научная статья по теме ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Н.И. КАРЕЕВА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Н.И. КАРЕЕВА»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ МАЛИНОВ

доктор философских наук, профессор кафедры истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) Тел.: (812) 321-18-28; Е-mail: a.v.malinov@gmail.com В статье рассматривается философско-историческая концепция историка и одного из первых русских социологов Николая Ивановича Кареева (1850-1931). Отождествляя философию истории и социологию, в своих работах Кареев разрабатывал теорию исторического процесса, полагал, что только социологическая точка зрения на историю может сделать из истории науку, поскольку не существует собственных законов истории.

Ключевые слова: Н.И. Кареев, история, социология, исторический процесс, законы, психология, над-органическое, прогресс.

ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Н.И. КАРЕЕВА*

Николай Иванович Кареев (1850-1931) был одним из крупнейших, во всяком случае самым плодовитым теоретиком исторической науки в России. Кареев учился в Московском университете у В.И. Герье, избрав темой магистерской диссертации историю французского крестьянства в последней трети XVIII в. Как известно, преподавательская деятельность ученого в Варшавском и Петербургском университетах сосредоточилась на курсах всеобщей истории, отражением которых стали многочисленные опубликованные учебные пособия: «Введение в курс новейшего времени» (1881); «Введение в курс Древнего мира» (1882); «Введение в курс Нового времени» (1884); «Философия культурной и социальной истории Нового времени» (1893), «Главные обобщения всемирной истории» (1903), «Общий ход всемирной истории» (1903), а также фундаментальная семитомная «История Западной Европы в Новое время». Согласно оценке В. Бу-зескула, «по широте масштаба, точности и объективности равного этому труду нет ни в русской, ни в западноевропейской литературе»1.

Диссертационная сторона биографии Кареева, напротив, была обращена к философии истории. Уже работы Кареева, подготовленные в Варшавском университете, «шли с философским уклоном»2, поскольку были вызваны написанием докторской диссертации. В 1883 г. он издал двухтомные «Основные вопросы философии истории», на основе которых защитил в Москве докторскую диссертацию. Значение этого труда неоднозначно оценивалось в отечественной историографии. По словам Б.Г. Могильницкого, «сколько-нибудь заметного следа в истории науки он не оставил»3. В «Основных вопросах философии истории», написанных с позиций «либерально-народнической субъективной школы в социологии», Б.Г. Могильницкий указывал на тяжелую манеру изложения, обилие цитат, трюизмов и повторов. Один из современников Кареева, Б.Б. Глинский, напротив, считал исследование Кареева этапным в разработке проблем философии истории в России. Он оценивал его как «капитальное сочинение <.. > имевшее бесспорное влияние на оживление в нашей литературе интереса к изучению философии вообще и философии истории в частности»4.

Впоследствии Кареев неоднократно возвращался к теоретическим и философским вопросам истории, посвящая их разработке многочисленные статьи, лекционные курсы и написанные на их основе монографии. Синтезом педагогического и теоретического усердия Кареева стали опубликованные им курсы по социологии «Программы социологии» (1895), «Введение в изучение социологии» (1897), «Общие основы социологии» (1919) и по теории истории и исторического процесса: «Из лекций по общей теории истории. Ч. 1. Теория исторического знания (Историка)» (1913), «Из лекций по общей теории истории. Ч. 2. Историология. Теория исторического процесса» (1915). Тематически к ним примыкают и работы ученого по кри-

* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ (№12-03-12020).

тике экономического материализма, значению самообразования, выработке миросозерцания, основам нравственности, сущности общественной деятельности. В результате, по подсчетам современного исследователя, примерно треть научных трудов Кареева посвящена философии истории и социологии5.

Среди философско-исторических исследований Каре-ева доминирующее положение занимали проблемы исторического процесса, затем исторического знания и преподавания истории. Становление истории в качестве разновидности научного знания было неизбежным и постепенным процессом. Решающими факторами здесь, по мнению Кареева, были: умножение исторического материала; совершенствование критики источников и теоретическая разработка исторической методологии; увеличение числа биографических и монографических исследований в историографии; сближение истории с другими науками, равно как и утверждение в других науках (языкознании, религиоведении, литературоведении, философии, политике, юриспруденции, экономике) исторической точки зрения; применение общего научного «понятия закономерности» к историческим явлениям6. Следствием научного совершеннолетия историографии стала и разработка теории исторического процесса.

Началом философии истории как специальной дисциплины, полагал Кареев, следует считать XVIII в. Однако философия истории не охватывает всех теоретических проблем историографии; это лишь один из способов их осмысления. Теория истории опирается не только на философию, раскрывающую законы сущего, но и на психологию и социологию, раскрывающие, соответственно, законы духовной и общественной жизни. Философия при-ложима к истории, только если понимать под первой науку, «занимающуюся явлениями вообще». Так вырисовываются три точки зрения на теоретическое осмысление истории: «...воссоздать историю по ее условиям - дело феноменологии, найти законы развития - дело номоло-гии, показать действие этих законов среди данных условий и влияние этих условий на процесс развития - задача философии истории»7. Отсюда и определение Кареевым философии истории «как абстрактно-феноменологического изображения перемен в жизни человечества»8. Описание явлений, т.е., по терминологии Кареева, «феноменология», чем и занимается история, не исключает обобщающего подхода. Сам отбор, фиксация фактов, их осмысление предполагают абстрагирующую точку зрения. Собственно, поэтому Кареев и называет философию истории абстрактно-феноменологической дисциплиной. Философско-исторический взгляд на прошедшие судьбы человечества неизбежно вытекает из самой исторической (= феноменологической) установки. Сочетанием априорного и эмпирического, заданного и данного, абстрактного и феноменологического и определяется специфика философии истории.

Определенная зависимость философии истории от историографии побудила ученого искать аналог философ-

ско-исторического осмысления в пределах уже известных разновидностей исторического построения. И такой аналог был найден - это всеобщая история. Здесь сошлись и специальные историографические, и теоретические искания Кареева. Экстенсивное расширение предмета историографии до описания прошлых состояний человечества вполне может, по мысли Кареева, быть сопоставлено с той всеобщностью, которой доискивается философия. Между совокупностью частных историй и всеобщей историей, между всеобщей историей и философией истории различие в степени общности, а не в принципе.

Еще одно предназначение философии истории - уяснение смысла истории, оценка событий и исторических деятелей, суд над прошлым. Подобная установка в отношении истории долгое время признавалась в качестве главной особенности философско-исторического подхода, попустительствуя морализаторству на исторические темы. Однако ученый не воспроизводит буквально устаревшую точку зрения на предназначение философии истории, а переинтерпретирует ее с передовых на то время позитивистских позиций: история имеет смысл лишь тогда, когда мы можем признать ее движение прогрессивным. Вопрос о смысле истории, таким образом, есть вопрос о прогрессе.

Двоякое понимание философии истории - с одной стороны, рассмотрение целостного исторического процесса, как он происходит, какие силы в нем действуют и т.п., с другой, искание смысла истории, установление ее цели, оценка исторических событий, деятелей, эпох, - позволяют различать в философии истории или, по словам Каре-ева, в теории истории две самостоятельные области. Одну из них он называет историологией или теорией исторического процесса, другую - историософией. В то же время философия истории вслед за историографией не просто восстанавливает прошлое, как оно происходило, но тем самым и познает его. Так обозначается еще одна отрасль философии истории - историка, или теория исторического знания. Историология задается вопросом «о том, как вообще делается и происходит история»9. Ближе всего к пониманию специфики историологии подходит социология, и Кареев их часто сопоставляет.

Кроме социологии историология, воплощающая философскую установку в отношении истории, может быть сопоставлена с онтологией. Точнее, историологию следует понимать как региональную онтологию, как теорию исторического бытия. В «Историологии» Кареев настаивал на необходимости сформулировать теорию исторических явлений на основе «общей теории бытия», что позволило бы устранить все субъективные элементы оценки, желательного и должного в истории и лишь «констатировать сущее», т.е. заниматься установлением того, «что есть или бывает, как оно есть или бывает»10.

Помимо историологии, связанной с социологий, в теорию истории входит историка, или теория исторического знания, сближающаяся с гносеологией. Проблемы исторической методологии, к которым преимущественно сводится историка, по мнению ученого, представляют интерес только для специалистов-историков, в то время как историологические или социологические проблемы вызывают более широкий интерес. Поэтому, хотя Кареев и посвятил вопросам исторического знания специальное исследование, его работы по теории исторического процесса значительно превосходят его не только по численности, объему, но и по подробности, степени разработанности затронутых проблем. Историка изучает «приемы добывания исторических истин», рассматривает «надлежащие способы занятия исторической наукой».

Русский ученый делает идею эволюции основополагающим принципом всех обществоведческих, т.е. допускающих историческое измерение, дисциплин. Он подраз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком