научная статья по теме Технологические этапы и механизмы развития аксиологического отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания Науковедение

Текст научной статьи на тему «Технологические этапы и механизмы развития аксиологического отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания»

Пермякова Н.Е., старший преподаватель Челябинского

государственного педагогического университета

ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕТОДИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Логика социогенеза оказалась такова, что в общественном сознании людей прочно утвердилась так называемая парадигма человеческой исключительности, которая и определила самые различные аспекты взаимоотношений человека и природы. Для них характерны антиэкологизм и социальный оптимизм, т.е. антропоцентрический тип экологического сознания. Такая парадигма человеческой исключительности предстает как «парадигма человеческой освобожденности» от подчинения объективным экологическим законам. Базирующихся на этих идеях подход назван в науке антропоцентристским. Кратко перечислим его ведущие положения:

1. Высшая ценность принадлежит человеку, который является самым самоценным. Все остальное в природе ценно постольку, поскольку может быть полезно человеку. То, что наносит ему хоть какой-то вред, антиценно.

2. Иерархическая картина мира такова: на вершине - человек, несколько ниже - вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже - различные объекты природы, место которых определяется полезностью для человека.

3. Целью взаимодействия с природой удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и других с целью получения и использования определенного «полезного продукта».

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»; правильно и разрешено лишь то, что является полезным для человека.

5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обязательная «окружающая среда».

6. Этические нормы и правила действуют только в мире и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

7. Дальнейшие развития природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

8. Деятельность по охране природы продиктована дальнейшим прагматизмом: необходимость установить природную среду, чтобы ею пользовались следующие поколения.

Итак, антропоцентристский подход - это система представлений о мире, для которых характерны противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, а также восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека и практический характер мотивов и целей взаимодействия с ней. Понимание того, что антропоцентристский подход заводит в тупик, является предпосылкой экологического кризиса, что, в свою очередь, приводит к возникновению так называемой новой «инвайроментальной парадигмы», которой присуще следующее: а) несмотря на то, что человек обладает исключительными характеристиками (культура и т.д.), он остается одним из множества видов на земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную, экологическую систему; б) человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, в которые он включен и которые налагают на его деятельность определённые физико-химические и биологические ограничения: человек живёт не только в социальном, но и природном контексте; в) хотя человеческий интеллект позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее

экологические законы не утрачивают для него своей обязательности. Базирующийся на таких постулатах подход может быть назван в целом экоцентрическим. Опишем его основные особенности:

1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. При этом природная признаётся изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека; человек является одним из членов природного сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира: человек не признаётся обладающим какими-то особенными привилегиями лишь потому, что он имеет разум, который налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей природе.

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода экологическим императивом: правильно и разрешено лишь то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5. Природа и всё природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.

6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, та и на взаимодействие с миром природы.

7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции взаимовыгодного единства.

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранять природу от её самой.

Все это позволяет нам под экоцентрическим подходом понимать систему представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность и безопасность, отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природы как полноправного субъекта взаимоотношений в системе «человек-природа-общество» (защищенного как экологическим правом, так и моральными принципами экологической (универсальной) этики), как партнёра по взаимодействию с человеком и социумом. Тогда как в настоящее время в экологическом воспитании доминирует антропоцентрическая педагогическая парадигма устоявшаяся, ставшая привычной точкой зрения, моделью -стандартом решения педагогических задач экологического воспитания, которые продолжают применяться, несмотря на то, что в современной педагогической науке и эффективной практике уже давно имеются факты, ставящие под сомнения данную парадигму.

Множество факторов свидетельствует о том, что система «общество - природа» находится сегодня в кризисном, предельно неустойчивом состоянии, о приближении системы к очередному бифуркационному переходу. Одним из характерных признаков этого является тотальный кризис человеческого бытия, кризис души. Это представляется особенно тревожным, поскольку именно человечество призвано стать разумной компонентой развития биосферы Земли. Уверенность в перспективе существования человечества должна проистекать из глубинного осознания единства человечества и биосферы, заложенного в самом раннем возрасте и лишь затем обоснованного данными естественных и социогуманитарных наук. Экологическое образование при этом становится непрерывным, активным, открытым. Такое образование соответствует предложенной А.Д. Урсулом концепции «опережающего образования.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что сегодня необходим новый подход к экологическому воспитанию, который должен быть направлен на развитие экологического сознания ребенка (С.А. Глазачев, С.Д. Дерябо, Д.Н. Кавтарадзе, В.В. Латюшин, А.А. Моисеев, А.Д. Урсул, В.А. Ясвин и др.), воспитания новой личности с экологической мировоззренческой установкой.

В этом случае воспитательный духовно-нравственный компонент проектируемой нами модели развития экологического воспитания дошкольников будет пронизан общей аксиологически-целевой установкой всей системы дошкольного образования, став гарантом успешного процесса в реализации задач осуществления экологического воспитания дошкольников.

Идея коэволюции благодаря системе непрерывного, опережающего экологического образования таким образом сможет утвердиться в общественном сознании как в сфере рационального, в форме знания, так и в ценностно-мотивационной сфере, превращая экологические и общенаучные знания в убеждения, способствуя развитию нового типа эксцентрического экологического сознания человечества в условиях открытого общества.

Список литера туры

1. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт [Текст] / С.Н. Глазачев // Экологическое образование в России: проблемы и практика. - М., 1995. -С. 26-36.

2. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин - Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. - 480 с.

3. Латюшин В.В. Воспитание любви к природе [Текст]: метод. реком. учителям биологии / В.В. Латюшин. - Челябинск: ЧГПИ 1987. - 62 с.

4. Моисеева Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.В. Моисеева, И.Р. Колтунова. - Екатеринбург, 1993. - 28 с.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком