ключевые произведения Федотова. В свое время П.М. Третьякову удалось приобрести уникальную серию сепий с развернутыми сюжетными сценами, один из

Сватовство майора. 1848. Холст, масло. 58,7 х 75,4

Автопортрет.1848. Бумага, акварель, тушь, перо. 40,1 х 32,2

вариантов картины «Вдовушка», а также ряд рисунков. Впоследствии в собрание галереи вошли произведения из коллекций К.Т. Солдатенкова, Ф.И. Прянишникова и других. Если живописные полотна художника (такие как «Сватовство майора» или «Завтрак аристократа») украшают постоянную экспозицию музея, то графические работы экспонируются очень редко.

Знакомство с выставкой начинается с раздела, посвященного московским корням Федотова. Здесь представлены немногочисленные портреты его родных и акварели с видами Москвы. Впервые демонстрируется цикл рисунков из собрания Государственного Русского музея, в юмористическом тоне повествующий о рождении «гениального живописца» - так их автор иронизировал над своей судьбой, не предвещавшей художественного поприща. Десять лет жизни Федотова было отдано военной службе - окончив с отличием Московский кадетский корпус, куда его, десятилетнего, определил отец, он поступил в привилегированный лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге. Время от времени посещал вечерние Рисовальные классы Императорской академии художеств и вскоре стал знаменит в своем кругу как полковой художник, рисовавший лучше всех сослуживцев.

культура Л]

1

МЗ %

Ъе

*

«

\

1

Вдовушка (вариант с лиловыми обоями). 1851 - 1852. Холст, масло. 63,5 х 48,7

Завтрак аристократа. 1849 - 1850. Холст, масло. 51 х 42

Оставив в 1844 г службу, Федотов посвятил себя искусству, в котором видел средство преподавания обществу нравственных уроков.

В центральном разделе выставки представлены главные жанровые произведения Федотова: серия сепий, четыре картины и сюжетные акварели «нравственно-критического рода». Они привнесли в русскую живопись бытовой жанр с острой фабулой, развитой драматургией. Пространство картин построено по театральным законам, действия героев «срежессированы». Архитектура экспозиции акцентирует этот характер федотовских композиций: действие картин «Свежий кавалер». «Утро чиновника, получившего первый крестик», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» и «Завтрак аристократа»

«Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846. Холст, масло. 48,2 х 42,5

протекает в замкнутом пространстве, напоминающем сценическую «коробку».

Знаменитое произведение «Вдовушка» обозначило поворот в творчестве художника от сюжетной занимательности к передаче внутреннего состояния и настроения персонажей. Его замысел был подсказан частной житейской историей - вдовством сестры Федотова. Однако работа над полотном обернулась поиском новой образности, метафорического, а не повествовательного решения темы. В экспозиции представлены три варианта картины, в которых художник варьирует колорит, меняет типаж героини и отдельные детали, уходит от жанрового характера сцены, создает грустную элегию.

Поздние работы свидетельствуют о нарастающем беспокойстве и болезненности душевного состояния, приведшей к ранней кончине. В этих произведениях художник отказывается от развитого действия, живопись психологизируется, передает тревогу и смятение. Так, в рисунках к полотну «Игроки» заметно меняется характер линии и штриха. В живописи картины «Анкор, еще ан-кор!» акцентируется роль светотени и цвета. Упрощаются контуры, лаконичнее становятся формы, лихорадочней - штриховка и работа кистью, художественный образ рождается из цветовой экспрессии и тревожной атмосферы, пронизывающей полотно.

В отдельной части экспозиции представлены портреты кисти Федотова, считающиеся кульминацией в развитии русского интимного портрета. В них автор ставил своей целью запечатлеть искренний, откровенный камерный образ.

Монографическая экспозиция демонстрирует многообразие творческих интересов Федотова и тем самым позволяет зрителям понять, что его искусство выходит далеко за границы иронии, сатиры и критического реализма. К открытию выставки изданы Альбом-каталог и альбом из серии «Художник в Третьяковской галерее».

Ключевые слова: Третьяковская галерея, Павел Андреевич Федотов, 200-летие со дня рождения, русский Хогарт, Гоголь в красках

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком