научная статья по теме Теория отчуждения отвечает на вопрос "куда идет Россия?" Философия

Текст научной статьи на тему «Теория отчуждения отвечает на вопрос "куда идет Россия?"»

Дискуссионная трибуна

Теория отчуждения отвечает на вопрос «Куда идет Россия?»*

Ф.И. МИНЮШЕВ

доктор философских наук, профессор

Согласно данным регулярно проводимых «Левада-центром» опросов многие респонденты считают, что «страна движется по неправильному пути». Население расходится во мнениях по одному из коренных вопросов социального существования человека - «как жить дальше?», причем, почти полстраны утверждает, что «так жить нельзя». Такая высокая социальная напряженность раскалывает общество на

Л

противостоящие страты, «порождает отчуждение и конфликты»1.

В каком же состоянии находится теория, призванная объяснить эту напряженность?

К истории научного осмысления явлений взаимного отторжения человека и общества. С наибольшей полнотой и системно данную проблему рассматривает концепция отчуждения человека в истории, разрабатывавшаяся многими мыслителями, начиная с Руссо. Понимание отчуждения человека прошло в истории мысли по крайней мере три этапа.

Ж.Ж.Руссо и его единомышленники (П.А.Гольбах, Д.Дидро) объясняли усиливающееся чувство одиночества и духовной опустошенности человека в индустриальном обществе разрывом между общественными установлениями и естественной природой человека, в соответствии с которой «каждый с рождения обладает неотъемлемыми

* Статья написана при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 06-06-80053а.

1 Заславская Т.Н. Современное российское общество. М.,2004, с. 152.

правами на жизнь, свободу и собственность». Как видим, кодекс прав и свобод человека ООН берет свое начало с этих призывов.

Однако эти мыслители видели путь оздоровления общества в лозунге «Назад, к природе!», т.е. в приведении общественных порядков в согласие с естественной природой человека. В этих призывах уже было первоначальное объяснение рабства и нищеты одних и богатства, господства над ними других людей, поэтому они носили революционный характер (всем известна роль французских материалистов в подготовке Великой французской революции).

Немецкая классическая философия (Гегель, Фихте, Кант, Дильтей и др.), пытаясь увидеть несовершенство общества в характере деятельности людей, сводила отчуждение человека ко всякому акту опредмечивания им своих сил и целей в процессе деятельности, в том числе и трудовой. Тем самым был найден, с одной стороны, механизм отчуждения сил человека от него самого («самоотчуждение» - Гегель) и передачи их в распоряжение социальных институтов, но с другой - была утеряна революционность французских материалистов, ибо утверждение о том, что всякий акт опредмечивания (объективации, овеществления) человеком своих сил и умений есть в то же время акт отчуждения от него результатов деятельности, привело к выводу о том, что отчуждение человека - явление вечное и с ним невозможно бороться революционными методами. Понятно, что этот вывод относится прежде всего к труду, ведь именно трудовой деятельности имманентно присущи как опредмечивание, так и распредмечивание, раскодирование, например, орудий труда, чертежей и т.д. с целью их использования. Такое понимание отчуждения было выражено в формуле Гегеля «Все действительное - разумно». Если трактовать этот тезис в содержательном аспекте, то необходимо признать, что исчез социальный критицизм, присущий ранним мыслителям.

Наиболее ясно и радикально объяснил проблему отчуждения К.Маркс в работе «Экономическо-философские рукописи 1844 г.».

По Марксу («раннему»), сущность отчуждения человека в его истории сводится к постепенному отрыву от него и господству над ним тех сил, которые он создает сам. Он перестает контролировать движение, поведение продуктов своей же деятельности. Таковы государство, собственность, господствующая идеология. Природа человеческой деятельности, прежде всего трудовой, такова, что человек на ранних этапах своего развития вынужден противопоставить себе созданные им же силы для того, чтобы извне стимулировать свой труд, содержание которого непривлекательно, - это труд, диктуемый нуждой и внешней целесообразностью, труд, находящийся на низших ступенях своего исторического развития. Такими силами являются деньги, как идеальная сторона товаров (продуктов труда), религия (всеведущий Бог, контролирующий поведение человека извне посредством его религиозной совести и воздающий ему по заслугам в «судный день»). Таково и государство, необходимое на этом историческом этапе для насильственного удержания в подчинении слоев населения, которые страдают от социального, экономического и политического неравенства, контролирующее распределение результатов труда «по собственности». Это царство наемного труда, когда рабочая сила становится товаром, т.е. «собственностью» работника.

Отчуждение исторически проходит путь от «нейтрального» своего состояния (когда, например, труд и зарплата взаимно развивают друг друга. Зарплата при этом - равнодушная к человеческой индивидуальности чуждость; в сфере труда она лишь механизм повышения производительности труда) к «враждебной чуждости». Эта ступень развития человечества (как и в индивидуально-биографическом плане) характерна уже наличием элементов деструктивное™ во взаимоотношениях работника и его труда: с помощью результатов труда

работника их владелец (собственник средств производства) господствует над работником, повелевая его трудовым поведением. Общественная необходимость в организации систематического труда миллионов членов общества проявляется в таком случае в форме, враждебной рабочей силе по своей природе. Так же и государство, как и ряд институтов общества, связанных с ним, выступает совокупным капиталистом, проявляет присущую капиталу экспансивность и враждебность по отношению к другим государствам (нациям), затевая войны исходя из «высших государственных интересов». Государственные деятели этого периода воспринимают лишь «проблемы государства», но «не видят людей». Люди становятся простым средством достижения целей, например, государства. Преодоление такого состояния человечество «нащупывает» через демократизацию общества (в своей основе человечество преодолевает «самоотчуждение», т.е. отчуждение от своей природы, возвращая себе силы, «оторванные» от него историей).

Уточнение данной системы категорий, появившейся в ранний период осмысления отчуждения человека в его истории, позволяет перейти к более современной концептуализации отчуждения с учетом как процессов модернизации российского общества, так и фактов глобализации экономических, социальных и духовных процессов в мире.

Оценка отчуждения как теории современными исследователями. Проблематика человеческого бытия стала самостоятельной философско-социологической проблемой лишь в наше время. Этому способствуют два фактора: а) социологический -происходит прогрессирующий распад прежних органических форм прямой человеческой жизни: семьи, ремесленного союза, сельской и городской общины. Человек нового времени утратил чувство своей обустроенности в мире, т. е. чувство космологической безопасности; б) фактор истории духа, души. «Отличительная черта нашего кризиса -

перемена в отношении человека к вещам и связям, созданным его трудом или при его косвенном участии. Эту особенность можно было бы определить как отторжение человека от его творения. Человек отныне не может совладать с миром, который есть создание его рук1. Э. Гуссерль был одним из первых, кто увидел всю пагубность и роковой смысл распада старых органических форм человеческой совместной жизни. Он был создателем феноменологического метода, который лежит в основе двух попыток построения философско-социологической антропологии -М.Хайдеггера и М. Шелера.

М.Шелер в труде «Положение человека в космосе» - отметил три совершенно несовместимых между собой круга идей о человеке: 1) круг представлений иудейско-христианской традиции от Адама и Евы о творении, рае и грехопадении; 2) греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые возвысилось до понятия о его особом положении. С этим воззрением тесно связано учение о том, что в основе всего универсума находится надчеловеческий «разум», которому причастен человек, причем только он один из всех живых существ; 3) круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли.

Э.Фромм в своих трудах доказывает, что необходим выход человека за рамки собственных эгоцентрических проблем и что достичь новой гармонии он может только на основе нового единства с миром.

Теоретики Римского клуба еще в 1970-х гг. пришли к выводу, что успех или крах экономического, социального и культурного развития наций, в конечном счете, определяется уровнем их человеческого потенциала и эффективностью его реализации. Этот прогноз подтвердился.« Конец XX века ознаменовался резким изменением системы ценностей, целевых ориентиров и критериев общественного

1 Бубер М. Два образа веры. М.,1995, с. 193.

прогресса. На первое место вышли факторы, определяющие условия жизнедеятельности человека, качество его жизни. В настоящее время в развитых странах мира человеческий потенциал признается главной составляющей национального богатства и основной движущей силой экономического роста»1. Согласно новейшим методикам расчета, около 2/3 национального богатства 92 стран мира составляют затраты на развитие человеческого капитала.

Тема отчуждения имеет прямое отношение к проблеме человеческого потенциала, его состояния и развития. Однако в отечественной социологии термин «отчуждение», к сожалению, пока не имеет научного статуса. За последние 20 лет не было проведено никаких исследований по этой проблематике. И это несмотря на то, что страна переживала состояние, не испытанное доселе в истории человечества -общество «шагнуло» от социализма к капитализму в самом его допотопном, диком виде. Казалось бы, для социологов открылась возможность испытать на практике широкий арсенал аналитических процедур и средств. Однако дело в основном свелось к простому воспроизводству западных теорий, рожденных в других условиях и на основе других научных традиций. Тем самым категория «отчуждение», централ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком