научная статья по теме ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНЕРЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНЕРЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогическая психология

Москатова А.К., доктор

педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор Российского государственного

университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНЕРЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

«... Ничто так не концентрирует разум, как диссонирующие элементы, ожидающие гармонического решения.» Брайан Грин — «Ткань Космоса»

Введение. Развитие индивидуального сознания молодого поколения, учащихся и студентов, пробуждение у них самоосознания, понимания личностью своего места и возможностей одухотворённой самореализации в прогрессирующем обществе сталкивается с существенными ограничениями тех знаний о духовно-материальной, сознательной природе человека, обитающего в закономерно эволюционирующей Вселенной, которые преподносятся «стандартами» содержания естественных, биологических и гуманитарных дисциплин.

Вузовские и школьные учебники, относящиеся к дисциплинам человековедения, заполнены уходящими в историю, «научными» концепциями — плодами «обоснованных» заблуждений самоуверенных авторов, воспитанных, как правило, на догмах диалектического материализма о беспричинно зародившейся земной природе и успешной «социализации» немых, четвероруких обезьян в говорящих двуногих человеческих предков.

Содержание большинства предметов требуют от учащихся значительного умственного напряжения ввиду непроницаемости смысла и значимости бессистемно изучаемых дисциплин или разделов науки для развития их сознания, мышления, потенциала способностей

и профессионализма. В результате «обучения» будущие специалисты остаются наедине с такими «знаниями», которые устаревают, обесцениваются, притупляют творческое мышление, прежде чем найдут применение в жизненной практике. Хотя образование в контексте развития индивидуального сознания обусловлено непосредственно стремлением личности к постижению знаний, однако их содержательная сторона не позволяет безоговорочно доверять всему, чему учат вузовские учебники и педагоги.

По существу истинное знание, проистекающее из содержания дисциплин, изучающих человека, его психологию, физиологию, наследственность, жизнедеятельность в различных условиях, «должно пройти через сложный внутренний мир человека, отчеканиться в сознании, проникнуться живой силой чувства, пройти через творчество воли, и только тогда это будет истинное, живое знание. А мы сплошь и рядом называем знанием чужие мысли, пронёсшиеся через наш мозг, не задевшие наше сердце и нисколько не повлиявшие на нашу волю. И так как мысли эти не связаны органически с нашим внутренним содержанием (читай — индивидуальным самосознанием — А.М.), то в нашем сознании и появляется хаос, резкие противоречия, постоянные компромиссы». [1]

Более того, нацеленность на профессионализацию образования, отчуждённого от реального человековедения и гуманизма, ограничивает необходимость подготовки молодёжи

к деятельности самоосуществления, к реализации их внутренних духовных и психических сил, созидающих подлинную человечность в человеке. Ради этой гуманной и прогрессивной цели образование нуждается в перестройке, использующей в своих технологиях принципы «человекоцентризма» [2] и «индивидуализации» [3]. Образование и система обучения должны способствовать трансформации самопознания личности от ограниченных образов самовосприятия, самопредставления, самоидентификации к осознанию своих уникальных способностей, своего единства с Высшими измерениями Сознания [4].

Если добавить к этому, что согласно Универсальной Науке Мудрости человек — продукт творящего вселенского Сознания, вселенского Ума и скромный носитель унаследованной способности самопознания постоянно находится в информационном поле интеллекта Универсума, в потоках безбрежного океана Космических Знаний, устремляющих его к вершине духовного совершенства, не остаётся сомнений в необходимости всесторонне и внимательно изучать Человека не отделяя его от Всеобщего Целого, от эволюционирующей многомерной, многоплановой реальности мироздания и царящих в нём разумных существ, от многообразия состояний сознания и выборов свободной воли, от непререкаемых космических Законов [5, 6].

Проблематичность адекватного познания природы человека в существующей системе образования обусловлена состоянием «научного» знания. В классической антропологии человек вообще не изучается как неотделимая составляющая эволюционирующей Реальности — трёхмерного планетарного тела и его ноосферы, многомерного Космического Сознания и Разума. Ни один вопрос человеческой эволюции, освещённый в анналах биологической антропологии, не соответствует Истине и Первопринципу Эволюции, согласно которому ВСЕ взаимозависимые и взаимодополняющие части Целого подчиняются универсальному принципу жизненной динамики «Как Вверху, так и внизу».

Аналитики, изучающие структуру и состояние современной науки с позиции теории познания, заключают, что «поле науки есть целиком поле гипотез и сама идея «доказательств» (как критерия «научности» — А.М.) несёт в себе элемент «рекламы» или «академического консенсуса» на грани заговора учёных (Пол Фейербанд, Избранные труды по методологии науки», 1986).

Наши духовные учителя ещё более категоричны в оценке влияния современной науки и, следовательно, образования на ментальность человечества. Они констатируют, что наука до весьма высокой степени разрушила достоверную интерпретацию жизни; создав кризис противоречивых теорий и потребительское отношение к природе и Земле, она уподобилась мраку, скрывающему Реальность, её смысл, ценность Жизни и саму суть человека. Познания человеком своей истинной сущности и роли в процессах космической эволюции Земли и Вселенной, невероятно ограничены. Опираясь на источники научного и учебного знания, ни преподаватели, ни тем более студенты не в состоянии осознать ценности Разума, Всесозидающего Духа, который направляет психофизическое и духовное развитие человечества.

Преподаватели — биологи, антропологи, психологи и физиологи, транслирующие знания о человеке в доверчивые умы учащихся, не задумываются о сочетании принципов познания с учебной деятельностью. Они не озабочены необходимостью знать и понимать, в каком мире они сами живут, что в нём закономерно меняется, каков образ так называемой «научной картины мира» в современных представлениях, какая роль отведена человечеству в этом стремительно эволюционирующем, многомерном мире? Возникают ли у педагогов вопросы: в какой мере знания, вытекающие из преподаваемых ими частных дисциплин, вписываются в возрастающий поток информации, расширяющей горизонты восприятия взаимосвязанности развития сознания человека и сознания других форм жизни? Обладают ли эти знания силой, побуждающей интеллектуальное и нравственное развитие современной

генерации учащихся и студентов? Обеспечит ли предлагаемый уровень знаний достижение профессионализма в избранной сфере деятельности? Способствует ли воспеваемый «стандарт» предметного содержания изучаемых дисциплин развитию креативно мыслящих, ответственно действующих, компетентных личностей, удовлетворяющих потребностям общественного прогресса? Не соучаствует ли содержание ряда школьных и вузовских дисциплин в деградации коллективного сознания и мышления?

Проблема. В «образовательном пространстве» утрачена смысловая целостность развивающей направленности содержания учебного и научного знания. Оно не имеет никакой связи с достоверно очерченными целями эволюции человечества и планетарного сознания. Не обладая видением и пониманием целей Эволюции мира, планеты, её человечества и каждой индивидуализации, никакая личность не способна развивать своё сознание, свой интеллект, свою телесную форму, свою жизнеспособность. Для человека, как эволюционирующей формы космической жизни, эволюция — это не имеющий ни начала, ни конца процесс самоусовершенствования Сознания, скрытого в бесконечном разнообразии форм видимой, телесной жизни и незримой жизни духа или живой души

[7].

Концептуальные искажения сакральной реальности и причинности мира, извращение и обесценивание сути многогранных возможностей развития духовно-материальной природы человека, безответственное отношение к достоверности знаний, вносимых содержанием ряда школьных или вузовских дисциплин, формируют иллюзорное мировосприятие и препятствуют истинному самопознанию и полноценному развитию личности и компетентного специалиста. Инерционность образования плодит непросвещённых личностей, не способных к вдохновенному поиску и созиданию новых знаний, духовного образа жизни и процветающей цивилизации. «Антропологический кризис», охвативший общественное и индивидуальное сознание и ведущий к усугублению деформации образования, нашёл отклик в международном антропологическом движении ученых и вузовских специалистов, которые выразили свою обеспокоенность в «Антропологическом Манифесте» [8].

Следствия. Порочная практика «изучения» учебных предметов путём механического переписывания, запоминания и воспроизведения бессистемной компиляции обрывков непонятной информации, неких подобий авторитарно внедряемых мнений и сомнений, запутанных, противоречивых понятий и безжизненных теорий приводит к тому, что вузовское обучение специалистов завершается накоплением бессвязных «научных фактов» о «саморазвивающейся», неуправляемой природе, неожиданно возникшей из необъяснимого «самобытия». В непостижимом разнообразии реальностей природы необъяснимо и как бы беспричинно появился бездушный «человекомученик», от первого до последнего вздоха угнетаемый страхом смерти, отбывающий наказание в однократно живущем, бренном теле, жизнь которого, вдобавок, осложняется саморазрушающим мышлением, омрачённым усилиями всех ступеней воспитания и образования. С таковым «самопознанием» специалист начинает профессиональную жизнь.

В масштабе формирования сознания целого поколения подобное искажение содержания образования создаёт предпосылки неизбежной хаотизации условий существования будущего сообщества, провоцирует агрессивное противостояние умов, разрушительное, эгоистичное соперничество ж

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком