научная статья по теме Теория христианского государства vs идеи государства как высшего закона в политико-правовых взглядах Отто фон Бисмарка Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Теория христианского государства vs идеи государства как высшего закона в политико-правовых взглядах Отто фон Бисмарка»

УДК 340.1

Теория христианского государства vs1 идеи государства как высшего закона в политико-правовых взглядах

Отто фон Бисмарка

В.Г. БАЕВ,

зав. кафедрой конституционного, административного и финансового права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина,

доктор юридических наук, профессор

e-mail:

В деятельности Отто фон Бисмарка противоречиво сочетались глубокая приверженность к христианской вере и строго рациональная позиция государственного человека, ставящего во главу угла принцип государственного эгоизма. Ключ к разгадке лежит в своеобразном проявлении лютеранско-евангелической веры Бисмарка.

Ключевые слова: Отто фон Бисмарк, христианское государство, государственный интерес.

Theory of christian state vs Idea of the state as the supreme law in the political and legal views of Otto von Bismarck

Baev V.

In the work of Otto von Bismark in a contradictory manner combined a deep commitment to Christ's faith and stianskoy strictly rational attitude of a statesman, centered principle of state self-interest. The key to this riddle lies in the unique expression of the Lutherans, the velocity of the Evangelical faith, Bismarck.

Keywords: Otto von Bismarck, the Christian state, state-owned concern.

Давно известно, что крупные личности отмечены печатью неоднозначности и противоречивости. Крупнейший дипломат и государственный деятель второй половины XIX века, создатель Германской империи Отто фон Бисмарк с полным правом может быть отнесен к данной категории. О нем можно сказать известными словами поэта: он с детства не любил овал, он с детства угол рисовал. Эта особенность его характера нашла отражение в словах и делах политика. Особенно разительно противоречивая природа Бисмарка проявилась в его политико-правовых воззрениях.

Внимание историков права привлекает бросающееся в глаза противоречие между повсеместно звучавшим религиозно-возвышенным тоном его мировосприятия и абсолютизацией государственных целей, не оставлявшей от христианского миролюбия камня на камне. Тем не менее нет сомнения в том, что христианство оказало определенное влияние на систему

государственно-правовых взглядов и политическую деятельность Бисмарка.

Напомним, что политическая деятельность Бисмарка началась в 1851 году с назначения посланником Пруссии при Союзном сейме во Франкфурте-на-Майне. Его позиция сразу же стала центром внимания в дискуссии, посвященной эмансипации евреев2. Ссылаясь на теорию христианского государства3, Бисмарк призвал закрыть евреям доступ к публичным должностям. Свою парламентскую речь он оснастил примерами из истории Священной Римской империи и некоторых других европейских стран, называвших себя христианскими; привел убедительную аргументацию того, что все современные ему государства взросли на религиозной почве; утверждал, что единственно верным средством, скрепляющим фундамент таких государств, может быть только христианство.

Другими словами, публичные заявления Бисмарка не позволяют усомниться в его ис-

1 Vs — сокр. от лат. versus — «против», «в сравнении с». (Примеч. ред.)

2 Bismarck Otto von. Die gesammelten Werke. Bd. X. — Berlin: Friedrichsruher Ausgabe, 1930—1933. S. 8—9.

3 Эта теория была разработана известными представителями христианского направления в государственно-правовой мысли Германии Ф.Ю. Шталем и Э.Л. Герлахом. Ф.Ю. Шталь (1802—1861) — немецкий философ права и политик, профессор в Берлине (с 1840). Как идеолог политической реакции, начавшейся после войны за освобождение, обосновывал в печати и устно авторитет государства и церкви ссылками на могущество Бога, боролся с «неверующими», революцией, естественным правом, выступал за строжайшее сохранение «угодного Богу» исторического порядка и создал для Пруссии XIX века «христианско-консервативное» учение о государстве; Э.Л. Герлах (1795—1877) — юрист и прусский государственный деятель, вместе со Шталем долгое время был лидером крайней правой группировки в Пруссии. В 1849 году был избран в прусскую палату депутатов и основал газету «Neue Preussische Zeitung» («Kreuzzeitung»), известную своей ультраконсервативностью. Герлах вел упорную борьбу против конституционализма и ратовал за восстановление средневековых дворянских привилегий. События 1866 года не изменили его легитимистских взглядов, и он открыто протестовал против медиатизации мелких германских государств и исключения Австрии из Германского союза.

кренней преданности христианской вере. Полагаем также, что, будучи ярким ее носителем, он старался убедить и общественное мнение в том, что только христианские государства могут рассчитывать на длительное историческое существование. Глубоко верующий государственный деятель всегда стоит перед необходимостью переводить нравственные категории в плоскость практической политики. Поэтому Бисмарку как практикующему политику было важно формулировать сущностные признаки теории христианского государства. Даже в словах «Божьей милостью», которые христианские правители прибавляли к своим именам, он усмотрел важное свидетельство того, что Господь вручил князьям скипетр власти для осуществления своего господства на земле. Разумеется, земному человеку (и Бисмарку в том числе!) не дано распознать скрытый в христианском Евангелии Божественный промысел, но политик пребывал в уверенности, что главное для государства, считающего себя христианским, — поставить перед собой задачу реализо-вывать на земле учение Христа.

Борясь за объединение Германии, Бисмарк не мыслил себе иной, кроме религиозной, основы будущего централизованного государства. К этому его побуждало христианское мировоззрение. Но как соединить христианство с рациональным государственным механизмом? Понятно, что главная проблема для Бисмарка заключалась в том, чтобы обозначить точки соприкосновения правды Священного Писания и норм земного права. Несмотря на трудность ее решения, он верил, что даже при невозможности полного совпадения основ Божьего царства и царства земного исполнение христианского учения остается одной из важнейших целей государства. В противном случае, по мнению Бисмарка, государство лишается этой опоры и вместо него получается агрегат из случайного набора прав, некая разновидность механизма, предотвращающего войну всех против всех. Иными словами, Бисмарк как христианин надеялся «очеловечить» государственную машину. «Любая попытка умаления христианства в государственно организованном обществе отнимает у народа веру в то, что законодательство черпает себя из христианского источника и что государство имеет целью ре-

ализацию принципов христианства, даже если этой цели не всегда достигает»1.

Разумеется, в приведенных заявлениях отразилось личное переживание молодого политика, только встававшего на путь истины и прорыва к евангелической вере2. Окончательно позиция сторонника христианского государства сформировалась у него позднее. А став канцлером объединенной империи, Бисмарк вообще перестал делать программные признания христианской основы государства и права. Вместе с тем историографы Бисмарка отмечают возникавшие внутренние конфликты интересов — принимавшихся Бисмарком политических решений и их христианской основы. Укажем лишь на некоторые противоречия.

В контексте затронутой темы обращает на себя внимание письмо Бисмарка (тогда еще посланника в Союзном сейме) Леопольду фон Герлаху, генерал-адъютанту прусского короля Фридриха Вильгельма IV, от 20 января 1854 г., в котором политик обосновал свою воинственную позицию в церковном конфликте Бадена: спор там касался вопроса обязательной военной службы для католиков (есс1ев1а т1Шапв). Анализ текста послания убеждает в том, что, отстаивая государственный интерес (необходимость воинской повинности), Бисмарк был готов пойти на противостояние с близкими ему по духу братьями Герлахами, защищавшими принцип независимости духовной власти от светской3. Правда, делал он это тонко, памятуя о том, что отвлечение на второстепенные дискуссии отдаляет от главной цели — объединения Германии. Замеченные Герлахами «просчеты» во взаимоотношениях государства и церкви он объяснил в письме борьбой страстей вокруг создания централизованного государства. А политические расхождения с Людвигом Герлахом, братом Леопольда, свел к минимуму, охарактеризовав Людвига как духовного лидера, по позиции которого следует определять правильность выбранного в политике направления.

Ссылкой на христианские заповеди Бисмарк аргументировал и свой знаменитый ответ на запрос-интерпелляцию (1865 г.) его друга — юнкера, представителя пиетизма4 (к которому в молодости был склонен и сам Бисмарк), Александра Андре: «Среди множества грехов, молиться за искоренение которых мы обязаны

1 Kober H. Studien zur Rechtsanschauung Bismarcks. — Tubingen, 1961. S. 7.

2 Schweitzer C. Bismarcks Stellung zum christlichen Staat // Schriftenreihe der Preußischen Jahrbucher. 1923. № 7. S. 44.

3 Для понимания сути конфликта заметим, что с 1848 года церковь (прежде всего католическая) стала искусно использовать в собственных интересах дух либерализма, против которого прежде ожесточенно боролась. Она требовала свободной церкви в свободном государстве, ликвидации государственной опеки над школами и университетами, свободного замещения приходских должностей и свободного управления церковным имуществом. Как говорили священнослужители, следовало больше прислушиваться к Богу, чем к людям. Конфликт достиг своего апогея в 1854 году, когда власти арестовали фрайбургского архиепископа, призвавшего передать на решение церковных властей даже вопросы воинской повинности (см.: Bismarck Otto von. Op. cit. Bd. XIV/I. S. 340).

4 Пиетизм (от лат. pietas — благочестие) — мистическое течение в протестантизме (особенно в лютеранстве) конца XVII— XVIII века, ставившее религиозное чувство выше религиозных догм.

перед Господом, я надеюсь, что Его милость не лишит меня в опасностях и сомнениях моей профессии моей главной опоры — христианской веры, которая помогает мне в поиске верного пути»1. Это и другие заявления Бисмарка, несомненно, говорят о христианском понимании его профессиональных задач на

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком