научная статья по теме ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЕРАМИКИ ЭНЕОЛИТИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БОТАЙ В КАЗАХСТАНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК 2012 Г.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЕРАМИКИ ЭНЕОЛИТИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БОТАЙ В КАЗАХСТАНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК 2012 Г.)»

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КЕРАМИКИ ЭНЕОЛИТИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БОТАЙ В КАЗАХСТАНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК 2012 г.)

© 2014 г. М.Г. Качановская, С.Ж. Рахимжанова

Академия "Кокше", г. Кокшетау, Казахстан (7_mariya_7@mail.ru)

Ключевые слова: энеолит, ботайская культура, Северный Казахстан, керамика, историко-культурный подход, технико-технологический анализ, гончарные традиции.

The article presents first results of the special techno-technological research of the Neolithic Botai culture ceramics from the excavations of the eponymous settlement Botai in the Northern Kazakhstan. The ceramics research has been done under the historical cultural approach based on the methodology of A. A. Bobrinskiy. The presence of the bearers of different ceramics traditions with the skills of choosing and preparing the basic raw material and formation of moulding ceramics masses on the territory of Botai has been documented.

Поселение Ботай открыто в 1980 г. В.Ф. Зайбер-том (Зайберт, 1981) и было первым масштабным (15 га) энеолитическим памятником региона. В последующие годы были открыты другие поселения этого типа - Рощинское, Красный Яр, Васильковка, Сергеевка, Баландино. Это позволило В.Ф. Зайбер-ту поставить вопрос о выделении на территории Северного Казахстана новой энеолитической бо-тайской культуры (Зайберт, 1983).

Поселение Ботай располагается на относительно ровной площадке правого обрывистого берега р. Иман-Бурлук (правый приток р. Ишим) в 1.5 км к юго-востоку от села Никольское Айыртауского р-на Северо-Казахстанской обл.

Площадка памятника сложена зеленовато-светлосерыми и зеленовато-желто-коричневыми (бурыми) плотными тонкозернистыми глинами, способными при выветривании давать тонкоплитчатые структуры. На коре выветривания располагаются четвертичные суглинки и глины. Мощность культурного слоя вниз по склону увеличивается от 2030 см до 2-3 м у речного обрыва. В пределах поселения, вследствие высокой плотности жилищных впадин, культурный слой распространен на всей площади (Зайберт, 2009).

На поверхности памятника фиксируется более 100 неглубоких впадин; это следы последней фазы существования древнего поселения. Как показали многолетние раскопки, поселение существовало не одну сотню лет (Зайберт, 2009).

О хозяйственно-культурной жизни древних бо-тайцев можно судить по огромному количеству изделий из камня и глины, а также сотням тысяч костей животных (99% принадлежат лошади).

Особое место в ботайской коллекции занимает керамика. Ее первое описание было дано В.Ф. Зай-бертом и О.И. Мартынюком в статье "Керамические комплексы энеолитического поселения Ботай" (Зайберт, Мартынюк, 1984). Первоначально было выделено только два типа керамики: веревочная и гребенчатая, также были выделены основные орнаментальные мотивы в виде геометризмов и целые сосуды. По мнению авторов, ботайская керамика возникла на основе неолитической посуды атба-сарской культуры. Также был поставлен вопрос о выделении ботайской культуры и ее включение в энеолитическую культурную общность, которая к тому времени еще не имела названия.

В 1985 г. О.И. Мартынюком была опубликована статья "Керамика поселения Ботай" (Мартынюк, 1985), где рассматривались происхождение веревочной и текстильной орнаментации и технико-технологического процесса изготовления посуды. Автор локализовал эту посуду в рамках степного региона Северного Казахстана. Он также предложил свою схему смены приемов орнаментации керамики на поселении. Хронологический приоритет им был отдан текстильной и гребенчатой керамике, которая затем сменяется гребенчатой не текстильной и веревочной.

19

2*

Таблица 1. Состав и соотношение элементов орнамента на керамике ботайской культуры (число сосудов 38), %

Элементы %

гребенчатый 49.0

накольчатый 15.7

веревочный 11.8

гладкий 9.8

пальцево-ногтевои 5.9

ямочный 5.9

фигурный 1.9

Всего 100

В это же время И.Л. Чернаем были исследованы текстильные отпечатки на ботайской керамике (Чер-най, 1985). Автор сделал ряд важных наблюдений о том, что отпечатки на керамике оставлены неткацким текстилем, причем эти отпечатки обязательно сочетаются с гребенчатыми расчесами на внутренней поверхности сосудов, что в совокупности может, по мнению исследователя, свидетельствовать об их лепке внутри тканевого мешочка. Кроме того в работе представлены данные о распространении этой керамики в пространстве и во времени.

Большой вклад в изучение ботайской керамики внес В.С. Мосин, который проанализировал ее на широком евразийском фоне. Им прослежены аналогии веревочной, текстильной и геометрической гребенчатой керамике в энеолитических и в позд-ненеолитических комплексах на территории лесной полосы Восточной Европы и севера европейской части России. Это позволило ему включить ботай-скую керамику в зону распространения гребенчатых и гребенчато-ямочных культур лесной полосы от Зауралья до Прибалтики (Мосин, 2003), хотя сам В.Ф. Зайберт ограничивал зону распространения ботайской керамики и культуры территорией Урало-Иртышского междуречья.

Керамическая коллекция из раскопа 2012 г. представлена 730 фрагментами венчиков, стенок и днищ от 46 разных сосудов. Судя по единичным фрагментам днищ, два сосуда имели полуяйцевидную форму, три - чашеобразную. Форму остальных сосудов (41 экз.) определить не удалось из-за фрагментарности обломков. Толщина стенок сосудов варьирует от 0.5 до 1.2 см, но преобладают фрагменты, имеющие толщину от 0.7 до 0.8 см. Судя по обломкам верхних частей, 17 сосудов относятся к закрытым и 12 - к открытым формам. В отношении остальных мелких фрагментов сделать заключение о форме сосудов не представляется возможным.

Описание и анализ орнаментов на керамике проводились по методике, разработанной Ю.Б. Цетли-ным (2008).

Элементы орнамента. Элемент орнамента -"отпечатки" или динамические "следы" на поверхности сосуда, создававшиеся мастером за один трудовой акт. Всего на ботайской керамике удалось зафиксировать семь элементов орнамента: гребенчатый, ямочный, накольчатый, веревочный, гладкий, пальцево-ногтевой и фигурный (табл. 1). Выделенные элементы орнамента могут присутствовать на внешней поверхности изучаемых фрагментов глиняных сосудов в единственном числе и в различных сочетаниях, образуя орнаментальный узор (рис. 1), а также по торцу венчика и на внутренней поверхности изделий.

Судя по полученным данным, наиболее массово на керамике наносился гребенчатый (49%) орнамент, менее распространены были накольчатый (15.7%), веревочный (11.8%), гладкий (9.8%), и еще реже использовались другие его элементы.

Мотивы. Мотив - это способ повторения элементов и узоров орнамента на поверхности сосуда. Простые мотивы (вид 1) образованы из одинаковых элементов или узоров орнамента, а сложные мотивы (виды 2 и 3) - из двух или большего числа сочетающихся или пересекающихся друг с другом элементов (Цетлин, 2012. С. 201).

Мотивы вида 1 распространены наиболее широко на ботайской керамике. Чаще всего наносились мотивы из гребенчатых элементов и узоров (47%) и накольчатые (26%), редко встречаются веревочный (9%), гладкий (6%), пальцево-ногтевой (6%), пальцевой (2%), ямочный (2%), фигурный (2%). Мотивы вида 2 встречаются в двух случаях как сочетание гребенчатых и гладких элементов. Мотивы вида 3 в изученном материале отмечены на обломках от 13 сосудов и представлены 4 вариантами. Массовыми среди них были: пересечение двух гребенчатых мотивов (69%), пересечение гребенчатого и ямочного мотива (15%), пересечение гребенчатого и накольчатого мотива (8%), пересечение двух гладких мотивов (8%).

Образы. Образ - это часть декора сосуда, состоящая из двух или трех соседних мотивов. По своему составу орнаментальные образы могут состоять из простых мотивов вида 1, простых и сложных мотивов или только из сложных мотивов видов 2 и 3. Кроме того, тройные орнаментальные образы по своей структуре могут быть симметричными или асимметричными (Цетлин, 2008. С. 90).

Двойные образы. По материалам ботайской культуры зафиксировано 21 вариант двойных образов орнамента. Среди них к виду 1 относятся 15 (71%),

Рис. 1. Образцы керамики энеолитического поселения Ботай в Северном Казахстане.

к виду 2 - 1 (5%), к виду 3 - 5 (24%) образов. Среди 15 вариантов простых образов наиболее массовым был образ, состоящий из гребенчатого мотива и зоны без орнамента (66%). Остальные образы встречаются значительно реже: веревочный мотив и зона без орнамента (13%), гладкий мотив и зона без орнамента (7%), гребенчатый и ямочный мотивы (7%) и мотив из фигурных элемента и зоны без орнамента (7%). Сложный образ из объединяющихся мотивов зафиксирован только в одном случае - из гребенчатого мотива и зоны без орнамента. Сложные образы из пересекающихся мотивов отмечены в пяти случаях. Наиболее массовыми были образы, состоящие из гребенчатого мотива и зоны без орна-

мента (80%), а также из гладких элементов и зоны без орнамента (20%). Тройные орнаментальные образы зафиксированы в восьми случаях. Среди них к простым относятся один образ (12.5%), к сложным из пересекающихся мотивов семь образов (87.5%). Простой тройной образ орнамента состоит из ямочного и гребенчатого мотивов и зоны без орнамента, а сложный тройной образ создавался из двух пересекающихся гребенчатых мотивов и зоны без орнамента.

Для технико-технологического изучения были отобраны фрагменты от 39 разных сосудов. Обломки от остальных шести сосудов были слишком мелкими и в плохой сохранности, поэтому их из-

Таблица 2. Виды исходного пластичного сырья

Степень пластичности глины Характерные естественные примеси в глинах

Бурый железняк Песок средний + тальк Известняк Песок разный

Гл. 1. Высокая 2 — 1 3

Гл. 2. Средняя 8 2 1 19

Гл. 3. Низкая 3 - - -

Всего: число (%) 13 (33) 2 (5) 2 (5) 22 (57)

сосудов

учение не представлялось возможным. Исследование проводилось в 2012 г. в период стажировки авторов в Лаборатории "История керамики" Института археологии РАН, в соответствии с методикой технико-технологического анализа, разработанной А.А. Бобринским (1978; 1999). Наблюдения велись по свежим изломам черепков с помощью микроскопа МБС-10 и посл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком