научная статья по теме ТЕМА ПРОЩЕНИЯ В «ПОВЕСТИ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛСЯ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ» Языкознание

Текст научной статьи на тему «ТЕМА ПРОЩЕНИЯ В «ПОВЕСТИ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛСЯ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ»»

Тема прощения в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

© Е. И. ГОЛУБЕВА

В статье приводятся тексты из Священного Писания о необходимости взаимного прощения, отказа от зависти, препирательств, вражды. Показано, что Гоголь был хорошо знаком с этими текстами и что именно они позволяют по-настоящему понять «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Ключевые слова: тексты Нового Завета, «Повесть о том, как посо-рился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя, свинья как олицетворение греха.

В отрыве от евангельского текста теряются те нравственные поучения, которые присутствуют во многих произведениях Н.В. Гоголя. Глубинного смысла гоголевской «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» не понять до конца без сопоставления ее с откровениями Священного Писания. Повесть превращается просто в миниатюру, забавную и смешную: как из-за пустяка поссорились два приятеля. Если же смотреть через призму Евангелия, то мы увидим

грустную, даже страшную историю о том, к чему приводят гордость и непрощение.

Исследователи не раз обращали внимание на тему прощения в «Повести...», делались попытки сопоставления произведения с Евангелием, но полного освещения не было, а ведь рассказанная Гоголем история имеет много смысловых параллелей в Новом Завете: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» [Кол. 3: 12-13]; «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собой» [1 Кор. 6: 7]; «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» [Мф. 18: 35]; «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до се-мижды семидесяти раз» [Мф. 18: 21-22]; «Кто говорит "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» [1 Ин. 4: 20-21].

Наиболее созвучны сюжетной канве гоголевской повести слова апостола Матфея: «Мирись с соперником своим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (мелкая древнеримская монета. - Е.Г.)» [Мф. 5: 25-26].

В этом евангельском предостережении содержится, словно в свернутом виде, вся гоголевская история. После ссоры бывшие приятели из-за гордости не сделали попыток к примирению, наоборот, боясь, что соперник опередит, поспешили к судье с требованием наказать обидчика: Иван Никифорович просит недруга «в кандалы заковать и в тюрьму, или государственный острог, препроводить, и там уже, по усмотрению, лиша чинов и дворянства, добре барбарами шмаровать (бить плетьми. -Е.Г.) и в Сибирь на каторгу по надобности заточить; проторы (издержки, расходы. - Е.Г.), убытки велеть ему заплатить» [1. Т. 2. С. 478], а Иван Иванович - привлечь «ко взысканию штрафа, удовлетворения проторей и убытков присудить и самого, яко нарушителя, в кандалы забить и, заковавши, в городскую тюрьму препроводить» [Там же. С. 474].

Тяжба, длившаяся долгие годы, сказалась на благосостоянии непримиримых врагов, готовых отдать все, до последнего кодранта, чтобы выиграть дело. Разрушительно подействовала ссора и на самих героев -рассказчик не узнал их сперва, а затем отметил губительные изменения: «некогда вполне здоровые и крепкие герои превращаются в седых морщинистых стариков, которых трудно узнать» [2]. Любой грех - как болезнь - оставляет свой отпечаток на человеке.

Но почему же гоголевские герои не в силах преодолеть эту страсть? Сильная воля нужна человеку, чтобы вырваться из невидимых сетей греха. Своим, как всегда метким, выражением - «Ивана Никифоровича и Ивана Ивановича сам черт связал веревочкой» [Т. 2. С. 453] - писатель напоминает о власти тайных, порою трудно преодолимых темных сил над людьми.

Гоголь показывает, как отступление героев от заповеди о любви к ближнему открывает путь страстям, мешающим примирению: ведь евангельское понимание любви предполагает прощение. Поэтому, хотя жители Миргорода неоднократно пытались примирить бывших друзей, однако гордыня и себялюбие - неотъемлемые спутники обиды - каждый раз не позволяли вспомнить евангельскую заповедь о том, сколько раз нужно прощать согрешившего: «до седмижды семидесяти раз».

Другим напоминанием о появлении нечистой силы в повести - не явно зримом, как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», а тайном, и потому более опасном и губительном, является эпизод с бурой свиньей. В Священном Писании это животное предстает как олицетворение греха [Лев. 11: 7; Мф. 7: 6; Мф. 8: 30-32; Мк. 5: 11-14; Лк 8: 32-33]: «и вымытая свинья идет валяться в грязи» [2 Петр. 2: 22]. Гоголь, хорошо знавший Библию, конечно, помнил об образе свиньи из эпизода о бесноватом, об этом свидетельствует пословица «Хвалился чорт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньей не дал власти», которую Гоголь упоминает в письме к С.Т. Аксакову [Т. 12. С. 391]. В повести появление свиньи - сначала в разговоре о ружье, с которого началась ссора, а потом и сразу после подачи жалобы, - становится знаком вмешательства бесов в жизнь главных героев, символом богоотступнической сути этой тяжбы: «В это время бурая свинья вбежала в комнату и схватила, к удивлению присутствовавших, не пирог или хлебную корку, но прошение Ивана Никифоровича, которое лежало на конце стола, перевесившись листами вниз» [Т. 2. С. 478].

Это происшествие дает новый виток затихнувшей на время вражде -Иван Никифорович обвиняет Ивана Ивановича, что тот специально подучил свою свинью совершить это «злодеяние»: «.оная свинья есть животное глупое и тем паче способное к хищению бумаги. Из чего очевидно явствует, что часто поминаемая свинья не иначе как была подущена к тому самим противником, называющим себя дворянином Иваном, Ивановым сыном, Перерепенком» [ Там же. С. 484].

В конце повести герои переносят вражду даже в церковь, «перенося, тем самым, прозаическую ссору в совершенно иную духовную перспективу. Самим вторжением в праздничный день демона разлада в это духовное пространство подчеркивается отказ героев от любви Бога и отказ от Его благодати» [3. С. 243].

Под влиянием ссоры меняется и общая тональность повести. Праздничная, солнечная атмосфера сменяется унылой, дождливой: «праздничный день оборачивается днем скучным и больным, окна церкви поэтому "обливались дождливыми слезами"» [Там же. C. 244]. Приведем это описание церкви, где происходит последняя сцена, оно словно отражает внутреннее состояние героев: «Свечи при пасмурном, лучше сказать -больном дне, как-то были странно неприятны; темные притворы были печальны; продолговатые окна с круглыми стеклами обливались дождливыми слезами» [Т. 2. С. 496].

Немало глубоких мыслей Гоголя о взаимоотношениях между людьми, о любви и ненависти, о прощении можно найти среди его помет на принадлежавшей ему Библии. С детства он хорошо знал Священное Писание, постоянно перечитывал оба Завета и для более глубокого понимания делал выписки и пометы на полях Библии. Так, в Первом Соборном Послании святого апостола Иоанна Богослова писателя привлекли слова: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» [1 Ин. 3: 11-18]. Гоголь отметил их подчеркиванием и пометой: «Кто суть любящие и нелюбящие брата» [Т. 9. С. 150]. Судьба таких людей раскрывается во второй главе этого же послания в стихах девятом и одиннадцатом, на полях которой Гоголь сделал пометы, отражающие смысл новозаветного отрывка: «Ненавидяй брата - во тьме» [Там же. С. 149], «Любящий брата ходит во Свете» [Там же. С. 150].

Явные смысловые взаимосвязи прослеживаются между гоголевской «Повестью...» и началом четвертой главы Соборного Послания святого апостола Иакова, напротив которой Гоголь сделал запись «Откуда брани и свары?» [Там же. С. 149]: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» [Иак. 4: 1-3].

Здесь вполне очевидна смысловая параллель с гоголевской повестью: Иван Иванович хотел приобрести не для какой-либо пользы, а просто -чтоб было. Он просил - и не получил. Из-за этого и началась вражда.

Повести Гоголя, при всей их веселости и легкости, полны сокровенного смысла. Евангельские параллели, которые обнаруживаются в его произведениях, способствуют более глубокому пониманию их нравственного смысла. Так «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» становится историей о нарушении заповеди о евангельской любви к ближнему, подразумевающей прощение, отказ от вражды. И нарушение это всегда чревато расплатой: «Что посеет человек, то и пожнет» [Гал. 6: 7].

Литература

1. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем. В 17 т. М.-Киев, 2009-2010. Далее указ. только том и стр.

2. АлександроваИ.В. «Нет повести печальнее...» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя и комедия А.А. Шаховского «Ссора, или Два соседа») // Феномен Гоголя: Материалы Юбилейной международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя / Под ред. М.Н. Виролайнен, А.А. Карпова. СПб., 2011. С. 202.

3. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2004.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком