научная статья по теме ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТУРИЗМА КАК МАССОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТУРИЗМА КАК МАССОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ»

------------------2006------------------

Соколова М.В., кандидат исторических наук, доцент Института туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса

ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТУРИЗМА КАК МАССОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ

В ХХ веке можно назвать несколько отправных точек, послуживших основой для массового туризма. Это, во-первых, введение оплачиваемых отпусков1, и в целом демократизация общества, когда отдых перестает быть привилегией богатых. Во-вторых, демографический взрыв , последовавший после окончания Второй мировой войны в странах Запада, привел к тому, что в 60-е гг. ХХ века послевоенное поколение достигло возраста, позволявшего активно путешествовать. В-третьих, социальные программы 60-80-х гг. в западноевропейских странах дали возможность пенсионерам в массе своей совершать турпоездки. При этом они (пенсионеры) стали составлять значительный сегмент туристского рынка. В-четвертых, с конца 80-х гг. такие страны Юго-Восточной Азии как, в первую очередь, Япония и Южная Корея, чье стремительное экономическое развитие привело к качественному скачку уровня и качества жизни населения, а затем и Китай, также широкомасштабно включились в туристский процесс. В-пятых, интеграционные направления в постиндустриальных государствах упрощали многие процедуры при оформлении зарубежных поездок и стандартизировали уровень услуг в этом секторе рынка, что стимулировало развитие туризма. И, в-шестых, туризм стал признаваться постиндустриальными странами, одной из ведущих отраслей государственной экономики.

Но основой, базой для возникновения массового туризма, с нашей точки зрения, нужно считать темпоральные предпосылки. Туризм возможен лишь в свободное, досуговое время человека. Этнологическая ретроспектива дает основания говорить о том, что уже в первобытных коллективах существовал досуг, который использовался, в частности, для угощений. При этом походы в гости далеко не всегда преследовали экономические, политические, се-мейно-брачные либо иные причины3. Трудно, а может быть и невозможно реконструировать первобытное мышление человека в отношении того: осмысливалось ли им свободное время, и если осмысливалось, то какое содержание вкладывалось в проведение досуга. Согласно А.И. Пигалеву лишь древние греки сумели адекватно оценить время досуга4. Эта точка зрения, безусловно, заслуживает внимания. Но недостаток или отсутствие соответствующих письменных источников более ранних эпох, с нашей точки зрения, не дает оснований безапелляционно утверждать, что народы ранних цивилизаций не имели проблему свободного времени и не пытались разнообразить свой досуг.

Путешествия древности, носившие паломнический, спортивный, научный, оздоровительно-лечебный, культурно-познавательный характер могли проходить и проходили в подавляющем количестве случаев в свободное от основной трудовой деятельности время (в нашем случае, как правило, торговой или дипломатической). То же можно сказать и об эпохах Средневековья и Нового времени. Туризм, как массовое явление, не мог появиться раньше XX века, так как для этого не вызрели объективные предпосылки, одной из которых

1 Пионером в этом была Франция, в которой правительством Народного фронта в 1936 г. были не только введены оплачиваемые отпуска, но и 40-часовая рабочая неделя.

2 Население Европы и Северной Америке, согласно подсчетам, увеличилось в первое послевоенное десятилетие на 700 тыс. чел. См. Демографический энциклопедический словарь. - М.: 1985. С. 69.

3 См. Косвен М. Происхождение обмена и меры ценности. - М.-Л: 1927. С. 12.

4 Пигалев А.И. Время культуры. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1. - СПб.: 1998. С. 131.

------------------2006------------------

является наличие достаточного количества свободного времени у большинства населения. Этим большинством трудоспособного населения в первой половине ХХ века постепенно становится пролетариат.

Туризм даже в современном мире представляет собой явление урбанистическое. Деревенские жители мало путешествуют. Согласно современным социологическим опросам, туризм не входит в десятку наиболее привлекательных занятий для проведения свободного времени сельчанами5. В постиндустриальных странах фермеры и работники подсобных хозяйств составляют туристский контингент лишь в «средний» и «низкий» сезоны, а также в зимнее время, участвуя в рождественских и новогодних турах. Эта социальная группа «из-за отсутствия четко регулируемого отпуска или возможности выделения времени на отдых является исключительно неблагоприятной для туризма группой» (выделено - М.С.)6. Поэтому в исторической ретроспективе в туристском аспекте будет рассматриваться генезис феномена «свободное» или «досуговое» время лишь применительно к горожанам.

Свободным временем в достаточном количестве, чтобы осуществлять какие-либо туры обладали, во-первых, члены правящей элиты, во-вторых, часть научной и художественной интеллигенции (зачастую вообще считавшие себя - «гражданами мира» и большую часть жизни проводившие в путешествиях), отчасти дипломаты, представители культа, негоцианты и, впоследствии, буржуазия. Но даже в совокупности представители всех этих социальных групп и слоев никогда не превышали - 10 % населения и традиционного и индустриального обществ. Основная часть населения традиционного общества была занята сельским хозяйством и в связи с вышеизложенным не является объектом исследования по теме досугового времени и его связи с туризмом.

Кроме того, доиндустриальное общество в целом характеризуется как общество статичное, так как в нем в силу не только экономических, но и в не меньшей степени социально-политических причин какие-либо массовые передвижения были просто невозможны из-за наличествовавших там институтов рабства, крепостничества, абсолютистских режимов и пр. Поэтому вопрос о свободе передвижения вообще и о туризме в частности может быть поставлен лишь тогда, когда, во-первых, произошла определенная демократизация и либерализации жизни обществ, и, во-вторых, появился класс, который со временем стал самым массовым в индустриальных странах; т.е. тогда, когда на авансцену истории выходит свободный класс - пролетариат (класс, безусловно, городской).

Процесс превращения пролетариата в класс и борьба его за свои права носили мучительно долгий во временном ракурсе характер. Власти Нидерландов, Англии, Франции многочисленными статутами пытались в ХУ1-ХУШ вв. сохранить свое монопольное положение по руководству и контролю над свободой передвижения7. Согласно этим законам предусматривались различные наказания за бродяжничество, нищенство, уклонение от принудительного труда, в число которых включались экзекуции от порки и клеймения железом до отдачу в рабство и смертной казни8. То же наблюдалось и в колониях. Реально ситуация начала меняться лишь в XIX в. Это становилось возможным потому, что рабочий класс в эпоху промышленного переворота и вслед за ней стал постепенно превращаться в значительную силу в

5 Ращепкина В.Е. Социальная ориентация сельского населения в современных условиях. - М.: 2001. С. 33.

6 Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 103.

7 См., например, Закон об оседлости (или о поселении) 1662 г. в Англии, прикреплявший население к церковным землям. //Мещерякова Н.М. Пролетариат Англии в процессе формирования (первая половина XVIII века). - М.: 1979. - С. 82-97.

8 Проблемы генезиса капитализма. - М.: 1970. С. 147. Социальные движения и борьба идей. Проблемы истории и историографии. - М.: 1982. - С. 94, 97-98.

------------------2006------------------

обществе9, а также и тем, что стала формироваться идеология, отстаивавшая его интересы10. Так, К. Маркс в ряде работ, и особенно в «Капитале» анализировал не только проблемы эксплуатации рабочего класса и различные аспекты рабочего времени пролетариата, но и останавливался на вопросах его свободного времени, справедливо отмечая при этом, что свободное время «основное мерило богатства коммунистического общества, так как это условие для всестороннего развития личности»11. Потому что это то время, которое «остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простор для свободной деятельности и развития. Время это - простор для развития способностей»12.

Имея продолжительность рабочего дня, достигавшую 15-16 часов, при отсутствии оплачиваемых отпусков и низкую заработную плату, трудно вообразить, чтобы у представителей пролетариата и членов их семей имелась возможность турировать. При этом надо принять во внимание тот факт, что даже в середине XIX века рабочих еще трудно было назвать классом, исходя из их абсолютной и относительной численности, о чем выше уже упоминалось. Поэтому, вероятно, можно охарактеризовать марксову картину капиталистического общества как гениальное предвидение. Сельские жители, составлявшие большую часть населения (за исключением Великобритании, но там традиционно было велико количество домашних слуг) даже в эпоху модернизации и раннеиндустриального общества в силу как характера своей деятельности, образа жизни, а также традиционной ментальности, вели (продолжали вести) «статичный» образ жизни.

Постепенно рабочие стали все более активно переходить от оборонительных требований к работодателям к наступательным. Вслед за Великобританией, где пролетариат после продолжительной тридцатилетней борьбы добился в 1847 г. установления 10-часового рабочего дня, стали постепенно проводится меры по ограничению рабочего времени и в других странах. Но этот процесс продвигался довольно медленно. Даже на рубеже XIX и ХХ веков миллионы рабочих мелкой и кустарной промышленности по-прежнему работали до 16 часов в сутки13. Германские рабочие в результате массовых забастовок 70-х годов XIX в., вплоть до начала ХХ века, все же не сумели добиться установления 10-часового рабочего дня.

9 Хотя даже в середине XIX в. численность пролетариата в большинстве промышленно развитых стран была еще сравнительно невелика: в Великобритании - 4,1 млн. (1851), во Франции - 2,5 млн. (1848), в германских государствах - 0,9 м

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком