научная статья по теме ТЕКСТЫ ПИРАМИДЫ ПЕПИ I: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ГРОБНИЦЫ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ТЕКСТЫ ПИРАМИДЫ ПЕПИ I: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ГРОБНИЦЫ»

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ТЕКСТЫ ПИРАМИДЫ ПЕПИ I: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ГРОБНИЦЫ

© 2015 Ю.А. ПРОНИНА

О, Пепи, не ушел ты мертвым, ты ушел живым. Воссядь на престоле Осириса со скипетром в руке и правь живыми, со своим лотособутонным скипетром -и правь теми, чьи места пребывания сокрыты...

(Тексты пирамид, гл. 213)

Пирамида царя Пепи I (VI династия, XXIII в. до н.э.) представляет собой уникальный научный объект. Именно здесь впервые в истории египтологии были обнаружены надписи, называемые с тех пор Текстами пирамид. В публикуемой статье затрагиваются такие существенные для изучения Текстов пирамид дискуссионные проблемы, как порядок их чтения, их смысловая связь с пространством гробницы Пепи I, погребальным ритуалом, который там совершался, техника нанесения текстов на стены внутренних покоев его пирамиды, изменение расположения этих текстов на гробничных стенах по сравнению с гробницами его царственных предшественников и преемников.

Ключевые слова: Древний Египет, пирамида Пепи I, Тексты пирамид.

Тексты пирамиды Пепи I вызвали огромный интерес ученых с момента их обнаружения в XIX в. [Maspero, 1884, p. 158]. Особый вклад в изучение надписей, вырезанных на стенах подземных помещений этой пирамиды, внесла Французская археологическая экспедиция в Саккара (ФАЭ) (Mission archéologique française de Saqqarah) [Leclant, 1967-1984; Leclant, Clerc, 1985-2001; Leclant, 1993; Leclant, Labrousse, 1998; Leclant, Labrousse, 2001; Leclant, Labrousse, 2006; Dobrev et al., 2000].

Как известно, основное назначение Текстов пирамид - помочь усопшему царю, преодолев все препятствия и опасности загробного мира, вступить в божественный мир, "присоединиться к его обитателям и стать одним из них" [Ассман, 1999, с. 110], стать блаженным бессмертным во главе других обитателей иного мира. Переход в инобытие, по представлениям египтян, обеспечивался сакральным знанием и ритуалом, сопровождавшимся произнесением соответствующих фраз, которые и были зафиксированы в Текстах пирамид.

По сравнению с первой пирамидой, содержащей тексты, - пирамидой Унаса, свод текстов у его преемников, царей VI династии постепенно увеличивается и изменяется. Наибольшее количество текстов обнаружено на внутренних стенах именно пирамиды Пепи I. Текстами покрыты все помещения пирамиды Пепи I, за исключением сердаба (помещения со статуями усопшего): погребальная камера (P/F), передняя камера (P/A), переход из передней в погребальную камеру (P/A-F), переход из передней камеры в сердаб (P/A-S), горизонтальный переход (P/C), наклонный коридор

(P/D). Примененный в гробнице Пепи I принцип расположения ряда текстов и главы текстов нового содержания были использованы впоследствии в пирамидах его преемников. Ранее большинство ученых полагало, что Тексты пирамид - исключительно царские по происхождению, и появление новых заупокойных текстов - Текстов саркофагов - связано с так называемой демократизацией поминального культа. Теперь эта точка зрения подвергается критике [Павлова, 1999, с. 192, прим. 2; Hays, 2011, p. 115-130].

В пирамиде Пепи I тексты выполнены красивыми иероглифами и окрашены в яркий зеленый цвет [Leclant, 1990, p. 64], который сохранился до наших дней. Этот цвет молодой весенней поросли, цвет жизни - wid [Mathieu, 2009, p. 38], символизировал возрождение и столь желанное для царя бессмертие. Анализ образцов фрагментов настенной росписи гробницы Пепи I показал, что в качестве красителей для изготовления зеленой краски применялись мелко истолченные минералы: малахит, атакамит и паратакамит [Leclant, 1979(1), p. 289].

Используя метод сравнительного анализа Текстов пирамид во всех царских гробницах Древнего царства, удалось восстановить этапы нанесения текстов на внутренние стены пирамиды. Известно, что сначала стены заупокойных помещений покрывались специальным гипсовым раствором [Лукас, 1958, с. 77]. После этого древние рисовальщики приступали непосредственно к самой важной и трудоемкой работе - работе над изображениями и воспроизведением текстов [Богословский, 1983, с. 114-118]. Вначале на стенах делались заготовки. На поверхности размечались клетки ("сетка"), красной краской, используя модели, писались эскизы иероглифов и рельефов, которые затем детально прорисовывались черным цветом. Красным цветом наносились также две вертикальные черты, ограничивавшие максимальную ширину знаков. Таких заготовок в пирамиде Пепи I было обнаружено много [Labrousse, 1996, p. 126]. Затем тексты проверялись, исправлялись технические ошибки в нанесенных рисунках и текст обрабатывался для усопшего царя.

После подготовительных работ резчик по камню высекал сами иероглифы. Образцами для настенных изображений служили папирусы со "стандартными" текстами1. На данном этапе тексты вновь тщательно проверялись, скорее всего, писцом. Он сверял тексты с образцами на папирусах и определял, насколько удачно они могут быть размещены на внутренних стенах помещений пирамиды и соответствуют избранному для данного царя своду текстов.

Изучение сохранившихся в пирамиде Пепи I текстов показало, что техника изображения и размеры древних иероглифов зачастую даже на одной и той же стене довольно сильно различаются. Возможно, столь заметные различия можно объяснить одновременной работой сразу нескольких мастеров [Богословский, 1983, с. 114; Савельева, 1971, с. 106]. Как пишет И. Пьер-Круазьо, "подобные отличия явились следствием того, что тексты на стенах вырезались разными людьми, одни скульпторы были опытнее других или были более добросовестными, и каждый из них применял собственную методику" [Pierre-Croisiau, 1990, p. 67].

Более крупные иероглифы имеют удлиненную форму, стиль изображения таких знаков тот же, что и в пирамидах предшественников Пепи I - Унаса и Тети. Тексты с иероглифами большого размера содержат исправления (выскабливания и замены на иероглифы маленького размера), за исключением текстов восточной стены передней части горизонтального перехода (P/Cant/E). Что касается иероглифов маленького размера, их можно разделить на две группы2. Для первой группы знаков характерны четкость и тщательность изображения (прорисованы даже мелкие детали - перья птиц и детали корзин), иероглифы расположены близко друг к другу. Знаки второй группы

1 Фрагмент папируса с Текстами пирамид (речение 217, § 155-159) был обнаружен в заупокойном храме царя Пепи I [Leclant, Clerc, 1987, p. 318; Leclant, 1986, p. 418-419].

2 Тексты нанесены иероглифами большого размера на следующих стенах пирамиды Пепи I: P/F/E, P/A/E, P/A-F/N, P/A-F/S, P/A-S/N, P/A-S/S, P/Cpost/ E, P/Cpost/W, P/Cmed/E, P/Cmed/W, P/Cant/E. Маленькими иероглифами нанесены тексты: P/F/N, P/F/S, P/F/W, P/A/N, P/A/S, P/A/W, P/Cant/W, P/V/S, P/V/E, P/V/W, P/Dpost/E, P/Dpost/W, P/Dant/E, P/Dant/W [Pierre-Croisiau, 1994, p. 300].

вырезаны упрощенно, без какой-либо детальной отделки. Сюда относятся иероглифы, расположенные в наклонном коридоре (P/D).

Исследования графических особенностей текстов пирамиды Пепи I позволили И. Пьер-Круазьо сделать следующие выводы [Pierre-Croisiau, 1990, p. 68; Pierre-Croi-siau, 1994, p. 311, 313]: тексты были нанесены с промежутком во времени, и каждый резчик использовал приемы, присущие тому или иному конкретному периоду. Первоначально иероглифами большого размера были нанесены тексты во всех помещениях пирамиды, вплоть до каменных опускающихся дверей: P/F, P/A, P/A-F, P/A-S, P/Cpost, P/Cmed. Следующий этап - тексты восточной стены передней части горизонтального перехода (P/Cant/E), нанесенные большими иероглифами и не имеющие исправлений. Третий этап - нанесение текстов маленькими иероглифами в помещениях пирамиды: сначала на северной, южной и западной стене погребальной и передней камеры, затем в передней части западной стены горизонтального перехода (P/Cant/W), в вестибюле. Возможно, в это же время проводились исправления текстов, изображенных большими иероглифами. Последний этап - тексты наклонного коридора (P/D). Возможно, тексты в этой части подземных помещений наносились в спешке, в момент смерти царя, о чем может свидетельствовать стиль изображения иероглифов.

Как упоминалось выше, надписи в пирамиде царя Пепи I, как и в других пирамидах с текстами, подвергались сознательным изменениям. В некоторых местах текст исправлялся несколько раз. Заменяемые знаки иногда соскребали, а иногда покрывали сверху гипсом-штукатуркой. Например, на западной стене погребальной камеры (P/F/W), на северной стене передней камеры (P/A/N), с двух сторон на стенах в переходе с каменными опускающимися дверьми (P/C/E, P/C/W). Данные изменения относятся к текстам, выполненным знаками большого размера. Тексты с маленькими иероглифами исправлений не имеют.

Так, например, местоимения первого лица были заменены местоимениями третьего лица, а затем картушем с именем царя (Пепи или Мерира): P/A/E, P/Cmed/E, P/Cmed/W, P/Cpost/W [Pierre-Croisiau, 1994, p. 306]. Подобные изменения текста, обнаруженные в пирамиде Унаса, по мнению Б. Матьё, позволяют предположить, что в данном эпизоде царского погребального ритуала царь был слушателем, а сами тексты произносил жрец, проводивший ритуал [Mathieu, 1996, p. 291-292]. Вероятно, тут же присутствовал и наследник престола. Основной целью изменений текста было достижение наибольшей действенности ритуала - превращение царя в бессмертного Ah (sAhw).

На восточной стене передней камеры (P/A/E) встречаются довольно редкие иероглифические изображения различных животных (млекопитающих), таких как лев, бык, корова, жираф, слон [Lauer, 1972, p. 589]. Контур данных знаков полностью высечен на камне, однако раскрашена только передняя часть изображения животного, задняя часть (или середина) - не закрашена или заполнена наполовину гипсом. Иногда эти знаки заменены другими. Подобное умышленное повреждение знаков встречается и в более ранних пирамидах - Унаса (один раз) и Тети, а также в пирамидах царей - преемников Пепи I - Меренра и Пепи II. Такие изменения связаны с религиозными представлениями египтян: любое изображение живого существа обладало магическими свойствами, и писцы старались "обез

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком