научная статья по теме Технологии воздействия на человеческое сознание Философия

Текст научной статьи на тему «Технологии воздействия на человеческое сознание»

Технологии воздействия на человеческое сознание

Е.В. ПОЛИКАРПОВА кандидат философских наук, доцент

Исследование механизмов воздействия

современных технологий на человеческое сознание предполагает использование соответствующих концептуально-методологических основ. Первой из таких основ выступают положения созданной выдающимся советским психологом Л С. Выготским

и

культурно-исторической психологии1. В данном случае значительный интерес представляет следующее фундаментальное положение культурно-исторической психологии: развитие человека происходите направлении от интерпсихического (взаимодействие между людьми) к интрапсихическому (сложным процессам в психике отдельного ребенка), т.е. первое является необходимым условием второго. Другими словами, психика индивида-это не механическая надстройка культурной психики над натуральной психикой человека, она представляет собой преобразованный, окультуренный натуральный субстрат психики человека. Культурно-историческая психология оказывается востребованной именно сейчас, в эпоху бурного развития информационной, мультимедийной культуры, чьи технологии эффективно используются для обработки человеческого сознания. Поэтому вполне естественно, что в качестве методологической основы

1 См.: Выготский Л.С. Психология. М., 2000; Поликарпова В.А. Эвристический потенциал культурно-исторической психологии. Ростов-на-Дону-Таганрог, 2004.

следует выбрать фундаментальные идеи культурно-исторической психологии.

Исследования показывают, что эвристический потенциал культурно-исторической психологии используется, во-первых, для выяснения воздействия на психику современного человека компьютерных технологий, погружающих его в виртуальную реальность; во-вторых, в качестве методологического принципа для разработки основных проблем информатики и искусственного интеллекта; в-третьих, для использования эмоциональных реакций человека во взаимодействии интерфейса с соответствующим образом сконструированным компьютером; в-четвертых, для различения виртуальной реальности и объективной реальности и для решения актуальных проблем робототехники, а также электронных масс-медиа, которые связаны с технологиями погружения виртуального объекта и субъекта в реальный мир1.

Второй концептуально-методологической основой исследования технологий обработки человеческого сознания является фундаментальная категория информации. В настоящее время исследование любых сфер деятельности человека, любых объектов его познания и практики прежде всего представляет собой изучение информационных параметров. Другими словами, первостепенное значение в исследовании человеческой деятельности имеет теоретико-информационный подход, чья спецификация детерминирована контекстом дифференцированной социокультурной среды. Поэтому естественно, что существует несколько сот определений информации, т.е. существует проблема множества дефиниций, различных интерпретаций

1 См.: Поликарпова В.А. Указ. соч.

информации, которую пытается решить современная наука: «негэнтропийный принцип информации» (Л. Брюллизн), мера определенности в переданном сообщении, мера разнообразия (У. Эшби), «мера изменения состояния системы в сторону усложнения и развития» (А.А. Силин), «определенная порция порядка» (Б. Кадомцев), мера выбора самоорганизующейся системы (И. Мелик-Гайказян), «мера возможности выбора» (У. Эко), сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах/которые не зависят от формы их представления, и пр. Это означает, что понятие информации оказывается многозначным, что многообразие его интерпретаций выражает весьма сложный характер реального мира, затрудняя понимание технологий обработки человеческого сознания. Однако следует считаться с тем обстоятельством, что информация сейчас получила статус философской и общенаучной категории. Это обусловлено следующими факторами: 1) понятие информации широко применяется в науке, технике, искусстве и повседневной жизни; 2) информация является одним из фундаментальных компонентов современной картины мира; 3) понятие информации невозможно рассматривать без фундаментального понятия отражения.

Вполне естественно, что третьей

концептуально-методологической основой исследования технологий обработки человеческого сознания служит теория отражения. В рамках материалистической теории познания понятие «отражение» означает адекватность содержания образов и понятий объективной реальности2. Информация связана с отражением как всеобщим свойством материи, ее атрибутом, причем

2 См.: Швырев B.C. Отражение // Философский словарь/ Под ред. ИТ. Фролова. М., 2001, с. 404.

необходимо проводить различие между объективной и субъективной информацией. В этом случае открываются новые возможности понимания механизмов обработки человеческого сознания посредством воздействия на психику человека новейших технологий. Вопреки распространенным представлениям не существует машинной, биологической, эмоциональной,

человеческой информации, ибо она представляет собою не субстанцию, она есть форма, «мигрирующая структура», т.е. то, что «придает форму»3.

Четвертая концептуально-методологическая основа исследования технологий обработки человеческого сознания -это парадигма информационного общества. В настоящее время человек и общество находятся на очередном (дигитальном, цифровом) этапе происходящей информационной революции, благодаря которой значительно возросло значение информации (и технологий обработки человеческого сознания типа ЫдИ-Иите технологий) в жизнедеятельности современного человека. Обусловленная этой революцией информатизация, включающая в себя технологии обработки человеческого сознания, постепенно меняет образ жизни, само общество и восприятие мира индивидом и скоррелированное с ним его поведение. Существенным является здесь то, что информационная революция способствовала возникновению и развитию информационного общества, точнее, общества знания. Сутью этого общества является теоретическое знание, так как оно выступает ядром общественных отношений 4 . Вместе с тем необходимо иметь в виду, что потенциал теоретического

3 Ребане А.К. Информация как мигрирующая структура // Труды по философии - XII. Тарту. 1969, с. 23.

4 См.: Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

знания, чьим носителем выступает человек, проявляется в воздействии на будущее. Поэтому сейчас используются технологии обработки человеческого сознания, прежде всего информационные технологии масс-медиа, для воздействия на жизнедеятельность человека (сейчас масс-медиа являются одним из самых мощных источников знаний индивида об окружающем мире).

Пятой концептуально-методологической основой выяснения особенностей использования технологий обработки человеческого сознания является теория социального конструирования реальности. Как известно, представление о социальной реальности как единстве объективного (институционального) и субъективного (содержащегося в сознании людей) введено в науку А. Шюцом, одним из наиболее влиятельных представителей феноменологической традиции в социальном познании. Им был отвергнут натурализм, принимающий в качестве объективной данности социальную реальность, так как социальные науки не просто изучают социальный мир, а принимают участие в его создании совместно с носителями обыденного сознания, которые созидают социальный мир и имеют знания о нем5. Согласно А. Шюцу, повседневность - это мир самоочевидности, которую каждый разделяет с другими индивидами и воспроизводит по привычке в своей жизнедеятельности. Именно это выступает в качестве методологической основы философского анализа социального знания и социального конструирования реальности, что позволяет объяснить механизмы обработки человеческого сознания.

Шестая концептуально-методологическая основа исследования технологий обработки человеческого

5 См.: Шюц А. Формирование понятия и теории в социальных науках // Культурология: Дайджест, 2003, № 1.

сознания представляет собою фундаментальную концепцию асимметрии человеческого мозга. В настоящее время значительное внимание уделяется применению на практике этой концепции, особенно в условиях информационной, мультимедийной культуры. Именно функциональная асимметрия человеческого мозга как нейропсихологический феномен служит адекватной методологической основой для понимания эффективности новейших технологий обработки человеческого сознания в контексте информационной культуры современного общества.

Седьмая концептуально-методологическая основа исследования технологий обработки человеческого сознания - это аксиологическая теория. В этом плане представляют интерес работы академика П.Н. Сакулина, связанные с привнесением социологического метода в литературоведческие исследования6. Попытка переноса сакулинского метода социально-синтетического построения в область философского исследования культуронаследовательных и аксиологических функций технологий обработки человеческого сознания (особенно посредством технологий масс-медиа) дает возможность путем синтеза социальных и аксиологических факторов получить достаточно полную картину процесса формирования этими технологиями социальных ценностей, определить степень их инклюзии и проследить трансляцию во времени.

Восьмой концептуально-методологической основой исследования технологий обработки человеческого сознания является парадигма синергетики и выросшее в ее рамках фрактальное исчисление (фрактальный подход к миру). Сейчас постнеклассическая научная картина мира представляет собою стохастическую

6 См.: Сакулин П.Н. Философия и культурология. М., 1990.

картину мира, получившую широкое распространение не только в естествознании, но и в социальном и гуманитарном знании 7 . В итоге линейное мировосприятие сменяется нелинейным, которое сопряжено с нелинейным мышлением, что выражено в синергетическом мировидении. Основным моментом парадигмы синергетики, который имеет значение для анализа проблемы технологий обработки человеческого сознания в контексте информационного общества, является нелинейность любых сложных динамических систем, прежде всего самого человека и его сознания.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком