научная статья по теме «ТЕОРИЯ, С КОТОРОЙ МОЖНО РАБОТАТЬ»: ЧАРЛЬЗ ДАРВИН И ИДЕЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««ТЕОРИЯ, С КОТОРОЙ МОЖНО РАБОТАТЬ»: ЧАРЛЬЗ ДАРВИН И ИДЕЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА»

К 200-летию со дня рождения Ч. Дарвина

Я. М. ГАЛЛ

«ТЕОРИЯ, С КОТОРОЙ МОЖНО РАБОТАТЬ»: ЧАРЛЬЗ ДАРВИН И ИДЕЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА*

В статье предложена историко-научная реконструкция развития взглядов Ч. Дарвина на эволюционный процесс, которые были изложены в записных книжках по трансмутации видов и в так называемой «Красной записной книжке» (1836(1837)-1839). Становление Дарвина как эволюциониста происходило после окончания его путешествия на «Бигле», когда он работал в научных обществах Лондона и имел творческие контакты с выдающимися натуралистами (Ч. Лайелем, У. Уэвеллом, Дж. Гулдом, Р. Оуэном). Новое прочтение записей Дарвина не подтверждает широко принятого мнения, что его эволюционизм восходит к градуализму Ч. Лайеля. Первую реальную модель эволюции Дарвин предложил в сальтационистской форме. Элементы сальтационизма сохранялись в его записях вплоть до открытия им идеи естественного отбора. В последующих моделях эволюции Дарвин пытался установить твердые законы природы по аналогии с деятельностью Творца. Создание им теории естественного отбора совершалось в широком контексте взаимодействия научного и социокультурного знания. Особую роль в этом процессе сыграли идеи шотландской школы экономистов (Т. Мальтус, А. Смит).

Ключевые слова: дарвинизм, эволюционная теория, естественный отбор, путешествие на «Бигле», «Красная записная книжка», записные книжки по трансмутации видов, Т. Мальтус, А. Смит, вариация, адаптация, видообразование.

Кругосветное путешествие: мифы и реальность

Среди биологов и педагогов широко распространено мнение, что эволюционные идеи зародились у Ч. Дарвина во время его кругосветного путешествия на корабле «Бигль» в 1831-1836 гг. Особенно важным по этой версии считается открытие им гигантских ископаемых млекопитающих из раннечетвертичных отложений Патагонии, а также его пребывание в течение пяти недель 1835 г. на Галапагосском архипелаге - этой своеобразной «природной лаборатории эволюции». Морфологическая дифференциация живших здесь гигантских наземных черепах, а из птиц - в особенности вьюрков, якобы буквально потрясли Дарвина, и он внезапно превратился в эволюциониста. Возвратившись в Англию, он начал собирать разнообразные факты, включая и данные об образовании сортов культурных растений и пород домашнего скота, и преимущественно индуктивным путем приступил к созданию своей теории. Затем в конце сентября 1838 г. Дарвин, по собственным словам, «ради развлечения

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 06-03-00-533а.

© Я. М. Галл. ВИЕТ. 2009. № 2. С. 3-23.

прочитал книгу Мальтуса», и она сделала его обладателем теории, «с которой можно было работать» \

Конечно, в таком или близком к нему объяснении есть элементы истины. Однако сейчас более чем когда-либо видны и многие недостатки, неточности, вкравшиеся в традиционное объяснение этого научного открытия. Оказывается, нет убедительных доказательств того, что Дарвин во время путешествия уже стал эволюционистом. Более того, имеются прямые и косвенные свидетельства о том, что в ту пору он еще оставался креационистом, т. е. придерживался концепции постоянства видов и верил в идею их Божественного сотворения. Одно из таких свидетельств - его письмо немецкому ботанику О. Захариусу, датируемое 1877 г. Письмо настолько маленькое и конкретное, что его можно здесь воспроизвести:

Во время моего плавания на корабле «Бить» я верил в постоянство видов, но, насколько могу припомнить, смутные сомнения иногда мелькали в моем уме. По возвращении домой осенью 1836 г. я тотчас же начал подготовлять мой «Дневник [путешествия]» для печати и увидал тогда, как много фактов указывает на общее происхождение видов; так что в июле 1837 г. я начал вносить в записную книжку все факты, которые могли иметь отношение к этому вопросу; но лишь спустя два или три года я пришел к убеждению, что виды изменчивы 2.

Другое свидетельство - небольшая рукопись «Геологические заметки» (1835), которая хранится в библиотеке Кембриджского университета среди 130 томов архива Дарвина. Из «Геологических заметок» видно прямое влияние на Дарвина «Принципов геологии» Ч. Лайеля (1797-1875), которые он тщательно изучил. Объясняя причины вымирания млекопитающих Южной Америки, Дарвин отвергал теорию катастроф, с помощью которой Ж. Кювье (1769-1832) пытался объяснить смену господствующих групп животных в истории Земли. Как и Лайель, он черпал аргументацию против этой теории в концепциях баланса природы: вымирание видов происходит постепенно (градуально), а сами виды постоянны. А. И. Кафанов 3 подробно проанализировал влияния идей Ч. Лайеля на биогеографические воззрения Дарвина и пришел к убедительному выводу, что еще в 1837-1838 гг. в «Первой записной книжке» по трансмутации видов он принимал не только идеи о вертикальном движении земной коры, но и допускал существование «Пацифиды» - гигантского суперконтинента, объединявшего все современные материки и располагавшегося в экваториальной части Тихого океана. В другой работе Кафанова 4 хорошо показана связь в трудах Лайеля геологии и биологии; этот «новейший синтез» целиком был воспринят Дарвином и нашел отражение в его трудах по геологии, зоологии и теории эволюции.

1 Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера: Автобиография // Собр. соч. в 9 т. М.; Л., 1959. Т. 9. С. 228.

2Дарвин Ч. Избранные письма. М., 1950. С. 253.

3 Кафанов А. И. Чарльз Лайель и становление исторической биогеографии // Общие вопросы морской биогеографии: памяти академика О. Г. Кусакина / Ред. А. И. Кафанов. Владивосток, 2004. С. 20.

4 Кафанов А. И. Историко-методологические аспекты общей и морской биогеографии. Владивосток, 2005.

Воззрения Лайеля служили для Дарвина весомым аргументом в пользу идеи постоянства видов. Лайель мастерски синтезировал самые разнообразные данные, но базовыми для него были концепции «экономии природы» и «политики природы», наиболее ярко сформулированные в трудах К. Линнея (1707-1778). В своей диссертации «Экономия природы» (1749) Линней писал, что место вида в экономии природы определяется совокупностью климатических факторов, поэтому существующие виды идеально приспособлены к среде обитания для того, чтобы в природе царил общий порядок. Его идеи оказали влияние на развитие в Великобритании естественной истории и теологии. Так, например, английский теолог, хорошо образованный в области естественных наук, У. Пэйли (1743-1805) писал о полной экономии, царящей в природе, которая создается гармоничными отношениями между частями животного и его отношением к среде обитания. «Я снова сравниваю природу с мануфактурой: одна часть соответствует другой части и каждая часть конечному результату» 5. Делая такое сравнение, Пейли проецировал его и на отношение организмов к пище, хищникам или к паразитам. Наличие сложных пищевых цепей в природе, по его мнению, свидетельствует об одноактном творении растений и животных. Аргументация Пэйли широко разошлась по трудам естествоиспытателей, а его основной труд «Естественная теология» переиздавался много раз, что, естественно, говорит о спросе на эту книгу.

Именно в классической концепции экономии природы и естественной теологии Лайель видел важнейший источник аргументов, направленных против эволюционизма. Он исходил из того, что число мест в экономии природы является строго лимитированным, а место, занимаемое каждым видом, определяется прежде всего абиотическими факторами.

Слово «стация» означает особое свойство той местности, в которой каждый вид привык существовать, и относится к климату, почве, влажности, свету, высоте над уровнем моря и другим подобным условиям 6.

Если бы новые виды возникали естественным путем, то им бы не нашлось места в природе, так как все они были бы уже заняты существующими видами. Лайель допускал изменения в экологическом балансе, в результате которых некоторые виды могут постепенно вымирать. Этот процесс создает благоприятные условия для творения новых видов, и в конечном итоге локальное вымирание и творение видов формируют баланс и гармонию природы. Лайель также допускал борьбу между видами, которая влияет на их распространение и вымирание 7.

Причина постоянства видов, по его мнению, состояла еще и в том, что число вариаций в природе строго лимитировано, и их не хватает для возникновения новых видов. Более того, Лайель целиком повторил доводы Пэйли о существовании в природе совершенных адаптаций организмов к той среде, где они обычно живут, которые никак не могли возникнуть естественным путем. В концепции Лайеля, конечно, присутствовали элементы синэкологических

5 Paley, W. Natural Theology, or Evidences of the Existence and Attributes of the Deity, Collected from Appearances of Nature. London, 1802. P. 288.

6 Ляйэлль [Лайель] Ч. Основные начала геологии или новейшие изменения Земли и ее обитателей / Пер. с послед. англ. изд. А. Мина. М., 1866. Т. 2. С. 316.

7 Галл Я. М. Борьба за существование как фактор эволюции. Л., 1976.

идей, но их трактовка базировалась на представлении о тесной и абсолютно совершенной коадаптации видов, что и обуславливает невозможность эволюции. В этом вопросе он прямо следовал за мыслями Пэйли.

Дарвин был хорошо знаком с работами Пэйли и не только через труды Лайеля. С 1827 по 1831 гг. он был студентом богословского отделения Кембриджского университета, и труды Пэйли были обязательным чтением студентов. Всю самую разнообразнейшую аргуметацию в пользу творения мира Дарвин знал, как говорится, «на зубок».

Лайель выдвинул идею, что географическое распространение современных видов прямо связано с историей жизни на Земле. Бесспорно, акцентируя внимание на виде, а не на каком-либо другом таксоне и его географическом распространении, он подготовил почву для будущих эволюционных объяснений, но эволюционные подходы в биогеографии пришлось создавать уже новому поколению ученых, к которому принадлежал и Дарвин.

Весь творческий багаж Лайеля был взят Дарвином на вооружение. Основным источником «Галапагосской легенды» служили его «Орнитологические заметки», опубликованные в полном объеме в 1963 г. (наиболее интере

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком