научная статья по теме ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН (XIX – НАЧАЛО XX ВВ.) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН (XIX – НАЧАЛО XX ВВ.)»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН (XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

ГАФАРОВ Анвар Айратович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры политической истории Казанского (Приволжского) федерального университета;

НАБИЕВ Ринат Ахметгалиевич,

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политической истории Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: gayaz-fajzullin@yandex.ru

Краткая аннотация: данная статья посвящена изучению проблем обновления правовой культуры мусульман Российской империи (XIX - начало XX вв.). В результате анализа авторы пришли к выводу о важной роли в этом процессе российской правовой аккультурации. Вместе с тем было выявлено, что правовая культура мусульман обладала определённой устойчивостью, а также потенциалом адаптации и развития.

This article is devoted to studying the problems of reform of the legal culture of Muslims of the Russian Empire (XIX - early XX centuries.). As a result of the analysis authors came to conclusions about the important role of the Russian legal acculturation. However, it was found that the legal culture of the Muslims possessed a certain stability, as well as the potential of adaptation and development.

Ключевые слова: правовая культура; мусульмане.

Legal culture; Muslims.

После краха античной цивилизации центр развития мировой культуры переместился в страны мусульманского Востока. В течение шести столетий (с VIII по XIII вв.) здесь созидалась блистательная цивилизация, достигшая выдающихся результатов во всех областях человеческой деятельности (политике, экономике, науке и искусстве). Вместе с тем арабо-мусульманский мир выработал самобытную правовую систему, неразрывно связанную с канонами религиозного мировосприятия.

Мусульманское право (шариат и фикх) , основанное на Коране и сунне, представляет собой совокупность норм и предписаний, детально регламентирующих все стороны жизни мусульманской общины (уммы). Мусульманские учёные первыми дифференцировали право как самостоятельную науку, разрабатывали концепции межнационального права, а также внесли боль-

1 Шариат - учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, являющийся источником конкретных норм, регулирующих поведение мусульман. Фикх - юриспруденция, «выступает нормативной интерпретацией положений шариата». См.: Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 292-294.

шой вклад в развитие сравнительного права. Мединская конституция (622) признаётся едва ли не одним из первых документов этого рода2.

Однако позитивное развитие правовой культуры мусульман было приостановлено кризисом мусульманской цивилизации. Сложившаяся ситуация во многом была связана с особой ролью ислама в традиционном мусульманском обществе. Любая инновация воспринималась через призму соответствия религиозным канонам и нуждалась в санкции улемов3. Однако возможности интерпретации источников права на предмет соответствия были существенно сужены, вследствие того, что в ХП в. «врата ид-жтихада4 были закрыты». К этому периоду за-

2 Мухаммад Хамидуллах. Ислам. М., 2008. С. 223-224.

3 Улемы - общее название знатоков богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама. Шейх-уль-ислам - высшее должностное лицо в данной иерархии, обладающее правом применять религиозные нормы к новым, ранее не трактовавшимся случаям.

4 Иджтихад - право мусульманского правоведа (факиха) выносить решение по важным вопросам религиозной и общественной жизни на основе Корана и сунны, руководствуясь иджмой (согласным мнением авторитетов общины) и методом кияс (суждением по аналогии).

вершилось формирование основных религиозно-правовых школ (мазхабов), сложились принципы ислама как идеологии и теории общественного устройства. «Дальнейшая их разработка прекратилась, ...уточнялись отдельные второстепенные вопросы, переписывались и комментировались сочинения предшественников, богословский авторитет которых считался не-зыблемым»1.

Наступила эпоха таклида - подражания и следования традиции2. В результате даже самые независимые умы считали «непозволительным обсуждать или оспаривать начала шариата», утверждая, что «эти начала суть вещи божественные, находящиеся выше человеческого разума, а поэтому их следует признавать, хотя причины их неизвестны».3 Шариат провозглашался как «вечное и неизменное» божественное установление. В результате положения мусульманского права, относящиеся к религиозным обязанностям людей («вечные и неизменные»), законсервировали, в том числе отрасли права, связанные с изменчивыми общественными нормами. По выражению Н.Н. Торнау: «собственно законодательной деятельности не существует более в мусульманских государствах»4. Однако, несмотря на ограничения, рациональные традиции эпохи мусульманского ренессанса продолжали жить. Они стали интеллектуальным фундаментом восприятия и генерации идей реформаторов Нового времени, стремившихся возродить былое величие мусульманского мира.

По мере отставания от динамично развивающейся Европы большинство стран мусульманского Востока превратились в колонии и полуколонии Великобритании, Франции и России. Начиная с середины XVI в., стремительно растущее Московское царство в ходе кровопролитных войн «поглотило» Казанское (1552 г.), Астраханское (1556 г.), Сибирское (1581-1598 гг.), Крымское (1783 г.) ханства. Ногайской Орде, а впоследствии и казахским жу-зам пришлось признать вассальную зависи-

1 Ислам. Энциклопедический словарь... С. 92.

2 Таклид - следование авторитету муджтахида (основателя мас-хаба) по общественно-правовым вопросам жизни мусульман.

3 Аверроэс (Ибн Рушд). Опровержение опровержения. Киев, 1999. С. 453.

4 Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. СПб., 1892. С. 7.

мость от России. В XIX в. был присоединён Кавказ, а также среднеазиатские ханства. Российская колониальная политика носила ярко выраженный конфессиональный характер, была направлена, прежде всего, на христианизацию завоёванных территорий. В результате были ликвидированы не только многие традиционные общественно-политические, но и религиозные институты. Со временем практически все сферы жизни мусульманского общества подпали под действие общероссийских законов. Исключение составила область семейно-брачных отношений, где допускалось применение норм мусульманского права. Если колониальное проникновение Запада в мусульманские страны привело лишь к трансформации традиционных исламских институтов, то в России они в значительной степени были уничтожены5.

Таким образом, изначальные предпосылки правовой аккультурации российских мусульман складывались в определенном контексте исторического развития и ни в одной стране они не проявились столь значимо как в Российской империи. Однако, масштабное продвижение России на Восток неуклонно усиливало самодостаточность элементов мусульманской культуры в колониальных окраинах. Неслучайно в практической жизни многие вопросы, не выходящие за пределы мусульманской общины, по прежнему решались по шариату или адату (обычному праву). В результате судопроизводство в отношении мусульман в некоторых регионах страны предусматривало наличие судов различных правовых систем. Например, в Средней Азии наряду с государственными судами по Положениям об управлении Туркестанским краем (1867, 1886 гг.), а также Степными областями (1868, 1891 гг.) существовали, так называемые, народные суды (кадиев и биев), «разрешающие подсудные им дела6 на основании существующих в каждой из означенных частей населения обычаев»7. Суд кадиев рассматривал дела оседлых туземцев, исходя из поло-

5 Ислам на Европейском Востоке: Энциклопедический словарь. Казань, 2004. С. 135.

6 Из компетенции народных судов исключались дела, связанные с тяжкими преступлениями (против христианской веры, русского населения, государственные, убийство, изнасилование, поджог и т.д.).

7 Свод Законов Российской Империи. В 5-ти кн. Кн. 1. Т. 1-3. Т. 2. СПб., 1912. С. 420.

жений шариата. Споры кочевников относились к ведению суда биев и судились по адату. На Кавказе с 1870 г. в соответствии с указом Сената (1869 г.) учреждались Горские словесные суды1, которые также судили подобным образом. Даже там, где не создавались особые суды, дела инородцев разбирались их внутренними управлениями (в Сибири, Астраханской, Ставропольской губ.) «на основании их обычаев и обрядов»2. Примечательно, при переносе разбирательства в мировые и общие судебные установления «решения по сим делам основываются на степных законах и обычаях инородцев»3. Такое положение расценивалось имперской властью как терпимое, отражающее реальную культурно-правовую ситуацию в среде мусульманского населения.

Очевидно, что восприятие европейских правовых норм российскими мусульманами осложнялось глубоко укоренившимися религиозно-правовыми традициями. Не в последнюю очередь косность правовой культуры российских мусульман была также связана с социокультурным изоляционизмом (продиктованным эксцессами государственной этноконфессио-нальной политики). Верховенство общероссийских государственных законов воспринималось как наступление на религиозные ценности. Однако сложившаяся общественно-политическая ситуация и окружающая социокультурная среда неизбежно подталкивали мусульман к поиску приемлемых форм интеграции, сохраняющих основы этнокультурной идентичности. Постепенное вовлечение мусульманского населения (прежде всего поволжских татар) во все сферы общероссийской жизни привело к постановке задач религиозно-правовой реформы, адаптации религиозных норм к духу и потребностям времени.

Главной проблемой модернизации мусульманского общества стала задача «открытия врат абсолютного иджтихада», допускавшего вынесение факихом самостоятельного решения по вопросам общественно-правовой жизни мусульман. На практике основной вопрос

1 Учреждение Управления Кавказского края // Свод Законов Российской Империи... С. 401.

2 Положение об инородцах // Свод Законов Российской Империи... С. 558.

3 Там же.

сводился к определению степени буквального толкования основных источников права (Корана и сунны), применимости традиционных предписаний к конкретной

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком